Психология традиций или традиционная психология?

Психология традиций или традиционная психология?

Наши строители достаточно самокритично, а часто и самоуничижительно относятся к себе и к уровню развития нашего стройкомплекса

Знаете ли вы, что еще в 60-е годы в США понятие «японское качество» традиционно означало «плохое качество во всем» и воспринималось американцами так же, как мы сейчас воспринимаем понятие «китайский ширпотреб»? В Прибалтике понятиями «русская работа» и «русский бизнес» называют любую плохую работу, задирание цен и обман клиентов. Пока еще называют.

Наши строители достаточно самокритично, а часто и самоуничижительно относятся к себе и к уровню развития нашего стройкомплекса. Скептически отзываются о нашем техническом оснащении, общей организации работ, технологической дисциплине и ругают нашу традиционную безалаберность. Генеральный директор компании «РНР» Вадим Никулин рассказывал, что на одном из зарубежных тендеров американский заказчик ему говорил, что своим рабочим они платят $15 в час, «латиносам» — $9, а русским будут платить по $5, потому что «русские — непредсказуемый народ». «Мы котируемся на мировом рынке ниже пакистанцев и азербайджанцев!» — с обидой констатировал руководитель стройфирмы, которая не раз выигрывала на зарубежных подрядах.

В строительном деле значительную удельную долю в эффективности занимает и определяет человеческий фактор, а большинство специалистов считает, что в нашем донском строительном комплексе нет мобилизационного единства, нет духа победителей, доминирует психология аутсайдеров с взаимными обидами и обвинениями на всех уровнях. Министерство обвиняет глав администраций и строителей в абсурдной ситуации — деньги есть, но каждый год осваивается чуть больше половины возможного! Строители обвиняют власти в забюрократизированности на всех этапах, что превращает ритмичный разбег в ковыляние по болоту — то поднялся на кочку, то провалился по колено.

Профессиональные праздники в любой стране — это показатель самооценки и уровня притязаний, показатель национального духа и гордости за историческое место проживания: канадские лесорубы, английские кораблестроители, виноделы провинции Бордо. Они являются символами страны и привлекают туристов. А как отмечают свой профессиональный праздник донские строители, как поддерживают профессиональное самовосприятие? Это, пожалуй, повод для обсуждения.

«Бочку рабочим вина выставляю и недоимку дарю!»

Как и во времена Некрасова на строительстве железной дороги, так и в наше время организация и проведение праздника не блещут оригинальностью. На официальном уровне — и внутрифирменном, и внешнем административном — все проводится традиционно, то есть, как всегда, формально, даже без напряга на какую-либо изюминку. Отличие от прошлого года будет в других цифрах достижений и фамилиях награжденных. Не спорим, что награжденные — безусловно, достойные специалисты, причем из той когорты, которых можно награждать к любой дате и по любому поводу — никто со стороны не возразит, все будут приветствовать, а кто их прошлогодних номинантов вспомнит сейчас?

Круглый год строительные рабочие получают оплату за «голый объем», без какой-либо премиальной системы, без элементарных аккордных нарядов, учитывающих сроки и качество, а «премию» получают один раз в год к Дню строителя. Слово «премия» взято в кавычки не зря, потому что в данном случае это денежный подарок. Плата за объем или по тарифу, это плата за выполненную норму, а премия во всем мире платится за сверхнормативный труд и призвана стимулировать эту дополнительную эффективность. А вышеуказанный денежный подарок начисляется всем «по традиции» и выдается, как правило, кассирами также обыденно вместе с зарплатой.

Наш любимый пример нестандартного подхода к организации профессионального праздника на Дону — это гонки на тракторах, ежегодно проводимые компанией «Бизон» и уже ставшие новой традицией. Прекрасное сочетание коммерческого, рекламного хода с идеологическим, моральным воздействием, особенно на сельскую молодежь, которой наглядно доказывают, что профессионально работать и соревноваться на тракторах — это намного серьезнее, чем «рассекать» на джипе или сбивать на ночных улицах прохожих в отмороженных гонках.

Наработка новых профессиональных традиций на сегодняшний день — это такая же составная часть бизнеса, как заключение выгодной сделки или поиск надежного партнера. Чтобы сегодня выигрывать на рынке, нужно делать упор как в восточных единоборствах — не на победу над противником любой ценой, а на собственное совершенство, лучшую самоорганизацию, которая и будет гарантией успеха.

Это как красивая отделка фасада, которая и придает праздничное восприятие всего дома. В голой бетонной или кирпичной коробке можно жить и работать, но только считая, что это временно, с постоянным желанием выбраться во что-нибудь более приличное.

«Жизнь — это праздник, только нужно уметь его себе организовать!»

Если до 60-х годов прошлого века мотивацию рабочих стимулировала безработица с ее принципом «незаменимых людей нет», то японцы, чтобы изменить традиционные стереотипы о себе развесили (реально!) в своих цехах наш девиз: «Кадры решают все!» Перед любым современным предприятием стоит цинично-деловая задача: «Все сотрудники должны выкладываться с максимальной эффективностью и с максимальным удовольствием». Организация и проведение профессиональных праздников — это и средство, и показатель сплоченности и эффективности персонала.

Для создания новых традиций подход один — обобщить прошлый опыт и творчески переплавить его с современными реалиями.

Например, исторический подход. У всех народов искони отмечалось начало и окончание работ, особенно сельскохозяйственных и строительных. Начало любого строительства акцентировалось: от торжественных церемоний до сосредоточенной артельной молитвы. Да что строители, вспомните «Двенадцать стульев» и найденную в одном из них пластинку: «Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели». И если знаковые сооружения у нас отмечаются высокими делегациями, первыми закладками и финальными ленточками, то большинство текущего строительства начинается как бы украдкой и так же незаметно заканчивается. Почти каждый вечер по Ростову, особенно в Нахичевани, грохочут салюты: горожане отмечают дни рождения и свадьбы, а здесь — рождение дома как заурядность!

Если не придумали чего-либо оригинального, то назначьте общее обязательное собрание всех сотрудников на новой площадке и пригласите священника. Вы можете быть атеистом, но есть такая русская традиция (такая же, как звать Деда Мороза на Новый Год). Пригласите и попросите его сказать простым русским языком: «Сограждане! Все мы смертны, но то, что вы построите, переживет и сохранит память о вас. Это не просто многоквартирный дом, это множество разных судеб, для которых эти стены станут родными: детство, любовь, все радости жизни и ее последние мгновения. Так давайте же построим его так, чтобы через множество десятилетий наши потомки с уважением говорили: «Умели работать в старое время!».

На любом, даже копеечном товаре, обязательно будет ярлычок изготовителя, а у нас многие дома стоят «анонимные». Пусть данный дом типовой, а не выдающегося архитектора, установите на нем паспортную доску с датой, названием фирмы, фамилиями прорабов, мастеров, бригадиров. Место установки сделайте фирменным стилем, как лейбл на джинсах, как подпись автора на картине. Придумайте что-нибудь еще свое рядом: оформленное место для вывешивания информации будущего ТСЖ или чистую плиту с надписью: «Здесь жили выдающиеся граждане города…» Установкой паспортной доски (обязательно при полном собрании коллектива) отметить окончание строительства с поощрением отличившихся.

Развивать и совершенствовать призовую систему — по всем уровням (индивидуальному, бригадному, для участка и субподрядчиков) и во всем зачетам (срокам, качеству, эффективности). Искать оригинальные ходы, например, антипризы вроде «Бригада замороженного бетона» или «Мечта террориста» за качество. Внутри фирмы обязательно должен быть очень значимый главный приз генерального директора или директорский приз.

«…Только нужно уметь его организовать!»

Одна из существенных проблем у строителей — это возможность собраться всей фирмой, в том числе и для праздника. Это раньше при любом предприятии обязательно должны были быть актовый зал и красный уголок, обязательны были общие собрания по важным датам, минимум две демонстрации в год, выезды в колхоз, субботники, базы отдыха на Дону, где сотрудники в течение лета перемешивались и общались. А потребность в коллегиальном общении у строителей выражена значимо из-за постоянной необходимости работать разрозненно по участкам. Тем более важен каждый повод собраться большинству вместе, почувствовать ощущение «Мы — одна команда!», пусть под открытым небом и недолго в форме митинга. А руководству и ветеранам лишний раз идеологически и морально повоздействовать на сотрудников.

Безусловно, нужны новые традиции организации и проведения Дня строителя на уровне города. Это должен быть оригинальный, комплексный бизнес-проект, который должен отражать профессиональные цеховые интересы минстроя, ассоциаций, стройфирм, проектных институтов и быть одновременно зрелищным шоу для горожан и туристов, как какой-нибудь «Октоберфест» или карнавал.

Можно провести на одном или нескольких стадионах действительно профессиональные соревнования в индивидуальном зачете, командном и фирменном на силу, ловкость, мастерство, командное взаимодействие. Призы и статус победителя надо поддерживать и раскручивать в течение года. Так же, как мы знаем лучшего борца Ростова, лучшего парикмахера и модельера, самую красивую ростовчанку, мы должны знать лучшего каменщика города, виртуоза экскаваторщика и экстрим-профессионалов монтажников.

Ничто не мешает нам продумать и осуществить проект празднования Дня строителя на Театральной площади. Внешне по форме и срокам проведения это будет схоже с Днем Победы, а для городских властей объем работы сопоставим с перекрытием площади для концерта какой-нибудь звезды. Организация праздника — это уже область психологии массовидных явлений, и здесь у города есть богатый наработанный опыт. Сюжетная линия проведения может состоять из двух частей. Первая половина — это сбор строительных фирм, проектных институтов, учебных заведений по заранее спланированным секторам с ответственными представителями с табличками, как у воинов-ветеранов: «Первый Белорусский», «Второй Украинский» или как на праздниках РГУ по факультетам. Поскольку строители воспринимают свой праздник так же ревностно, как и пограничники, то обязательно придут и ветераны, и те, кто раньше работал, чтобы встретиться с бывшими коллегами.

А вторая часть — официальная. Кульминацией выступлений должно быть вручение приза губернатора лучшей фирме и объявление пяти или десяти лучших компаний с интригой, как на «Оскаре». Очень важно праздник красиво закончить и организованно освободить площадь. Для этого в финале сделать торжественное парадное прохождение лучших фирм, а за ними по секторам пусть проходят перед трибуной и покидают площадь остальные организации.

У директора «Марии» Александра Понамарева есть любимая поговорка: «Бог создал людей, а все остальное создали строители» — и эту надпись можно вынести на транспарант над трибуной. Представьте, какое будет красивое зрелище: вот они проходят по площади — первые после Бога — лучшие строители Дона!

Логотип Вестник Строительство