Михаил Скороход, президент ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ Груп»:
— Кризис вызвал обострение ситуации с неплатежами: некоторые застройщики задерживают деньги за поставленный товар.
Под удар попали прежде всего крупные производители цемента (в том числе «ЕВРОЦЕМЕНТ груп»). Между тем еще в мае 2008 года обострилась другая проблема — в пик строительного сезона цены на цемент начали падать. С мая по октябрь цена за тонну цемента снизилась с 4,6 тыс. до 3,2 тыс. рублей (без учета НДС и доставки). Снижение стоимости последовало после увеличения количества импортного цемента на российском рынке. В начале года правительство отменило ввозные пошлины на цемент, и в страну хлынул поток дешевого строительного материала.
По данным Федеральной таможенной службы, за восемь месяцев 2008 года в Россию было ввезено около 6,8 млн тонн против чуть более 600 тыс. тонн цемента за тот же период 2007 года. Как будет складываться ситуация в России — покажет время. При негативном сценарии доля импорта может достигнуть 35% от всего объема рынка. Это заставит российских производителей еще больше снизить объем производства.
Чтобы вывести отрасль из тупика, необходимо скорейшее участие правительства в урегулировании вопроса: возвращение пошлины на ввоз импортного цемента, поддержка проектов по строительству доступного жилья и инфраструктурных объектов (магистралей, аэродромов).Невмешательство правительства может привести отрасль к тяжелым последствиям: сокращению более 10 тыс. рабочих мест на предприятиях, уменьшению выручки заводов на 38 млрд рублей; потере доходов бюджета страны за счет недополучения налогов (на 9 млрд рублей) и пошлины (на 1 млрд рублей).
Алексей Калинов, генеральный директор управляющей компании
— Серьезного падения объемов продаж и стоимости сухих строительных смесей пока нет — производители сильно измучены предыдущими повышениями цен на сырье (цемент и гипс). Скорее всего, стоит ждать улучшения условий покупки — коммерческих кредитов, отсрочек платежей и т.п.
Для российских производителей ССС кризис будет временем испытания их политики: правильно ли выбраны клиенты, нет ли ошибок в ассортименте.
Уже сейчас известны факты слияния крупных региональных торговых марок за пределами ЮФО. Многие крупные инвестпроекты, вероятно, будут заморожены до лучших дней. Наиболее трудно приходится зарубежным производителям: они сокращают персонал, активность на рынке снижается.
По моим прогнозам, строители будут переводить свободные средства в объекты, находящиеся на стадии завершения, и активно проводить отделочные работы. Поэтому до нового года продажи не понизятся. А с января стоит ожидать значительных трудностей и в сегменте отделки. Будет серьезный спад.
Михаил Вебер, генеральный директор ООО «Термопанель Юг» (официальный дилер на Юге России
По идее, главными катализаторами развития рынка должны были стать крупные национальные и международные компании — до Юга, наконец, докатилась волна строительства больших торговых центров и складов. Но сейчас в связи с кризисом многие проекты наверняка будут заморожены. Пожалуй, главным итогом кризиса станет именно это — бурное увеличение темпов продаж на некоторое время будет отсрочено.
Лев Чесалов, редактор проекта www.rusmet.ru:— Однозначные оценки давать трудно. Ситуацию на металлургическом рынке можно описать словом «выжидание» — ничего определенного. Все ждут, какие меры примет правительство, как будет развиваться ситуация и т.д.
Тем не менее большинство металлургических предприятий снизили объемы производства — примерно
Хотя мне кажется, это не единственно верное решение, логичнее было бы не только сокращать издержки, но и стимулировать продажи: снижать цены, предоставлять отсрочки платежей, давать
Возможно, так металлурги и будут поступать в скором времени. Пик цен был достигнут в июле, однако реальным спросом он не был обеспечен. Ажиотаж на рынке вызвал перегретый уровень потребления, слишком быстрые темпы строительства. Сейчас, можно сказать, цены и спрос приближаются к реальности. Думаю, кризис продлится до весны следующего года — с началом строительного сезона начнется и рост продаж, и рост цен, несмотря на трудности.
Алексей Кухилава, генеральный директор
— В настоящее время все силы застройщики бросают на завершение уже начатых проектов, начинать новые мало кто решится. Поэтому стройматериалы в ближайшее время будут слабо востребованы. Уже сейчас продажи опалубки упали почти до нуля по всему ЮФО. Думаю, такая ситуация продлится достаточно долго. Сложнее всего придется дилерам «средней руки»: если небольшие предприятия всегда найдут покупателя, а крупные имеют финансовый задел, то средние компании наиболее уязвимы. У них большие объемы продаж и недостаточно ресурсов. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время многие дилерские центры начнут закрываться. В результате кризиса отечественные производители опалубки пострадают больше, чем зарубежные. Они начали развиваться недавно и еще не накопили достаточных ресурсов, чтобы переждать кризис.
Зарубежные компании сильнее, поэтому они смогут раньше выйти из кризиса. Это, к слову, позволит им увеличить свою долю на российском рынке. Если до кризиса соотношение между российской и импортной опалубкой было 40 на 60, то после кризиса, скорее всего, будет наоборот: 60 на 40. Впрочем, ничего плохого в этом нет. Импортная опалубка качественнее и долговечнее.