Ваш бизнес растет или стагнирует?

Ваш бизнес растет или стагнирует?

Каждый собственник, если ему небезразличен свой бизнес, желает знать, насколько динамично он развивается

Каждый собственник, если ему небезразличен свой бизнес, желает знать, насколько динамично он развивается. И это не праздный вопрос. От того, насколько бизнес успешен сегодня, во многом зависят дальнейшие управленческие решения. Каким образом эти управленческие решения повлияют на развитие бизнеса и по каким показателям это можно отследить? Развивается бизнес или стагнирует? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

Для многих предпринимателей такие словосочетания, как «развитие бизнеса», «его рост», стали обыденными. Поскольку количество вводимых в эксплуатацию квадратных метров, а также их отпускная стоимость постоянно увеличиваются, то «развитие бизнеса»… как бы само собой предполагается автоматически. Так ли это на самом деле?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, не проанализировав в первую очередь количественные показатели. Какие из них нас будут интересовать в первую очередь? Это увеличение активов (капитала), увеличение выручки от реализации, увеличение прибыли и увеличение доли рынка. Во вторую очередь — увеличение/уменьшение количества сотрудников и их средневзвешенной зарплаты. При этом вышеперечисленные показатели могут как коррелировать между собой, так и нет, и взаимосвязи могут быть самые разные. В большей степени это зависит от стратегии самого предприятия. Остановимся на показателях более подробно и разберем их на нескольких примерах.

1. Увеличение или уменьшение активов (капитала)

Если проанализировать приведенный баланс условного предприятия работающего в строительной сфере ООО «Строитель-Ю», то очевиден тот факт, что активы предприятия растут практически по всем статьям.

Таблица № 1. Активы предприятия ООО «Строитель-Ю»

Актив, тыс. руб. Код строки 2005 г. 2006 г.
Актив


1. Внеоборотные активы


Нематериальные активы (04, 05) 110 4,5 8,6
Основные средства (01, 02, 03) 120 30 169,0 41 021,0
Долгосрочные финансовые вложения (06, 82) 140 10 000,0 10 000,0
Итого по разделу 1 190 40 173,5 51 029,6
2 Оборотные активы


Запасы 210 31 822,0 61 940,0
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 12 000,0 16 015,0
Денежные средства 260 44,6 39,5
Итого по разделу 2 290 43 866,6 77 994,5
Баланс (сумма строк 190+290) 300 84 040,1 129 024,1

Имеется рост по основным средствам, а оборотные активы выросли почти в 2 раза. Все это свидетельствует о том, что активов у предприятия стало значительно больше.

Но это только активы. Мы умышленно не приводим вторую часть формы баланса № 1 (пассивы), потому что нельзя анализировать «рост активов», не учитывая при этом «пассивную» часть баланса, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Такой однобокий подход недопустим, т.к. не исключен тот факт, что «рост предприятия» связан с полномасштабным кредитованием и возросшей кредиторской задолженностью. При этом предприятие вообще может не иметь прибыли, работать в убыток, тем не менее активы его могут вырасти. Все это необходимо учитывать при более детальном анализе.

2. Увеличение или уменьшение выручки от реализации

Если анализировать выручку от реализации, то можно определенно сказать, что имеется тенденции ее роста: за год она составила 20,6%, при этом прибыль предприятия увеличилась с 19,3 до 26,4 млн. руб. Однако если учесть инфляцию, то положительная динамика по рассматриваемым показателям будет «сглажена».

Эти два показателя (активы и выручка от реализации) можно сравнить с верхушкой айсберга — как бы внушительно она ни выглядела, все же мы не можем составить представление об истинных размерах айсберга, не заглянув под воду.

Таблица № 2

Наименование показателя

Тыс. руб.

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Код строки 2005 г. 2006 г.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 10 305 123,0 368 125,0
Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг 20 259 545,0 298 234,0
Валовая прибыль 29 45 578,0 69 891,0
Коммерческие расходы 30 20 123,0 35 214,0
Прибыль (убыток) от продаж (строки 010-020-030-040) 50 25 455,0 34 677,0
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 050+060-070+080+090-100+120-130) 140 25 455,0 34 677,0
Налог на прибыль и иные аналогичные платежи 150 6 109,2 8 322,5
Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 19 345,8 26 354,5
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 160+170-180)) 190 19 345,8 26 354,5

3. Увеличение (уменьшение) прибыли

Казалось бы, самый незыблемый показатель. Прибыль = доходы – расходы. Что может быть проще, понятнее? Разве это доказательство роста можно подвергнуть сомнению? Итак, как видно из таблицы, прибыль предприятия увеличилась с 19,3 до 26,4 млн руб. Это хороший показатель. Однако хочется обратить внимание читателя на один нюанс. Если предприятие работает с прибылью, то прибыль (в финансовом отчете (балансе)) может «оседать» в виде: денежных средств; дебиторской задолженности; приобретенных активов; товарных запасов или других материальных ценностях; в инвестициях и других долгосрочных вложениях.

При анализе предприятия с этих позиций особое внимание следует обратить, куда именно направлялась прибыль предприятия? Вариантов здесь не так много: приобретение активов, выплаты дивидендов, рост товарных запасов или просто изымание денежных средств из оборота. Какие именно статьи активов росли, можно отследить по балансу (форма №1).

4. Увеличение (уменьшение) доли рынка

Давайте теперь рассмотрим вопрос о взаимосвязи доли рынка и выручки от реализации. Очевидно, что при ориентации предприятия на увеличение занимаемой доли рынка оно может выбрать стратегию «демпинга» по производимому или реализуемому «продукту». При этом как выручка от реализации, так и доля рынка должна возрастать, а прибыль уменьшаться. Однако очевиден тот факт, что существует прямая зависимость объемов производимой или реализуемой продукции от той доли рынка, где эта продукция реализуется.

Итак, как мы увидели, рост одного из четырех показателей в некоторых случаях способен привести к уменьшению трех других и в итоге свести на нет все усилия по выводу бизнеса на новый уровень. Здесь все подчиняется старому бухгалтерскому закону «если где-то прибыло — это значит, что где-то убыло». Таким образом, собственник бизнеса напоминает эквилибриста, балансирующего на тонком натянутом канате, пытаясь удержать равновесие.

Что касается второстепенных показателей, то при росте объемов производства (или сбыта) продукции, бизнес-система усложняется, становится более громоздкой и требует к себе все большего и большего внимания. Более того, она становится все более дорогой «в обслуживании», требует дополнительных материальных затрат и ресурсов (в том числе и людских).

Необходимо еще учитывать и тот факт, что большинство этих показателей напрямую влияют на стоимость самого предприятия или бизнеса. Д. Нисбет в своей книге «Мегатренды» описал процесс, когда в американской экономике централизация, достигшая своего предела, начала превращаться в свою противоположность именно из-за того, что организации становились слишком громоздкими и управление ими требовало слишком много ресурсов. «Бронтозавров помните? Они потому стали такими огромными как раз перед вымиранием, что им приходилось сидеть в воде, иначе они веса тела своего не выдерживали».

Но мы рассмотрели только количественные показатели, а как быть с качественными? На мой взгляд, здесь далеко не все благополучно. Что предлагают в настоящий момент конечному покупателю региональные строительные организации? Полуфабрикат, т.е. стены, крышу над головой и условно работающие коммуникации. И, как правило, чтобы довести этот купленный полуфабрикат до жилого состояния, нужно потратить на строительные материалы и работу сумму, соизмеримую с 1/3 стоимости полуфабриката, где примерно 40-50% — это затраты на оплату труда.

Почему же идет бойкая торговля полуфабрикатами, а не комфортным жильем? Что же получается, строительные организации не хотят зарабатывать больше или… есть какие-то другие причины, препятствующие им заниматься внутренними работами?

Притом, что в Европе квартиры во вновь построенных домах, сдающиеся с полной отделкой, скорее правило, чем исключение, потому что застройщики стремятся извлечь максимальную прибыль! Что же происходит у нас в этом строительном сегменте? В нем благополучно работают «шабашники» и мелкие фирмы, а крупные — нет! Почему? На мой взгляд, из-за низкой организации производства себестоимость такой работы достаточно высока и неконкурентна относительно тех же «шабашников». Вот вам и качественные показатели, к которым стоит стремиться!

У донских строительных организаций имеются значительные резервы в увеличении количественных и качественных показателей — как минимум на несколько десятков процентов. Однако добиться этого будет сложно, не решив организационные, технологические и кадровые проблемы, требующие значительных инвестиций. Вкладывать средства в свой бизнес большая часть региональных застройщиков не может себе позволить. И все-таки проблемы эти надо решать. Бизнес из года в год становится все более и более интеллектуален, и тот, кто сегодня не занимается перспективами развития, завтра может оказаться у обочины строительного регионального рынка. Будем надеяться, что этого не произойдет!

Эксперт по инвестиционным проектам, оценщик, директор оценочно-консалтинговой компании «ИКР-Консультант» Валерий Аллавердян.

www.i-con.ru


Логотип Вестник Строительство