Александр Кобзарь: «Главный приоритет — это люди»

Александр Кобзарь: «Главный приоритет — это люди»

Прошло три месяца после вызвавшей повышенный интерес пресс-конференции, на которой заместитель губернатора Юрий Андриади рассказал журналистам о реорганизации старого минстроя

Прошло три месяца после вызвавшей повышенный интерес пресс-конференции, на которой заместитель губернатора Юрий Андриади рассказал журналистам о реорганизации старого минстроя и создании на его базе двух новых министерств — территориального развития, архитектуры и градостроительства, которое возглавил Владимир Киргинцев, и министерства строительства и жилищного хозяйства во главе с Александром Кобзарем. Сегодня новые министры, у которых истекает символический срок первых 100 дней работы в этой должности, в гостях у нашего журнала.

— Александр Григорьевич, наши читатели знают, что до прихода в министерство вы возглавляли администрацию весьма сложного по ростовским меркам Ленинского района. С одной стороны, Ленинский — престижная площадка для реализации масштабных строительных проектов, с другой — это типичный старый центр с огромным количеством ветшающих домов, со ждущими очереди на получение новых квартир льготниками и жителями аварийного фонда. Теперь вы занимаетесь этими проблемами на областном уровне. Успели освоиться в своей нынешней должности?

Профессионалам-практикам на адаптацию многого не требуется. Да и нет ни у кого в нашем министерстве такой роскоши, как запас времени! Ведь мы как бы поставлены на острие проблем, касающихся буквально каждого жителя области.

Прежде всего это, конечно, проблема технического состояния передаваемого собственникам жилья фонда. По данным мониторинга, около 20 тысяч многоквартирных домов общей площадью 16 млн кв. м, то есть почти половина всего жилья области, имеют степень износа от 41% до 61% и требуют капитального ремонта.

Естественно, большинству вчерашних квартиросъемщиков, ставших теперь собственниками жилья, эту работу самостоятельно не осилить. И Дон стал первым регионом России, где принята получившая силу закона областная целевая программа «Создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007-2009 годах». Если она получит обещанную поддержку федерального бюджета, то в течение 3-4 лет застарелую проблему — «недоремонта» — удастся сдвинуть с мертвой точки. Пока же область изыскивает для этого свои ресурсы (подробнее о программе читайте в разделе ЖКХ. — Прим. ред.).

Но готово ли население в полной мере воспользоваться предоставленным ему шансом? По документам, представленным в министерство на финансирование в текущем году, видишь, что в 85% случаев жильцы стремятся сузить рамки ремонта, планируя проведение в своем доме только какого-то одного вида работ. Принимая такие решения, они исходят из принципа сокращения своих затрат на софинансирование. И не задумываются над тем, что через несколько лет «недоремонт» обязательно заявит о себе в полный рост, но тогда рассчитывать на помощь бюджета уже не придется.

До сих пор лишь половина собственников жилья не определилась с выбором способа управления своими домами, хотя это первейшее условие бюджетной поддержки капитального ремонта. И то, что в целом по России данный показатель еще ниже (15,8%), это никого не должно вводить в заблуждение.

Примечательно, как существенно разнится ситуация в отдельных муниципальных образованиях. Например, в Багаевском, Боковском, Верхне-Донском и еще десяти сельских районах практически 100% собственников жилья сделали свой выбор, в Волгодонске определились жильцы 706 из 762 многоквартирных домов, неплохие показатели и в Зверево. Это говорит об активной работе местных муниципалитетов, общественных организаций и неравнодушной позиции самого населения, сумевшего перебороть иждивенческий настрой.

Но, к сожалению, во многих администрациях так и не осознали, что работа с собственниками жилья — их прямой долг. Так, в Тарасовском районе выбор способа управления сделан меньше, чем в 3% домов, в Обливском и Семикаракорском районах — около 4%, в Миллеровском и Белокалитвинском районах — около 7%. Роль информационно-разъяснительной работы в жилищной сфере надо поднимать. Пример здесь показывает администрация области, организовавшая ряд учебно-практических семинаров для представителей всех регионов области.

Беспокоит и то, что ТСЖ, являющееся наиболее эффективной формой самоуправления в жилищной сфере, выбрали всего лишь в 1956 домах (4% от их общего количества). Не секрет, что большой проблемой при становлении товариществ является необходимость их государственной регистрации в управлении Минюста, не имеющем своих представителей в муниципалитетах. Поэтому собственники, принявшие решение о создании ТСЖ, наряду с другими не всегда оправданными хлопотами, обречены на утомительные (порой за сотни километров) поездки в областной центр.

Я думаю, этот вопрос требует скорейшего решения на федеральном уровне. Что же касается министерства, то на нашем официальном сайте размещены полный пакет документов, необходимых при создании ТСЖ, и масса другой полезной информации. Впрочем, никакой интернет не заменит живого общения с людьми, непосредственной работы на местах. Сам я для себя принял решение не менее двух раз в месяц выезжать в командировки. Причем не наскоком, на несколько часов, а обстоятельно, вникая в «практику», встречаясь не только с чиновниками, но и с активистами-общественниками, рядовыми жильцами. Это та обратная связь, от которой зависит успех любого начинания, особенно в такой деликатной сфере, как жилищное хозяйство.

— Действительно, «квартирный вопрос», похоже, никогда не утратит своей актуальности. В частности, острой остается проблема обеспечения жильем граждан, стоящих на квартучете, особенно льготников. В целом по области свыше 17 тыс. семей ожидают своей очереди уже более десяти лет. Как власть помогает тем, кто не может сам о себе позаботиться?

— Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции, малоимущим и другим указанным в законе категориям граждан бесплатно или за доступную плату предоставляется так называемое социальное жилье. И одна из стоящих перед нашим министерством задач — формирование в области фонда такого жилья. Это возможно осуществить двумя путями — приобретать квартиры на вторичном рынке или строить новые. Второй путь, безусловно, предпочтительнее как с социальной, так и с экономической точки зрения.

Социальное жилье имеет ряд архитектурно-планировочных и других особенностей, продиктованных нормативами законодательного характера и соображениями экономии бюджетных средств. Размещаться оно должно на земельных участках, имеющих низкую стоимость с незначительными затратами на инженерное обеспечение и, по опыту западных стран, на специально отведенных территориях.

Все это требует разработки типовых проектов строительства домов для малоимущих категорий и граждан, состоящих в очередях муниципальных образований. Администрация области предлагает провести конкурс проектировщиков на разработку трех типов такого строительства — в крупных городах, в средних и малых городах, в районных центрах и сельских поселениях.

Уже сейчас в рамках ФЦП «Жилище» в области активно реализуются мероприятия по оказанию господдержки различным категориям граждан. Только в Волгодонске в прошлом году девять семей получили сертификаты по указанным программам. Там же в 2006 г. вселились в свое жилье 12 детей-сирот…

Активируется и работа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, действует соответствующая целевая областная программа, рассчитанная до 2010 г. Считаю, что к этому сроку проблема сноса аварийного жилья в области должна быть решена. Сумели же мы уже сейчас полностью завершить отселение жителей из домов, грозящих обвалами. А всего в 2006 г. 483 семьи, проживавших в аварийном фонде, переехали в помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам.

К сожалению, некоторые владельцы приватизированных квартир в доживающих свой век лачугах пытаются, грубо говоря, нажиться на собственной беде, непомерно раздувая их стоимость. В таких случаях приходится прибегать к судебным разбирательствам…

— На совещаниях в администрации области часто поднимается вопрос об отставании в освоении бюджетных средств, выделяемых на строительство социально важных объектов. Как обстоят с этим дела сегодня?

— Лимит капитальных вложений из областного бюджета в 2007 г. составляет 2,8 млрд рублей. За пять месяцев освоение составило 12,5%, что превышает соответствующий уровень прошлого года.

Тем не менее проблема сохраняет свою остроту. Нас, в частности, беспокоит «раскачка» с возведением пристройки к центру социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в Батайске, с реконструкцией стадиона «Спартак» в Волгодонске. А в Таганроге из выделенных на прокладку второй очереди донского водовода 78 млн рублей освоено лишь 10 млн. Почему руководителям местных администраций приходится напоминать о необходимости постоянно контролировать ход работ, если эти капиталовложения выделялись по их же собственным просьбам?

Мы вынуждены были прийти к решению: если капитальные вложения по основным программам не будут освоены, обращения этих муниципальных образований о дополнительном выделении средств, в том числе из фонда непредвиденных расходов, рассматриваться не будут.

— Вы упомянули в своем ответе стадион в Волгодонске. Еще недавно бюджетное финансирование подобных строек казалось нереальным делом. А сейчас в области реализуется губернаторская программа развития сети спортивных сооружений…

— Только в Новочеркасске в стадии строительства плавательный бассейн и ледовый дворец. В Ростове реконструируются стадион «Труд» и тренировочное поле с искусственным покрытием в парке им. Островского, крупный спортивный комплекс появится в Сальске. Многофункциональные спортзалы, совмещенные с бассейнами, строятся в Азовском и Багаевском районах. На их базе надо разработать типовые проекты, которые найдут применение во всех районах области.

— Да, на Дону растет число строек — больших и малых. А какие объекты, в том числе ближайшей перспективы, вы бы обозначили как особо важные и приоритетные?

— Помимо масштабного проекта водоснабжения и водоотведения Ростова и юго-запада Ростовской области, сегодня уже разрабатывается документация на 62-й коллектор, строительство которого, в частности, даст импульс развитию прибрежной части Ростова, поможет развернуть город лицом к Дону.

На сегодня во многом уже выполнена губернаторская программа газификации, и основная тяжесть работ переносится на строительство водоводов, реконструкцию и сооружение новых артезианских скважин. Ставится задача, чтобы во всех самых отдаленных уголках области жители в полном объеме были обеспечены высококачественной питьевой водой…

Я бы сказал, что для нас приоритетны не объекты, а люди, именно на решение их проблем ориентируется вся политика областного руководства. И в этом смысле нашему вновь созданному министерству не приходится изобретать цели. Главное — создать и отработать механизм, позволяющий эффективно реализовывать все намеченное, добиваться высокой компетентности и согласованности во всех рабочих звеньях.

В 11 сельских районах области выбор способа управления жильем реализован на 100%. Это районы:

  • Багаевский,
  • Боковский,
  • Верхнедонский,
  • Волгодонский,
  • Заветинский,
  • Кагальницкий,
  • Неклиновский,
  • Октябрьский,
  • Песчанокопский,
  • Сальский,
  • Советский.

Логотип Вестник Строительство