Сочинское наследство

Сочинское наследство

При выборе габаритов олимпийских объектов нужно учитывать их востребованность в будущем

Пределов совершенству нет. Но после XXIX летней Олимпиады, состоявшейся нынешним летом в Пекине, страны-хозяйки будущих Игр равняются именно на китайцев как на идеальных организаторов. На создание олимпийской инфраструктуры они затратили$45 млрд., однако найдется мало скептиков, которые бы поставили под сомнение оправданность этих затрат. В том числе и в России, готовящейся принять XXII зимнюю Олимпиаду. Для россиян, по мнению международных экспертов, актуальной является тема не только создания современной инфраструктуры как таковой, но и эффективного ее использования по завершении соревнований.

— Игры в Пекине показали: при хорошей, вдумчивой организации Олимпиада — это не только красочный спортивный праздник мирового уровня, но и стимул для развития национальных и региональных республик, — заявил вице-премьер Дмитрий Козак на форуме «Сочи-2008». — Решение о развитии Сочи как горноклиматического и морского курорта мирового значения было принято еще задолго до Гватемалы, причем в двух вариантах. К Играм 2014 г. предстоит построить 181 объект, из них всего 14 — спортивного назначения. Остальные — это объекты энергетики, инженерной и транспортной инфраструктуры, туристического бизнеса.

Запланировано провести более 500 км ЛЭП и 100 км газопроводов, увеличить втрое генерирующие мощности, обновить более 50 тыс. гостиничных номеров… На этом список приоритетов, разумеется, не заканчивается. Ключевую роль играет транспортная инфраструктура. В Китае на ее создание пришлось свыше половины ($26 млрд.) всех расходов. В России, по всему видно, за ценою также не постоят.

— В дни Олимпиады транспортная нагрузка возрастет на порядок, поэтому очень важно моделирование потоков, — подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин на международном инвестиционном форуме «Сочи-2008». — Проведена большая работа по сбору и анализу информации: учтены самые узкие и загруженные участки, периоды пиковых нагрузок, количество автомобилей на 1000 человек, места населенности и приложения рабочих сил. На примере Олимпиад в Турине и Солт-Лейк-Сити разработана схема расселения спортсменов и гостей, варианты движения от одного олимпийского объекта к другому, поминутный график прибытия и отбытия олимпийцев, пересадочные пункты. По рекомендации МОК проработан вариант одностороннего движения, связывающего равнинные и горные кластеры…

Следуя логике Александра Мишарина, его ведомство намерено оставить заметный след в олимпийской истории.

Среди прочего будет реконструирован основной пассажирский порт Сочи и 15 портопунктов для организации прибрежного пассажирского движения, а также построены два новых грузовых района мощностью 5 млн. тонн каждый.

Будет проложена ветка скоростной железной дороги, по которой путь из Москвы до Сочи займет всего 11 часов. А в Сочи появятся 11 развязок, благодаря которым практически на всех участках движения уровень загрузки автотранспортом не будет превышать 60%. В часы пик скорость движения по Курортному проспекту и улице Ленина будущей олимпийской столицы вырастет с 58 до 2025 км/ч, а эмиссия выхлопных газов сократится на 40%…

По данным вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Козака, на сегодня в олимпийские проекты уже привлечено около $1,5 млрд. частных инвестиций. «Все объекты, которые предстоит построить, имеют доходность. Они были предложены инвесторам — российским и иностранным — и привлекли большой интерес», — утверждает чиновник. Еще большей активности бизнеса он ожидает по завершении работы над Генеральным планом Большого Сочи. «У компаний появятся долгосрочные ориентиры для участия в олимпийских проектах», — прогнозирует Дмитрий Козак.

Впрочем, ряду бизнес-структур активности не занимать уже сегодня. «Базовый элемент» называет себя «пожалуй, самым разноплановым инвестором» Олимпиады. «Мы строим Олимпийскую деревню, аэропорт и морской порт, конькобежный дворец, медиацентр, — перечислил руководитель дирекции «Проект Сочи-2014» «Базэла» Юрий Рейльян, честно признав, что ставка при участии в данных проектах делается на «получение экономического эффекта».

Другой заметный игрок на олимпийском поле — компания «Роза Хутор», строящая горнолыжные трассы. «Мы практически закончили формирование всех трасс, 20 километров уже готовы, — рассказал генеральный директор компании Сергей Трубин. — Международная федерация горнолыжного спорта проверила их и оценила на четыре с плюсом. устраним все замечания, чтобы уже в 2008 г. спортсмены смогли протестировать эти трассы, а в 2013 г. — на них прошел чемпионат мира».

— Сочи сегодня — один из национальных приоритетов, — подчеркивает вице-премьер Александр Жуков. — Его инвестиционная привлекательность не вызывает никаких сомнений ни у отечественных, ни у иностранных инвесторов.

Иностранцы дипломатичны в оценке амбиций россиян. По мнению представителей западных компаний, имеющих опыт строительства олимпийских объектов, очень важен такой фактор, как «олимпийское наследие».

— Спортивные сооружения, гостиницы, выставочные комплексы, учебные заведения — основное наследие Олимпийских игр, — комментирует эксперт МОК, специалист по проектной организации Паскаль Сордэ. — Однако перед началом строительства этих объектов необходимо определить их габариты, чтобы масштабы соответствовали использованию в дальнейшем. В конкретном случае нужно учитывать связь между глобальным проектом «Сочи-2014» и концепцией развития территории в целом.

— Наследие олимпийских объектов определяется прежде всего их месторасположением, — добавил президент компании Cannon design Боб Джонстон и привел пример двух одинаковых объектов с разными судьбами: — К Олимпиаде в Калгари построили ледовый дворец. Он расположен на территории университета, поэтому ежегодно привлекает сотни тысяч человек. Ледовый дворец, построенный к Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, — самостоятельное сооружение, не входящее в целостную группу объектов, поэтому в 2007 г. его посетили всего около 35 тыс. человек. Таким образом, в первом случае оправданно говорить об олимпийском наследии, тогда как во втором — нет.

Судя по уверенности, демонстрируемой высшими российскими чиновниками, они рассчитывают на лавры Калгари, а не Солт-Лейк-Сити. Дмитрий Козак напомнил, что еще на этапе проектирования сочинских объектов была предусмотрена их трансформация «в престижные конгресс-центры, превосходные базы подготовки спортсменов и базы отдыха. Например, конькобежный центр превратится не только в тренировочную базу, но и в площадку для фестивалей, выставок, культурных мероприятий вместимостью 5 тыс. человек». Одним из самых ярких примеров трансформации обещает стать передача Олимпийской деревни созданному недавно Международному российскому олимпийскому университету (МРОУ).

«Это будет большой вуз с большой студенческой аудиторией, где после 2014 г. станут учиться будущие спортивные менеджеры», — проанонсировал Дмитрий Козак.

Логотип Вестник Строительство