Мы за ценой не постоим

Мы за ценой не постоим

Российские власти заявляют, что даже мировой кризис не способен помешать реализации амбициозного проекта «Сочи-2014»

4 июля 2008 года Россия отметила годовщину победы в конкурсе городов-кандидатов в столицы XXII зимних Олимпийских игр. «Гражданские» и «спортивные» чиновники были единодушны в своем оптимизме. «Иначе и быть не могло», — говорили они, ссылаясь на качество презентации Сочи с его уникальными месторасположением и климатом, а также запланированными олимпийскими и околоолимпийскими объектами.

Тремя месяцами ранее — в апреле — госкорпорация «Олимпстрой», выступающая заказчиком строительства всех олимпийских объектов в Сочи, сменила президента — экс-главу «Транснефти» Семена Вайнштока. Согласно официальной версии, его отставка была плановой. Сам Вайншток подтвердил: «Сразу (при назначении в сентябре 2007 г. — Прим. «Вестника») была договоренность (с нынешним премьерминистром Владимиром Путиным. — Прим. «Вестника»), что я должен сформировать корпорацию, обеспечить ее нормальное, стабильное функционирование, запустить работу и, если это случится, могу уходить».

Между тем эксперты усомнились в добровольном характере ухода главного «олимпстроевца», апеллируя к его собственным заявлениям о масштабных планах на 2008 г. Среди истинных причин отставки назывались конфликт с министром регионального развития Дмитрием Козаком, разногласия с администрацией Краснодарского края, непростые взаимоотношения с бизнесменами Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской… Подтверждать либо опровергать эти версии Семен Вайншток не стал. Он показал себя дипломатом еще раз, когда назвал удачным выбор преемника — мэра Сочи Виктора Колодяжного: «Это профессионал… У него есть потенциал, и я убежден, что это хорошая мне замена».

Виктор Колодяжный, как можно было заключить, — завидный оптимист. За все эти месяцы он ни разу не усомнился (по крайней мере на публике) в жизнеспособности проекта «Сочи-2014». «В сроки уложитесь?» — обращались к нему. «Этот вопрос даже не обсуждается!.. Большинство объектов будет строиться на средства инвесторов, а их главная задача — сделать проекты окупаемыми. Спортивные сооружения будут активно использоваться после Олимпиады, а это позволит увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней», — отвечал Виктор Колодяжный.

Вскоре после ротации в «Олимпстрое» Сочи с первым инспекционным визитом посетила координационная комиссия МОК по главе с ее председателем Жан-Клодом Килли. Гостям показали места, где будут расположены олимпийские объекты, и макеты строек. Другого показать им хозяева не смогли, поскольку, признался вице-премьер Александр Жуков, первая проектно-сметная документация должна была быть готова только к августу 2008 г. Впрочем, Жана-Клода Килли это не особо смутило. Признавшись, что МОК видел много разных ситуаций при подготовке Олимпиад, он заключил: «Мы поражены тем, с какой скоростью действуют Олимпийский комитет, правительство России и власти Краснодарского края».

С чувством глубокого удовлетворения представители МОК уехали и с VII Международного инвестфорума «Сочи-2008», где тема Олимпиады-2014 была одной из ключевых. Дмитрий Козак напомнил, что предстоит построить и реконструировать 181 объект, из них только 14 — спортивные, остальные — транспортная инфраструктура, энерго- и водоснабжение, гостиничное хозяйство.

В очередной раз стало понятно: Россия за ценой не постоит. На подготовку к Играм из федерального бюджета дополнительно было выделено 36 млрд. рублей. «Это не потому, что кто-то накручивает. Надо быть объективным: идет инфляция, в том числе и на энергоносители», — пояснил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин.

Основное финансирование попрежнему ведется в рамках ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта»: до 2014 г. город получит 314 млрд. рублей, из них 185 млрд. — из Центра. Но для большинства экспертов очевидно: эта сумма далеко не окончательная. «В дальнейшем существенным изменениям подвергнутся все строительные планы: количество олимпийских объектов будет расширено, место их возведения изменено — соответственно, сметы на строительство вырастут», — уверен директор Института региональной политики Булат Столяров.

Собственно, некоторые олимпийские объекты уже сменили прописку. В этом, однако, заслуга не только и не столько чиновников, сколько экологов. Владимир Путин согласился с их доводами о необходимости переноса строительства санно-бобслейной трассы, горной Олимпийской деревни и водозабора с территории Грушевого хребта, являющегося объектом мирового природного наследия, в другое место. «В случае нарушения балансов в природе может создаться ситуация, из которой потом ни за какие деньги не выйдешь», — мудро заметил премьер, признав, что конфликт с экологами спровоцировали «решения, которые не до конца были проработаны». По мнению самих экологов, они одержали верх «во многом потому, что в дело вмешались международные организации, в первую очередь ЮНЕСКО». «Скандал больно ударил бы не только по имиджу российских властей, но и по МОК. Тот просчитал возможные потери и, по всей видимости, оказал давление на Правительство РФ», — полагает эксперт по природоохранному законодательству «Гринпис-Россия» Михаил Крейндлин.

Похоже, что он близок к истине. «Если бы этого решения (о переносе строительства) не было принято, то могли бы возникнуть серьезные долгосрочные проблемы», — дал понять Жан-Клод Килли во время встречи с Владимиром Путиным.

Еще одна серьезная тема-раздражитель — выкуп в Нижнеимеретинской низменности земель под строительство олимпийской инфраструктуры. Этому предшествовало многомесячное противостояние, доходившее временами до прямых столкновений населения с властями. Есть основания полагать, что, как и экологический вопрос, земельный попортил Владимиру Путину немало крови — он неоднократно требовал форсировать переговоры с собственниками. Процесс выкупа участков стартовал 1 ноября. По данным Виктора Колодяжного, выкупу подлежат по 130 объектов в верхней и нижней частях Имеретинской долины. Их площадь — порядка 40 га. Дмитрий Козак оговорил, что участки будут выкупаться «по справедливой рыночной цене, которая позволит гражданам безболезненно приобрести себе на рынке аналогичное имущество, жилье и землю». Ранее граждане заявляли, что справедливая цена — $100 тыс. за гектар.

От Дмитрия Козака, тогда главы Минрегиона, зависело многое в реализации проекта «Сочи-2014». Теперь его полномочия еще шире: вице-премьер, занимающийся «исключительно или главным образом подготовкой к Олимпиаде». «Не лишним было придать дополнительный импульс и сконцентрировать дополнительный административный ресурс в этом направлении», — объяснил Владимир Путин.

Президенту Дмитрию Медведеву «эта идея показалась разумной». Однако в последние месяцы Дмитрию Козаку не позавидуешь: он вынужден действовать с оглядкой на кризис. «Все зависит от финансового самочувствия тех инвесторов, которые у нас имеются, — рассуждал высокопоставленный чиновник. — Пока отказов от строительства олимпийских объектов со стороны инвесторов нет. Хотя мы понимаем, что это может произойти. Если произойдет — будем искать либо других инвесторов, либо использовать бюджетные деньги — другого выхода у нас нет».

Бальзам на душу высшему российскому руководству — почти категоричное заявление президента МОК Жака Рогге о том, что кризис не сможет помешать проведению Игр в Сочи: «Есть небольшие проблемы в техническом и инженерном плане, но никак не в финансовом. Это приоритетный проект как для России, так и для Путина, и мы уверены, что средства на Олимпиаду будут у них всегда».

Согласно графику, массовое строительство олимпийских объектов в Сочи должно начаться не позднее 2009 г. и закончиться к 2012 г. «Затягивание любых процедур, связанных с подготовкой к Играм, недопустимо», — предупредил Владимир Путин. Примером, достойным подражания, он назвал XXIX летнюю Олимпиаду в Пекине: «Все позитивные наработки китайских партнеров следует учесть».

Логотип Вестник Строительство