В начале апреля Минрегионразвития обнародовало проект укрупнения восьми российских городов: помимо Ростова, «вырасти» должны Иркутск, Владивосток, Сочи и еще несколько мегаполисов, вокруг которых издавна сложилась система
Формирование агломераций станет одним из инструментов региональных стратегий
— В Ростовской области формируется агломерация из нескольких городов, которая сконцентрирует в себе почти половину населения области и три четверти ее экономики. Будут ли федеральные органы власти поддерживать развитие мегаполисов?
— Для начала нужно рассказать о концепции долгосрочного
Принцип многополярного развития влечет за собой дифференцированный подход к регионам, исходя из их типологии, и жесткое целенаправленное финансирование, влияющее на комплексное развитие территорий. Формирование агломерации в данном случае не предполагает властного государственного воздействия по увеличению численности населения в четко заданных регионах.
Выбор опорных регионов и концентрация усилий федерального центра именно на их развитии будет определяться, прежде всего, местом региона в мировом рынке разделения труда, ролью региона в развитии страны, потенциалом развития основных инфраструктур и развития системы расселения.
Таким образом, ключевыми элементами политики многополярного пространственного развития будут являться региональные стратегии
При соответствии целей, заложенных в региональных стратегиях, целям федеральной стратегии развития, возможна государственная поддержка формирования соответствующей агломерации. В данном случае после детальной проработки механизмов реализации региональной стратегии (вплоть
Сегодня Ростовская область уже прошла указанные этапы и агломерация «Большой Ростов» получила развитие и его государственную поддержку. Завершение работы над концепцией долгосрочного
— Фактором, сдерживающим развитие территорий, является дефицит объектов инфраструктуры. Какие федеральные программы направлены на финансирование строительства инфраструктуры в ЮФО и, в частности, в Ростовской области и Краснодарском крае? Какова, на ваш взгляд, формула совместных действий региональных властей и правительства?
— Софинансирование строительства инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой», входящей в состав ФЦП «Жилище» до 2010 г.
На финансирование мероприятий данной подпрограммы в 2007 г. предусмотрено 5,5 млрд руб. На предоставление субсидий на компенсацию затрат за счет субсидий из федерального бюджета на уплату процентов по кредитам, полученным для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой и государственные гарантии на сумму 17,5 млрд руб.
28 марта 2007 г. прошел отбор субъектов РФ на участие в подпрограмме в 2007 г. По итогам отбора Краснодарский край представил заявку по двум проектам на сумму около 215 млн руб. (одобрена одна заявка на 20 млн руб. — прим. ред.). Ростовская область представила заявку по четырем проектам на сумму около 60 млн руб. В целом по ЮФО сумма по заявкам субъектов составила почти 978 млн руб.
Кроме этого, участники подпрограммы смогут претендовать на получение субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой застройки в размере до 70% от общей суммы расходов на строительство дорог в микрорайонах малоэтажной застройки и 60% общей суммы — в микрорайонах многоквартирной застройки.
В 2007 г. общий объем средств федерального бюджета, выделенных на эти цели составляет 3,5 млрд руб. Получить субсидии будет возможно после принятия проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил распределения и представления в 2007 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки», который в настоящее время внесен в Правительство РФ.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что реализация всех мер и механизмов государственной поддержки в полном объеме возможна только при условии адекватного и согласованного отношения к данной проблеме местных властей.
— Как можно заключить, для правительства снятие инфраструктурных ограничений — в списке приоритетов. Минувшей осенью Инвестиционная комиссия Минэкономразвития РФ удовлетворила заявку ОАО «Евразийский» на средства господдержки «Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения
— В 21 городе из 62 средних и крупных городов России контракты с частными операторами уже заключены.
Сейчас в России более 12 млн человек получают услуги водоснабжения от частных операторов. При этом 9 контрактов заключены на срок от 15 до 49 лет. Два из них имеют четкие обязательства по достижению заданных уровней обслуживания и привлечению внебюджетных нетарифных инвестиций.
Я могу назвать несколько примеров
В 2006 году появились первые крупномасштабные проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, для реализации которых частные операторы привлекли внешние инвестиционные ресурсы. В частности, «Российские коммунальные системы» разместили облигационный займ,
— Какие инструменты
— По нашему мнению, наиболее эффективным инструментом являются концессионные соглашения. В 2005 г. был принят ФЗ «О концессионных соглашениях». Его целью являются привлечение инвестиций в экономику страны, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Кроме того, закон устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
Концессионные соглашения позволяют развивать процесс демонополизации в сфере ЖКХ, привлечь частных инвесторов, как следствие обеспечить более высокое качество предоставляемых услуг.
В Ростовской области среди участников проектов
— Чиновники ряда регионов — в замешательстве: процент граждан, определившихся с формой управления своим домом, крайне мал. По словам экспертов, одним из препятствий является проблема недоремонта зданий. Насколько актуальны проблемы с технической документацией в других регионах ЮФО, каков путь их решения?
— Что касается создания ТСЖ, то могу сказать, что процесс идет крайне медленно. Сейчас в стране приватизировано 70% квартир, а ТСЖ создано всего в 9% от общего жилого фонда. Например, по данным Росстата на 1 января 2007 г., в Краснодарском крае из 77 238 имеющихся многоквартирных домов, выбрали способ управления 10 046.
При этом непосредственное управление собственниками помещений осуществляется в 2183 домах, управление ТСЖ и ЖК — в 1256 домах, управление управляющей организацией выбрано в 6607 домах. Всего в Краснодарском крае на 1 января 2007 г. насчитывается 859 ТСЖ.
Если мы хотим, чтобы ТСЖ были созданы, необходимо помогать жильцам. Например, сейчас оформление ТСЖ стоит около 50 тыс. рублей. Это отпугивает жителей многоквартирных домов. Расходы, связанные с созданием ТСЖ должны брать на себя органы местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы
— В ходе реализации нацпроекта обозначилась тема развития малоэтажного строительства. Расскажите об опыте регионов, где успешно развивается массовое индивидуальное строительство. Какие изменения будут внесены в Жилищный кодекс для стимулирования индивидуального строительства?
— В прошлом году в России из общего объема введенного жилья 48% приходится на малоэтажное строительство. Уверен, что в дальнейшем объемы малоэтажного строительства будут только увеличиваться. В России много леса. Поэтому мы будем придавать серьезное значение деревянному строительству. Но в тоже время мы обязательно учитываем новейшие технологии, применяемые в малоэтажном строительстве в Европе.
Для развития малоэтажного домостроения мы внесли ряд корректировок в действующее законодательство. В прошлом году в ФЦП «Жилище»
В Земельный кодекс внесены изменения, непосредственно касающиеся малоэтажного домостроения. Они направлены на уточнение порядка перевода земель из категории в категорию, упрощения предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для строительства в границах застроенной территории и т.д.
Изменения, внесенные в ФЗ «Об ипотеке», предусматривают залог земельных участков. Ипотека этих земельных участков возможна в случае, если они предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита.
Кроме этого, в настоящее время разработан проект ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территорий». Он предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов в целях создания дополнительных условий для осуществления гражданами права на жилище.
Предлагается на комплексной основе регламентировать отношения, возникающие при участии объединений граждан как по осуществлению ими малоэтажной застройки территорий, так и по управлению такими территориями.
В частности, предполагается определить дополнительные
— Определены ли на территории РФ экспериментальные площадки для производства быстровозводимого жилья, будут ли они располагаться в ЮФО? Что они из себя будут представлять?
— Мы подготовили предложения по активизации строительства заводов по быстровозводимому жилью, чтобы увеличить объемы малоэтажного строительства
В настоящее время проводится работа по внедрению и развитию производственных мощностей, ориентированных на производство необходимых материалов для строительства быстровозводимого жилья, определяются регионы, в которых будут апробированы данные механизмы.
— Какие региональные перекосы существуют в развитии промышленности строительных материалов в ЮФО? Когда в каждом из субъектов федерации будет создан план развития промышленности строительных материалов и какие приоритетные направления развития в этом плане — для Ростовской области?
— Мы неоднократно обсуждали вопросы развития промышленности строительных материалов и можем констатировать, что эти процессы должны регулироваться рынком. Так уже и происходит. А бизнес ожидает только одного — «сигналов». Сколько и какие потребуются строительные материалы, что легко можно рассчитать исходя из планируемого объема ввода жилья.
Можно это продемонстрировать на примере цементной промышленности. В середине 80-х гг. цементная промышленность вырабатывала порядка 80 млн т цемента. В то время примерно 76 млн кв. м вводилось жилья. В 2000 г. 29 млн кв. м ввели жилой площади — 31 млн т произвели цемента. Как видите, произошел резкий спад, так как у бизнеса не было уверенности в целесообразности производства цемента в больших объемах.
В 2006 г. мы ввели более 50 млн кв. м — 51 млн т выпустили цемента. Стоит задача строить ежегодно 80 млн кв. м к 2010 г. — значит, приблизительно, 90 млн тонн необходимо цемента. Правда тут еще следует учесть потребности в цементе, вызванные необходимостью строительства гидроэлектростанций, мостов, набережных и пр.
Стекольная промышленность стала более востребована — сразу появляются новые стекольные мощности, по новым технологиям. Например, в Тверской области построили современный завод.
Думаю, государство может оказать поддержку по модернизации ряда предприятий в плане снятия таможенных пошлин на ввоз современного оборудования, которое не производится у нас. Все остальное — в рамках рыночных отношений.
Не стоит забывать о производстве кирпича. Там, где кирпичное производство было налажено, там более активно идет процесс строительства. А там, где производства нет, и глину возят из одного субъекта в другой, национальный проект реализуется с большим трудом.
Конечно, определенный комплекс мер по развитию производства строительных материалов нами подготовлен, но крен все же будет делаться в сторону рыночных отношений. Концепция таких мер по развитию строительных материалов, была одобрена президиумом совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Кроме этого, всем субъектам РФ дано поручение разработать аналогичный комплекс мер, применительно к каждому региону, предусмотрев возможность предоставления преференций с целью развития данной отрасли производства. За надлежащее и своевременное исполнение данного поручения на региональном уровне определены ответственные лица.