Если вдуматься, первым строителем в наших местах был Петр I, неустанно стремившийся к расширению пределов Российской державы на юг. Пусть главный его проект — строительство на мысе Таганий Рог новой государственной столицы —
Время не пощадило построек, возведенных в основном из земли и дерева. Память о первостроителях хранит возведенная на углу Б. Садовой и Крепостного стилизованная крепостная
Короткий экскурс в историю позволяет лишь упомянуть замечательные храмы, украсившие все три донские столицы — Старочеркасск, Новочеркасск и Ростов и выросшие вокруг них жилые, торговые и административные кварталы. Так что нынешний строительный бум — не первый на Дону. Причем наши строители во все времена были людьми творческими и самобытными. Трудно найти более несхожие города, чем эклектичный, с купеческим размахом застраивавшийся в конце ХIХ века Ростов,
Долгое время многочисленный торговый флот и Владикавказская железная дорога, построенная, кстати, более высокими темпами, чем в наше время — БАМ, перевозили преимущественно сельскохозяйственные грузы. Но все громче заявляли о себе донецкие рудники, которые не только обеспечивали углем всю Россию, но и дали импульс промышленному строительству на Дону. Причем Таганрог в этом плане начинал теснить Ростов.
Так, в разгар Первой мировой царское правительство, надеясь использовать дешевую рабочую силу, запасы угля, металла и местных стройматериалов, эвакуировало туда из Ревеля знаменитый
Вот как вспоминала о порядках и условиях труда на стройке Елизавета
— Мы подносили бетон к кладке. К вечеру девушки с ног валились от усталости, а получали гроши, значительно меньше, чем мужчины, да и из той получки часто делались вычеты. Терпели, терпели и, наконец, сговорившись, взяли и бросили носилки. Строительство застопорилось, прибежали мастер, прораб, инженер, ругались, кричали, грозили увольнением. Но нужда сделала нас храбрыми…
Как видим, в отличие от кинорежиссера Станислава Говорухина, то поколение без особого пиетета относилось к «России, которую мы потеряли» и ее вековому укладу. В частности, когда уже в советское время понадобились материалы для строительства заводского клуба, рабочие «с огоньком» разобрали на кирпичики расположенную по соседству старинную Михайловскую церковь. Сам же завод, неоднократно поменяв названия и выпуская из своих цехов то одни из первых отечественных мотоциклов, то самые передовые для своего времени комбайны, то новинки мирового автопрома,
В 30-е годы почти весь Дон превратился в огромную стройплощадку, причем выбор места для новых заводов диктовался не только экономическими, но порой и прозрачными политическими мотивами. В частности, развернув в Новочеркасске строительство паровозостроительного завода (нынешний НЭВЗ) и других промышленных гигантов, власти рассчитывали за счет приезжего пролетариата «разбавить» присущий местному населению независимый казачий дух. Как показали события 1962 года, это удалось не в полной мере.
Но главным символом этой эпохи, безусловно, стал «Ростсельмаш». Генеральный проект завода был утвержден в марте 1927 года Советом Труда и Обороны страны. В заводском музее хранится датированная примерно тем же временем фотография одинокого на фоне необъятной степи домишка, в котором жили десятники и техники-изыскатели. Но уже вскоре сюда хлынули «сезонники» со всей страны. Многие приезжали целыми артелями с бережно завернутыми в тряпицы кельмами и мастерками. Прочий нехитрый инвентарь — ломы, лопаты и ручные тачки получали на месте.Но постепенно ручной труд заменялся машинным. Были сооружены арматурный и бетонный заводы, позволившие впервые в Советском Союзе внедрить в практику промышленного строительства сборные конструкции из железобетона. Наглядный урок получила и американская фирма «Френк Чейз», которая в расчете на нехватку у нас квалифицированных специалистов, заломила баснословную цену за проект цеха серого чугуна. В итоге цех построили по проекту наших инженеров, и обошелся он втрое дешевле американского. Еще одни пример:
15 июня 1930 года начальник Сельмашстроя и первый директор завода Н.П.
К началу
Волею судьбы строители получили на заводе почти постоянную прописку. В годы, именуемые застойными, «Ростсельмаш» стал ареной всесоюзной ударной стройки, в ходе которой на его территории фактически появилось несколько новых, объединенных технологической цепочкой заводов. Поскольку кадровых строителей и прибывавшей по комсомольским путевкам молодежи не хватало, приходилось прибегать к услугам контингента ЛТП, размещенного прямо за заводским забором. А руководство предприятия все продолжало выбивать средства на дальнейшее расширение производства, ввод новых мощностей, строительство жилых домов и общежитий для продолжающего расти коллектива.
Казалось, стройке быть вечной, но поток бюджетных вливаний внезапно иссяк. И не только потому, что у легендарного Юрия Пескова, ногой открывавшего, по словам Ельцина, двери в кремлевские кабинеты, не нашлось такого же энергичного и пробивного преемника. Просто наступили времена, когда все научились считать деньги. В том числе новая команда руководства завода, которой хватило «осколков» мощностей былого «Ростсельмаша», чтобы организовать там производство более современной конкурентоспособной сельхозтехники.
Только не следует смотреть на историю прославленного завода и ее творцов свысока. Ведь если бы не заложенная ими основа, то не было бы сегодня ни конвейера, с которого сходят комбайны «Вектор» и Acron, ни, возможно, самого российского села.
А теперь перенесемся из Ростова вверх по течению Дона, где он у Цимлянска делает большую излучину. Вот так же резко развернулся в послевоенную пору весь уклад жизни цимлянского края, большая часть которого ушла на дно рукотворного моря.
Эпопее строительства
Строительство «Атоммаша» совпало с расцветом, точнее, началом конца
Злые языки поговаривали, что выбор места для размещения «Атоммаша» был не столько экономическим, сколько политическим — на этом настояли тогдашние руководители области, пожелавшие, чтобы на Дону появился еще один промышленный флагман и новый город с полумиллионным населением. Видимо, не нашлось среди них профессионалов, знающих о коварных просадочных свойствах здешних грунтов. Они дали о себе знать спустя несколько лет, когда десятки еще новеньких многоэтажек Волгодонска пошли трещинами. А если бы и нашлись, то кто бы их слушал?!
Финал стройки во многом походил на ростсельмашевский,
Пока специалисты по макроэкономике спорят, было ли строительство гиганта атомного машиностроения ошибкой или нет, завод
Свои зарубки на древе истории оставляли не только индустриальные стройки. Символом перехода от холодной сталинской эпохи к оттепели для многих городов страны являются хрущевки, в которых и поныне еще проживают миллионы россиян.
Ростовчанам в этом смысле не очень повезло, а может быть, как раз наоборот. Архитекторы старались размещать неказистые панельные пятиэтажки в глубине жилых кварталов, а в центр города их вообще не пускали.
Первый опыт массового жилого строительства в области пришелся на 50-е годы, когда на пр. Ленина в Ростове возвели 180 тыс. кв. метров жилья. А в
После того как в 1963 году было завершено восстановление разрушенного в годы войны здания драмтеатра им. Горького — знаменитого конструктивистского «трактора», первоочередной задачей стало благоустройство новой главной площади областного центра и всей области — Театральной. Предусматривалось развернуть ее в сторону Дона, что и было осуществлено
С каким настроем вступила Ростовская область в ХХI век? Можно без преувеличения сказать, что все последние годы жизнь Дона символизируют строительные краны.
В нынешнем году строители намерены превзойти рекордный уровень сдачи жилья, достигнутый в 1987 году, и шагнуть дальше. В моду входят самые современные материалы, строительные технологии и «эксклюзивные» проекты, подсмотренные в разных странах мира. Некоторые уголки Ростова и других городов стали смахивать если не на Берлин, то на Кипр, что даже вызвало ропот краеведов, упрекающих архитекторов и их заказчиков в утрате самобытных традиций донского градостроительства.
А вот строительства на территории области новых индустриальных гигантов нет и не предвидится, хотя реальный сектор экономики набирает на Дону силу и число новых предприятий растет. Примером современного подхода к промышленному строительству можно считать Ростовский электрометаллургический завод, первая очередь которого этим летом введена в строй в Шахтах. Предприятие отличает не только высокая техническая оснащенность, но и рациональная компоновка производства, отсутствие основных фондов, которые держатся «про запас». По объему продукции, «снимаемой» с 1 кв. м производственных площадей, завод в Шахтах будет одним из передовых и эффективных предприятий в России и во всей Европе.
Прямым продолжением дела строителей
Список вновь вводимых объектов повышенной экономической и социальной значимости постоянно растет. По всему видно, что отрасль переживает новый подъем. Одной из главных тенденций развития стал массовый ввод качественного, причем в плане не только комфортности, но и внешнего вида, жилья. Никто не ограничивает фантазии архитекторов, получивших возможность разрабатывать и реализовывать самые оригинальные и смелые проекты. Налицо подъем и индустриального строительства. Не только в Ростове, но и по всей области формируются промзоны, которые становятся площадками для размещения новых современных производств. Возможно, нынешним новостройкам не хватает монументальности и пафосности, присущих их предшественникам, зато они более утилитарны и отвечают ожиданиям всех групп общества. И наверняка