Речь шла достижениях и перспективах высшего профессионального образования. Его престиж сегодня как никогда высок, он поддерживается и общественным мнением, и средствами массовой информации… На этом фоне начальное и среднее профессиональное образование невольно оказывается в тени. А ведь это — завтрашние каменщики, плотники, монтажники…то есть квалифицированные рабочие, которые должны обеспечивать основы качественного строительства. Ведь не секрет, что массовое привлечение на стройки дешевой и неквалифицированной рабочей силы, которой являются мигранты из стран СНГ, обусловлено именно нехваткой грамотного, хорошо обученного персонала среднего и низшего звена.
Так каково же будущее ссузов Ростова и области? Придет ли завтра молодежь на стройплощадку? Эти вопросы обозреватель «Вестника» задал представителям дирекции
Председатель совета директоров ссузов, директор
— В течение лета 2006 года полностью изменилась государственная позиция в отношении подготовки специалистов среднего профессионального образования. На заседании Правительства выступил Президент, который обозначил, что в течение
— В чем вы видите основные причины подобного положения дел?
— На сегодняшний день престиж среднего профессионального образования существенно подорван. Идет огромная, просто сумасшедшая реклама гуманитарного, экономического, юридического высшего образования. Ребята охотно идут на рекламируемые виды престижного образования. Но если мы сегодня не будем так же рекламировать среднее образование, мы не получим завтра не только качественное строительство, но и не будет молодежи, которая в дальнейшем сможет возглавить строительные предприятия. Не имея опыта работы хотя бы на уровне среднего звена, они едва ли смогут грамотно управлять и большим комплексом. Многие сегодняшние руководители прошли путь от техникума, от среднего образования до кандидата наук и так далее…
— И каков может быть выход из сложившегося положения?
— На сегодняшний день достаточно большую ответственность готовы принять на себя руководители строительных фирм. Мы планируем создание
Далее. Нам необходимо привлечь молодежь для освоения рабочих профессий хотя бы на уровне СПО. Но для этого в колледжах должна вестись и большая воспитательная работа. Колледж – это не просто курсы подготовки и переподготовки специалистов. Это и система образования. Мы во многом учимся у высших учебных заведений работе с молодежью, перенимаем лучшее для того, чтобы наши студенты не чувствовали себя выброшенными за борт общего развития студенчества.
Что можно сделать? Я уже говорил о том, что мы в первую очередь работаем с работодателями. Это и открытие курсов дополнительного образования, и курсов переподготовки специалистов. Высшее звено с успехом обучается в университете, низовые кадры мы обучаем и можем в дальнейшем обучать на нашей базе. Другой вопрос — на каком оборудовании и с помощью каких мастеров?Сегодня мастер производственного обучения получает не большие деньги. И хотя колледж делает все для того, чтобы системами надбавок поднять заработную плату, мы считаем, что и государство должно развернуться в эту сторону. Мастер производственного обучения, получающий меньше, чем рабочий на строительной площадке — это нонсенс. Ему нужно обучать других, работать руками и головой, а он думает о том, как выжить.
Следующее направление — переход на профессиональные стандарты в СПО. То есть не просто стандарты, которые были разработаны в образовательных структурах, министерствах и ведомствах, а стандарты, которые предложены самими работодателями. Активно эта работа ведется в Москве, надеюсь, что и Ростов примет в ней активнейшее участие.
В этом случае наши выпускники будут еще более востребованы, и не будет стоять вопрос о том, кто и каким образом будет помогать строительному колледжу — каждая организация будет стараться вложить свою долю, чтобы получить подготовленного для работы в этой организации специалиста. Отдельные организации уже сейчас присылают заявки, либо просят несколько переиначить учебный процесс, чтобы приблизить его к условиям существования отдельных организаций.
Проблемы, обозначенные А.Ю. Нечушкиным, нашли свое отражение и в беседе с заместителем министра общего и профессионального образования Ростовской области Виктором Бережным. Впрочем, по словам Виктора Алексеевича, начиная с 1996 года система среднего профессионального образования России вообще и в Ростовской области в частности претерпевает определенные структурные изменения, и очевидно, часть острых вопросов можно объяснить «болезнью роста».
— Идет реструктуризация сети государственных учреждений СПО путем укрупнения как по горизонтали, так и вертикали, — объяснил замминистра. — Происходит объединение учреждений СПО, ряд ссузов вошли в структуру вузов, реорганизованы в филиалы колледжей. В Ростовской области за последние 10 лет уменьшилось количество государственных средних специальных учебных заведений с 76 до 61. (1995 г. — 76 учреждений, 2005 г. — учреждения, 2006 г. — 61 учреждение)
Продолжаются процессы передачи учреждений среднего профессионального образования из профильных министерств и ведомств РФ в ведение Министерства образования и науки РФ с их последующей передачей на уровень субъектов РФ (регионализация). С 1 января 2005 года в ведение Ростовской области переданы 7 ссузов технического профиля. В дальнейшем такие тенденции сохранятся.В связи с этим начался переход от отраслевого управления
За последние годы расширился спектр специальностей среднего профессионального образования расширился с 132 до 156. В связи со сменой отраслевых приоритетов, развитием социальной сферы и ростом (в последние годы) уровня развития экономики и промышленности области произошли изменения в структуре подготовки специалистов.
Увеличен прием по группам специальностей: «Информатика и вычислительная техника», «Энергетика», «Технологические машины и оборудование», «Эксплуатация транспорта», «Строительство и архитектура», «Промышленное производство». Открыт прием на новые востребованные специальности, например «Градостроительный кадастр». При всех структурных изменениях общий контингент, прием и выпуск студентов, обучающихся за счет бюджетного финансирования стабильно сохраняется.
Вместе с тем, функционирование и развитие СПО сопряжено с наличием ряда проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними особенностями деятельности системы образования в условиях регионализации.
Остро стоит проблема «старения» педагогических кадров системы, особенно преподавателей спецдисциплин (средний возраст — 49 лет).
Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров; слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы; высокий процент износа и морального устаревания
И в заключение — взгляд практика, представителя одной из тех фирм, где вплотную приходится сталкиваться с проблемой кадров.
В.Г. Третьяк, директор ООО «Спецавтосервис» (Шахты):
— К сожалению, молодежь в рабочие идет неохотно. Хотя, казалось бы, у нас и заплата очень неплохая, полный социальный пакет, и целый ряд льгот… но вот не идут. Возможно, потому, что работа физически тяжелая, это действительно приходится признать. Но, если кто приходит, например, после колледжа, или после армии, то уже не уходят. У нас свой учебный пункт, в котором получают необходимые навыки
«Не кочегары мы, не плотники…», «Весна на Заречной улице…», эти и
Справка «Вестника»
На территории Ростовской области образовательную деятельность осуществляют 68 учреждений среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) с 34 филиалами. Кроме того программы среднего профессионального образования реализуются в 17 структурных подразделениях вузов и 25 учреждениях начального профессионального образования. Всего по программам среднего профессионального образования обучается более 80 тыс. студентов.