Событием строительного года в Астраханской области, без сомнения, стала подготовка областного центра
к 450-летнему юбилею. Никогда в современной истории города не выделялись столь серьезные госинвестиции на снос ветхого фонда и строительство жилья для переселенцев, как в последние два года. Вместе с выделяемыми другими федеральными источниками средствами они станут реальной помощью для стройкомплекса в довольно непростой экономической ситуации.
Событием строительного года в Астраханской области, без сомнения, стала подготовка областного центра к 450-летнему юбилею. Никогда в современной истории города не выделялись столь серьезные госинвестиции на снос ветхого фонда и строительство жилья для переселенцев, как в последние два года. Вместе с выделяемыми другими федеральными источниками средствами они станут реальной помощью для стройкомплекса в довольно непростой экономической ситуации.
За счет средств федерального бюджета за 2007–2008 гг. в Астрахани приобретено 605 квартир общей стоимостью 849,209 млн. рублей, а также началось строительство 20 многоквартирных жилых домов в областном центре (по ул. Куликова в Кировском районе, по ул. Балаковой и микрорайоне Западный-2 в Трусовском районе, в микрорайоне по ул. Бабаевского и ул. косм. В. Комарова в Ленинском районе Астрахани). Шесть из 20 многоквартирных жилых домов (576 квартир) планируется ввести в эксплуатацию в 2008 году. Завершение строительства оставшихся 14 многоквартирных жилых домов в Астрахани (1611 квартир) планируется в 1-м полугодии 2009 года (в том числе 11 жилых домов — в 1-м квартале 2009 г. и 3 жилых дома — во 2-м квартале 2009 года).
Предполагается, что в 2009 и последующих годах объемы инвестиций на решение проблем по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда сохранятся на уровне 2007–2008 годов (не менее 2 млрд. рублей ежегодно). В Минрегионразвития России и Минэкономразвития РФ направлены бюджетные заявки на выделение указанных объемов инвестиций из федерального бюджета на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Это обеспечит возможность только в 2009 году переселить из непригодного для проживания жилищного фонда порядка 1212 семей.
Подводя итоги года, заместитель председателя правительства Астраханской области — министра строительства и дорожного хозяйства Табарак Мухатов отметил, что позитивная динамика роста жилищного строительства в Астраханской области сохранялась до сентября уходящего года. «В январе-сентябре 2008 года ввод жилья составил 279,9 тыс. кв. метров, или 90% к соответствующему периоду прошлого года (309,4 тыс. кв. м)», — отметил министр. Падение ввода жилья в 2008 году началось с августа и по настоящее время продолжается. Прежде всего снижаются темпы возведения частного жилья и многоквартирных домов в Астрахани, финансируемых в основном за счет дольщиков. Положительным моментом можно считать то обстоятельство, что к началу 2009 года в заделе останется значительный объем незавершенного строительства, что позволит в условиях выхода из кризиса просто увеличивать темпы застройки, а не начинать ее с нуля.
Падение объемов жилищного строительства из-за финансового кризиса заставило руководство Астраханской области предусмотреть ряд мер, стимулирующих строительство в 2009 году.
Для решения самого актуального вопроса — достройки объектов с высокой степенью готовности — астраханским застройщикам нужно около 3 млрд. рублей. Кроме того, уже в этом году минстроем области предпринимаются меры по поддержанию жилищного строительства (см. Антикризисные меры, рекомендованные минстроем АО для застройщиков и муниципалитетов). Главная задача — их своевременно и эффективно реализовать.
Совместно с органами муниципальной власти был определен перечень объектов для государственного инвестирования (56 многоквартирных жилых домов с общей площадью жилья 178,66 тыс. кв. м, 18 заказчиков-застройщиков), реестр жилой площади, свободной от обязательств в строящихся и уже построенных домах (20,548 тыс. кв. м), а также потребность в кредитах (2,992 млрд. рублей) для завершения строительства жилых домов высокой степени технической готовности. Эти данные используются при подготовке заявок на предоставление государственных субсидий. Необходимые средства будут выделены различными источниками — Минобороны РФ, Минрегионразвития РФ, Фондом содействия реформированию ЖКХ и АИЖК.
До конца года минстрой Астраханской области отправит заявку в фонд на выделение Астраханской области финансовой поддержки за счет средств фонда в объеме 343,328 млн. рублей. Они будут направлены на приобретение квартир в домах с высокой степенью готовности (не менее 70% от предусмотренной проектной документацией стоимости). По словам Табарака Мухатова, эти средства должны обеспечить завершение строительства домов. Для поддержания баланса спроса и предложения в 2009–2010 гг. запланировано и сформировано для освоения в целях малоэтажного жилищного строительства 48 земельных участков.
Уже сегодня в Енотаевском, Наримановском, Володарском, Приволжском, Ахтубинском и Камызякском районах органами местного самоуправления ведется активная работа по застройке площадок. В поселке Володарском — микрорайона жилой застройки по ул. Степной (7 га) и по ул. Мичурина (2,3 га); в с. Енотаевка — квартала усадебной застройки по ул. Монтажной/Днепровской (4,8 га); в с. Красный Яр — квартала малоэтажной застройки по ул. Ватаженской (4,3 га ); в с. Началово — квартала жилой застройки в северовосточной части села (17,3 га). Для комплексного многоэтажного строительства в Астрахани также сформированы площадки для освоения. Наиболее значимые из них — микрорайон по ул. Бехтерева (16 га); группа жилых домов в ГСК-3 микрорайона по ул. Куликова (7,8 га).
Антикризисные меры, рекомендованные минстроем АО для застройщиков и муниципалитетов
- снижение стоимости квартир за счет уменьшения рентабельности предприятия;
- использование принципов частно-государственного партнерства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, расположенного на инвестплощадках, предназначенных под новое жилищное строительство. Предполагает оплату за счет бюджетных средств, в том числе Фонда ЖКХ, части предоставляемой по нормативу площади, соответствующей занимаемой площади: разница между нормативной и занимаемой площадью оплачивается инвестором. Для аккумуляции средств мэрии Астрахани предлагается создать фонд поддержки жилищного строительства;
- выделение муниципалитетами бюджетных средств на инженерную подготовку площадок под строительство (включая разработку ПСД), реализуемых на аукционах;
- введение понижающего коэффициента (0,01) при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства (кроме индивидуального) на время, не превышающее нормативный срок строительства или срок, установленный проектом строительства.
Автор:
Евгений Милославский