Молодежь идет туда, куда зовет ее реклама

Молодежь идет туда, куда зовет ее реклама

В прошлых номерах «Вестника» уже поднимались вопросы подготовки кадров для строительства. Речь шла достижениях и перспективах высшего профессионального образования.  

Речь шла достижениях и перспективах высшего профессионального образования. Его престиж сегодня как никогда высок, он поддерживается и общественным мнением, и средствами массовой информации… На этом фоне начальное и среднее профессиональное образование невольно оказывается в тени. А ведь это — завтрашние каменщики, плотники, монтажники…то есть квалифицированные рабочие, которые должны обеспечивать основы качественного строительства. Ведь не секрет, что массовое привлечение на стройки дешевой и неквалифицированной рабочей силы, которой являются мигранты из стран СНГ, обусловлено именно нехваткой грамотного, хорошо обученного персонала среднего и низшего звена.

Так каково же будущее ссузов Ростова и области? Придет ли завтра молодежь на стройплощадку? Эти вопросы обозреватель «Вестника» задал представителям дирекции средне-специальных учебных заведений, руководства строительно-монтажных фирм и министерства образования Ростовской области.

Председатель совета директоров ссузов, директор Ростовского-на-Дону строительного колледжа Александр Нечушкин:

— В течение лета 2006 года полностью изменилась государственная позиция в отношении подготовки специалистов среднего профессионального образования. На заседании Правительства выступил Президент, который обозначил, что в течение 10-15 лет проблеме развития да и самого существования профессионального среднего образования не уделялось должного внимания. Кроме того, премьер-министр Михаил Фрадков выпустил межведомственный комплексный план развития среднего и начального профессионального образования. Это означает, что государство осознало огромную нехватку специалистов среднего звена в строительном комплексе, в частности.

Если говорить о цифрах, то на сегодняшний день сложился достаточно большой перекос: на 10 тыс. человек населения в России приходится 480 человек с высшим профессиональным образованием и 176 специалистов среднего профессионального образования. До 80 процентов вакансий на рынке труда составляют профессии рабочих и работников среднего звена.

— В чем вы видите основные причины подобного положения дел?

— На сегодняшний день престиж среднего профессионального образования существенно подорван. Идет огромная, просто сумасшедшая реклама гуманитарного, экономического, юридического высшего образования. Ребята охотно идут на рекламируемые виды престижного образования. Но если мы сегодня не будем так же рекламировать среднее образование, мы не получим завтра не только качественное строительство, но и не будет молодежи, которая в дальнейшем сможет возглавить строительные предприятия. Не имея опыта работы хотя бы на уровне среднего звена, они едва ли смогут грамотно управлять и большим комплексом. Многие сегодняшние руководители прошли путь от техникума, от среднего образования до кандидата наук и так далее…

— И каков может быть выход из сложившегося положения?

— На сегодняшний день достаточно большую ответственность готовы принять на себя руководители строительных фирм. Мы планируем создание учебно-производственного комплекса. Такой комплекс создан в Москве и успешно себя зарекомендовал. Уже подготовлено положение о создании подобного комплекса на территории Ростовской области. Мы вместе с работодателями попытаемся решить часть накопившихся проблем. Но и большую часть должно взять себя государство в лице министерства по образованию.

Далее. Нам необходимо привлечь молодежь для освоения рабочих профессий хотя бы на уровне СПО. Но для этого в колледжах должна вестись и большая воспитательная работа. Колледж – это не просто курсы подготовки и переподготовки специалистов. Это и система образования. Мы во многом учимся у высших учебных заведений работе с молодежью, перенимаем лучшее для того, чтобы наши студенты не чувствовали себя выброшенными за борт общего развития студенчества.

Что можно сделать? Я уже говорил о том, что мы в первую очередь работаем с работодателями. Это и открытие курсов дополнительного образования, и курсов переподготовки специалистов. Высшее звено с успехом обучается в университете, низовые кадры мы обучаем и можем в дальнейшем обучать на нашей базе. Другой вопрос — на каком оборудовании и с помощью каких мастеров?

Сегодня мастер производственного обучения получает не большие деньги. И хотя колледж делает все для того, чтобы системами надбавок поднять заработную плату, мы считаем, что и государство должно развернуться в эту сторону. Мастер производственного обучения, получающий меньше, чем рабочий на строительной площадке — это нонсенс. Ему нужно обучать других, работать руками и головой, а он думает о том, как выжить.

Следующее направление — переход на профессиональные стандарты в СПО. То есть не просто стандарты, которые были разработаны в образовательных структурах, министерствах и ведомствах, а стандарты, которые предложены самими работодателями. Активно эта работа ведется в Москве, надеюсь, что и Ростов примет в ней активнейшее участие.

В этом случае наши выпускники будут еще более востребованы, и не будет стоять вопрос о том, кто и каким образом будет помогать строительному колледжу — каждая организация будет стараться вложить свою долю, чтобы получить подготовленного для работы в этой организации специалиста. Отдельные организации уже сейчас присылают заявки, либо просят несколько переиначить учебный процесс, чтобы приблизить его к условиям существования отдельных организаций.

Проблемы, обозначенные А.Ю. Нечушкиным, нашли свое отражение и в беседе с заместителем министра общего и профессионального образования Ростовской области Виктором Бережным. Впрочем, по словам Виктора Алексеевича, начиная с 1996 года система среднего профессионального образования России вообще и в Ростовской области в частности претерпевает определенные структурные изменения, и очевидно, часть острых вопросов можно объяснить «болезнью роста».

— Идет реструктуризация сети государственных учреждений СПО путем укрупнения как по горизонтали, так и вертикали, — объяснил замминистра. — Происходит объединение учреждений СПО, ряд ссузов вошли в структуру вузов, реорганизованы в филиалы колледжей. В Ростовской области за последние 10 лет уменьшилось количество государственных средних специальных учебных заведений с 76 до 61. (1995 г. — 76 учреждений, 2005 г. — учреждения, 2006 г. — 61 учреждение)

Продолжаются процессы передачи учреждений среднего профессионального образования из профильных министерств и ведомств РФ в ведение Министерства образования и науки РФ с их последующей передачей на уровень субъектов РФ (регионализация). С 1 января 2005 года в ведение Ростовской области переданы 7 ссузов технического профиля. В дальнейшем такие тенденции сохранятся.

В связи с этим начался переход от отраслевого управления к территориально-отраслевому с усилением роли региона. Общая координация деятельности системы СПО ведется областным министерством общего и профессионального образования, Советом директоров учреждений СПО, шестью зональными объединениями руководителей СПО в тесном контакте с Федеральным Министерством образования и науки.

За последние годы расширился спектр специальностей среднего профессионального образования расширился с 132 до 156. В связи со сменой отраслевых приоритетов, развитием социальной сферы и ростом (в последние годы) уровня развития экономики и промышленности области произошли изменения в структуре подготовки специалистов.

Увеличен прием по группам специальностей: «Информатика и вычислительная техника», «Энергетика», «Технологические машины и оборудование», «Эксплуатация транспорта», «Строительство и архитектура», «Промышленное производство». Открыт прием на новые востребованные специальности, например «Градостроительный кадастр». При всех структурных изменениях общий контингент, прием и выпуск студентов, обучающихся за счет бюджетного финансирования стабильно сохраняется.

Вместе с тем, функционирование и развитие СПО сопряжено с наличием ряда проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними особенностями деятельности системы образования в условиях регионализации.
Остро стоит проблема «старения» педагогических кадров системы, особенно преподавателей спецдисциплин (средний возраст — 49 лет).

Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров; слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы; высокий процент износа и морального устаревания материально-технической базы учреждений СПО; отсутствие прогноза развития отдельных отраслей экономики затрудняет приведение содержания и структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.

И в заключение — взгляд практика, представителя одной из тех фирм, где вплотную приходится сталкиваться с проблемой кадров.

В.Г. Третьяк, директор ООО «Спецавтосервис» (Шахты):

— К сожалению, молодежь в рабочие идет неохотно. Хотя, казалось бы, у нас и заплата очень неплохая, полный социальный пакет, и целый ряд льгот… но вот не идут. Возможно, потому, что работа физически тяжелая, это действительно приходится признать. Но, если кто приходит, например, после колледжа, или после армии, то уже не уходят. У нас свой учебный пункт, в котором получают необходимые навыки машинисты-крановщики, машинисты автовышек, стропальщики.

«Не кочегары мы, не плотники…», «Весна на Заречной улице…», эти и много-много других песен, посвященных рабочим специальностям хорошо знакомы людям старшего поколения. Едва ли представители молодежи смогут вспомнить хотя бы куплет… Но хочется верить, что перемены, происходящие в системе начального и среднего профессионального образования вернут былую славу и уважение к званию «рабочий».

Справка «Вестника»

На территории Ростовской области образовательную деятельность осуществляют 68 учреждений среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) с 34 филиалами. Кроме того программы среднего профессионального образования реализуются в 17 структурных подразделениях вузов и 25 учреждениях начального профессионального образования. Всего по программам среднего профессионального образования обучается более 80 тыс. студентов.

Логотип Вестник Строительство