Продажные материалы

Продажные материалы

Снижение стоимости строительных материалов прогнозируется до уровня цен 2006–2007 года

Рынок строительных материалов до недавнего времени развивался стабильно и динамично. Налаживали контакты профильные оптовики, осваивались в Краснодаре современные центры розничной торговли, расширялся ассортимент товаров строительной группы, появлялись новые технологии, улучшалось качество товара. Сегодня же участники рынка высказывают самые разные соображения, оценивая ситуацию в сфере дистрибуции стройматериалов и давая прогнозы на следующий год.

Владимир Борисов, генеральный директор ООО «Кубанский кирпич»:

— В ноябре упали объемы продаж, сейчас многие не спешат покупать стройматериалы, ожидая еще большего падения цен. И они сегодня на заводах снижаются, но это явление временное. Резкое снижение продаж материалов связано с сокращением инвестиций в «большое строительство» и объемов продаж построенного жилья, а также с пропагандой «кризиса», затеянной московскими СМИ, что отразилось на частных застройщиках: стоит ли тратить деньги, если новые можно не заработать?

В 2007–2008 годах причиной резкого роста цен на кирпич была названа необходимость накапливания финансовых средств для возрождения отрасли. Но из 54 кирпичных заводов, работающих в сфере интересов «кубанского кирпича», заметные изменения качества товара произошли только на двух. Мешают работать строителям и сезонные колебания отпускных цен на многих заводах Кубани. В условиях доминирования предложения над спросом и все-таки существующего реального ценообразования на ряде кирпичных заводов увеличиваются объемы поставок товара из Ростовской области, Ставрополья, областей Центральной России, Урала, Украины. И вот парадокс: при значительной стоимости доставки товара его цена для покупателя оказывается как на уровне, так и ниже цены аналогичного товара кубанских производителей. Сегодня нам выгоднее завозить кирпич на Кубань, нежели покупать местный. Это касается как цены, так и качества. Например, кирпич лицевой желтый и коричневый мы везем из Брянска — у него самая низкая цена и отличное качество.

Одной из проблем законодательного плана на рынке строительных материалов является сертификация. Дело в том, что сертификация как кирпича, так и блоков для производителей является добровольной, и просто так она не проводится по причине дороговизны, а у строителей существуют жесткие требования к сертификации используемых материалов. Поэтому маленькие заводы, производящие качественный товар, не могут надеяться на официальное сотрудничество с крупными строительными организациями. Другой причиной того, что строители вынуждены покупать дорогой кирпич, являются различные формы налогообложения покупателей и продавцов. Поскольку строители работают с НДС, а подавляющее число кирпичных заводов используют упрощенную систему налогообложения, но их кирпич востребован, то строители нередко обращаются к нам с просьбой продать им этот товар, но уже с выделенным НДС. Как правило, это дешевле, чем покупать кирпич на больших «эндээсных» заводах.

Если конкуренцию можно отнести к вопросам законодательства, то в Краснодаре существует серьезная, но не решаемая проблема «черного» рынка кирпича. И если ответственных строителей эта проблема практически не касается, то частный застройщик на 90% ориентирован именно на этот дешевый рынок. Это потом выясняется, что в каждой машине недостает по 500 кирпичей, что сумма, оплаченная застройщиком и поделенная на количество пригодного к кладке кирпича, дает цену, превышающую стоимость качественной керамики. Есть и иные проблемы: пора объяснить населению, что цивилизованный рынок уже здесь, что возможность выбора есть, как есть и ответственные, добросовестные поставщики, работающие официально.

Иван Мячев, директор ООО «Стройтранс»:

— Застройщики не могут рассчитаться за поставленные строительные материалы. Поставщики в свою очередь в условиях финансовых проблем на рынке не хотят отпускать товары в долг, как раньше. Цены на щебень, песок, цемент устанавливают перевозчики и собственники карьеров. Сейчас они снизили цены примерно на 10–15%. Упал в цене цемент: в Новороссийске сейчас можно купить его на 20% дешевле, чем несколько месяцев назад, но только по предоплате. После новогодних праздников ситуация с ценами глобально не изменится. А вот ближе к весне они начнут возвращаться к своему докризисному уровню.

Что касается спроса на стройматериалы, то он остался, а вот объемы закупок значительно снизились. Некоторые застройщики пытаются работать с нами по бартеру — предлагают квартиры в обмен на материалы. Но мы пока не идем на их условия, поскольку для нас они не выгодны. Перспективы у строительного рынка есть. Люди всегда строили, строят и будут строить. Но при этом часть игроков на рынке стройматериалов до весны не доживет. Я считаю, что необходима поддержка государства, возможно, налоговые послабления или удешевление кредитов.

Алексей Кирьянов, директор краснодарского фондового интернет-центра ГК «АЛОР»:

— Длительная работа в условиях растущей экономики и огромного спроса на жилье привела к тому, что строительные компании практически не обращали внимания на составляющие себестоимости, покупали стройматериалы у перекупщиков, сами открывали снабженческие фирмы-посредники, через которые «отмывали» часть денег. Сейчас кризис «чистит» бизнес, и руководство тех застройщиков, которые планируют этот кризис пережить, всерьез взялось за оптимизацию расходов и снижение себестоимости в условиях резкого спада спроса на жилье.

Многие обратили внимание на биржевые поставки строительных материалов. Товарная биржа служит индикатором общего состояния экономики, и, естественно, в условиях кризиса биржевые цены на стройматериалы снижаются быстрее и значительнее, нежели цены прямых поставок. Всех проблем строителей это, конечно, не решит, но сама возможность покупать дешевле основные стройматериалы — цемент и арматурный прокат — дает конкурентные преимущества.

Полина Криворучко, директор по маркетингу, начальник отдела маркетинговых исследований и консалтинга АКГ «Ваш СоветникЪ»:

— В следующем году ожидать роста цен практически на все строительные материалы не приходится. В связи со снижением темпов строительства и заморозкой многих девелоперских проектов в городах края и на Черноморском побережье, а также со снижением доходов населения и темпов строительства и в секторе индивидуального жилого строительства, со стремлением многих производителей, запустивших в 2007–2008 годах новые производственные мощности, загрузить производство можно со всей уверенностью прогнозировать продолжение тенденции к снижению цен до уровня 2006–2007 года.

Также будет происходить замещение использования дорогих строительных материалов на более экономичные. Алексей Долженко, директор ООО «Промснаб Плюс»:

— Цена на металл упала более чем в два раза. Если летом арматура стоила около 40 тыс. руб., то сейчас — порядка 20 тыс. руб. Спрос также упал почти в два раза. Дело в том, что основная часть строителей заморозила все свои объекты. Некоторые оставили один объект, который и достраивают. Сейчас основная проблема в том, что строителям не дают кредиты, они в свою очередь не могут строить и, естественно, снижают объемы закупок стройматериалов. Но зимний период всегда провальный. Цена до весны будет снижаться и остановится, а весной спрос будет возобновлен в любом случае.

Павел Ярышка, генеральный директор фирмы «НИБКО-ЮГ»:

— В товарах водоснабжения и отопления сильно влияет на цену конкуренция. В Краснодарском крае и Ростовской области спрос достаточно высокий, поэтому и демпинг сильнее, чем в центральных районах страны: дистрибьютор может предлагать товар по ценам ниже, чем у производителя. Чтобы этого не происходило, завод должен понимать, что его цель не продать сейчас как можно больше, а продавать всегда. Поэтому необходимо работать именно с крупными дистрибьюторами, которые готовы делать в продукцию долгосрочные вложения.

Алевтина Федорова, финансовый директор ООО «ЮгФасадСтрой»:

— В ценовой политике рынка стройматериалов первую скрипку играет, конечно же, спрос. Сейчас рынок фасадных стройматериалов перенасыщен, поэтому приходится идти на уступки, делать скидки. К тому же на рынке много подрядчиков, которых интересуют только дешевые материалы, качественный материал не пользуется таким широким спросом, как хотелось бы.

Олег Запорожец, менеджер отдела продаж ООО «Строймир-Юг»:

— Для дистрибьюторов стройматериалов сейчас чрезмерно высоки проценты банков с сумм, выдаваемых под кредит. Спрос на стройматериалы не растет, так как банки не финансируют строительство, и девелоперам негде брать деньги.

Сергей Бурлай, генеральный директор ООО «Вариант»:

— Сейчас цемент и металл мы приобретаем практически в 2 раза дешевле. Но дело в том, что люди боятся покупать недвижимость. Они ждут и смотрят, как будут развиваться события. Да и ставки на кредиты высоки, продаж нет, поэтому впрок покупать дешевые стройматериалы мы не будем. Нам нужно вкладывать деньги в дело, а не замораживать их. На уже возведенные объекты снижение цен на стройматериалы повлияет плохо. Ведь покупали-то их по старым ценам. Соответственно, те компании, которые будут покупать и строить сейчас, получат совсем другую цену объектов, как следствие, их ценовое предложение будет более привлекательным для покупателей.

Итого:

Цены на стройматериалы упали, что, казалось бы, строителям на руку, но проблема в том, что воспользоваться этой возможностью они не могут. Причина — в минимальном спросе на готовые объекты и отсутствии оборотных средств. Участники рынка, которые в состоянии приобрести стройматериалы, выжидают момент для более выгодных покупок. Некоторые эксперты прогнозируют, что падение рынка стройматериалов будет продолжаться еще шесть месяцев. Возвращение этого бизнеса в нормальное рабочее русло начнется с возобновления работы финансового сектора — с началом кредитования участников рынка на приемлемых условиях.

Логотип Вестник Строительство