Спорт в концессию

Спорт в концессию

Будут ли востребованы инструменты государственно-частного партнерства при реализации таких крупных проектов, как подготовка к ЧМ по футболу 2018 года?

Опыт зарубежных стран по подготовке к проведению масштабных спортивных мероприятий свидетельствует о том, что наиболее часто применяемой схемой ГЧП является концессия. Концессии и квазиконцессионные схемы могут быть успешно применены в проектах в России как на федеральном, так и на региональном уровне.

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно…

Запланированные в России масштабные спортивные события могут не только стать плацдармом для оптимизации взаимодействия государства и частного бизнеса, но и для применения наиболее прогрессивных моделей государственно-частного партнерства.

В то же время подготовительные мероприятия к Олимпиаде в Сочи в 2014 году продемонстрировали отсутствие значимых проектов ГЧП в спорте. Это произошло, на наш взгляд, отчасти по причине специфичности объектов Олимпиады (даже в отношении тех объектов, которые считались коммерчески привлекательными, инвесторами были выявлены высокие риски спроса и невозможность привлечения кредитования от частных банков (в целях реализации таких проектов привлекались кредитные линии ВЭБа). С другой стороны, отказ от реализации масштабных проектов ГЧП связан с недостаточно эффективным планированием и отсутствием должной подготовки проектов. В результате значительная часть объектов строится в рамках государственного заказа. Повторится ли та же ситуация с проектами чемпионата мира по футболу? Смогут ли государство и частные инвесторы найти оптимальные схемы взаимодействия и есть ли потребность в таком взаимодействии?

Полагаем, что потребность в использовании ГЧП-схем очевидна, поскольку:

а) бюджетных средств на строительство запланированных объектов инфраструктуры не хватит;

б) государство приняло на себя высокие обязательства перед ФИФА, в том числе в части создания инфраструктуры;

в) у государства нет достаточных ресурсов, включая управленческие, для того, чтобы самостоятельно создать объекты к чемпионату.

Опыт зарубежных стран по подготовке к проведению масштабных спортивных мероприятий свидетельствует о том, что большая часть проектов реализуется по концессионным схемам. Применяются как классические концессии (1), например, Design-Build-Finance-Maintain (проектирование — строительство — финансирование — содержание) — разновидность концессионного соглашения, близкая к схеме, заложенной в ФЗ «О концессионных соглашениях»(2), либо смешанные схемы. Так, например, схема DBFMO (3) включает в себя элементы традиционной концессии (по которой частный партнер получает доход при взимании платы с конечного потребителя услуг) и элементы схемы контрактов жизненного цикла, согласно которым частный партнер создает объект инфраструктуры для государства и получает платежи со стороны государства за техническое содержание объекта инфраструктуры в соответствии с функциональными параметрами. Схема КЖЦ также может применяться при реализации инвестиционных проектов в сфере спорта.

Есть в зарубежных странах также примеры создания объектов спортивной инфраструктуры полностью за государственные средства или, наоборот, полностью частных проектов (4). На практике использование тех или иных схем будет зависеть от параметров проекта, синхронизации деятельности органов государственной власти на разных уровнях и иных факторов.

Специальный правовой режим

Реализация масштабных мероприятий в России в ряде случаев сопровождается принятием специальных нормативных правовых актов в целях ускорения подготовки к мероприятию. Рассмотрим меры поддержки в рамках Олимпиады в Сочи и в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, предусмотренные законодательством (или планируемые). Законопроект по ЧМ-18 вносит большую ясность во взаимодействие «организаторов» ЧМ-2018. Вместе с тем ряд полномочий РФ и субъектов РФ пересекаются по содержанию (5). При этом из текста законопроекта не ясно, как РФ и субъекты РФ взаимодействуют при выполнении данных полномочий. Озабоченность вызывает отсутствие в законопроекте указания на порядок финансирования мероприятий по созданию объектов инфраструктуры, предусмотренных в рамках ЧМ-18. В ч. 1 ст. 27 законопроекта декларируется, что Российская Федерация гарантирует создание инфраструктуры, необходимой для проведения

соревнований в соответствии с требованиями заявочной книги и соглашениями о проведении соревнований. Однако механизмов финансирования указанной инфраструктуры в законопроекте даже рамочно не установлено.

Таблица 1

Сравнение законодательной базы для целей организации Олимпиады в Сочи и ЧМ-2018

Закон о проведении Олимпиады в Сочи (6) Законопроект об организации ЧМ-18 (7)

Въезд и деятельность иностранных граждан

Специальный порядок оформления въезда на территорию РФ

Специальный порядок привлечения иностранных работников

Валютные операции


Особенности осуществления валютных операций

Планировка территорий/предоставление земельных участков

Специальный порядок подготовки и согласования документации по планировке территории Специальный порядок резервирования и изъятия земельных участков

Особенности предоставления земельных участков для строительства объектов мероприятий и соревнований

Предоставление налоговых льгот

НДС Налог на прибыль организаций

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Земельный налог

Проекты ЧМ-18 vs сектора экономики

Рассмотренный законопроект по ЧМ-18 основное внимание уделяет реализации проектов строительства/реконструкции стадионов.

В то же время проекты чемпионата вписываются в более широкий инфраструктурный план по созданию/реконструкции объектов в различных отраслях экономики.

Еще одной характерной чертой подготовки к этим масштабным событиям является то, что объекты, запланированные к созданию/реконструкции, далеко не во всех случаях влекут новые траты для государства. В большинстве случаев (особенно это касается крупных объектов и проектов) речь идет о реализации ранее запланированных государством мероприятий. В таблице 2 приведена информация о некоторых обязательствах России в рамках подготовки к ЧМ-18.

Мультипликативный эффект от реализации проектов в рамках подготовки к ЧМ заключается в том, что в рамках ЧМ-18 государство может, мобилизуя частные ресурсы, реализовать проекты, которые были необходимы и до принятия решения о проведении чемпионата в России.

Таблица 2.

Обязательства России в рамках подготовки к ЧМ-2018

Существующие планы/проекты Новые обязательства
Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург Строительство/реконструкция стадионов в городах-участниках ЧМ-18
Строительство ВСМ Екатеринбург — Москва Реконструкция аэропортов в Екатеринбурге, Волгограде
Реконструкция стадиона «Лужники» Аэроэкспрессы в аэропорты Калининграда, Казани, Волгограда и т.п.
Строительство Ростовского аэропортового хаба Строительство гостиниц в Екатеринбурге, Н. Новгороде, Самаре, Саранске, Волгограде

Реконструкция транспортной инфраструктуры в городах-участниках ЧМ-18

Региональный мандат

Одной из отправных точек для старта любого инвестиционного проекта является определение так называемых точек входа — органов власти, в чьей компетенции находится объект/проект, необходимые согласования по нему. Большинство проектов в рамках ЧМ-18 относятся к региональному мандату, соответственно, могут быть инициированы на региональном уровне и реализованы на основе регионального законодательства о ГЧП, которое в ряде случаев предоставляет более широкие возможности для структурирования ГЧП-проектов. Например, на основе ростовского областного закона № 4 -ЗС от 22.07.2010 «Об основах государственно-частного партнерства» можно заключать концессионные соглашения с использованием иных моделей, кроме модели, предусмотренной Федеральным законом «О концессионных соглашениях». Также на территории Ростовской области действует областной закон № 66-ЗС от 04.02.1998 «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области». Частью 2 ст. 8 указанного закона установлены следующие формы финансовой поддержки по инвестиционным проектам в Ростовской области, помимо предусмотренных БК РФ:

— субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков и лизинговых платежей;

— предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

— передача имущества, являющегося предметом лизинга;

— статьей 9 рассматриваемого закона предусмотрен ряд льгот по налогу на имущество предприятий, земельному, налогу на прибыль организаций для определенных категорий лиц.

Следует отметить, что отдельные проекты могут быть реализованы при совместном участии Российской Федерации и субъектов РФ (например, проект создания крупной автомобильной или железнодорожной магистрали). В рамках таких проектов регионы могут предоставлять предусмотренные законодательством субъекта РФ меры поддержки.

Выводы:

1. Проанализированный опыт зарубежных стран по организации и проведению спортивных мероприятий свидетельствует о том, что наиболее часто применяемой схемой ГЧП является концессия.

2. От реализации проектов в рамках ЧМ очевиден синергетический эффект, т.к. они вписываются в более глобальный инфраструктурный план России. Ключевыми секторами реализации проектов подготовки к ЧМ являются:

— спортивная инфраструктура;

— транспортная инфраструктура;

— гостиничная инфраструктура.

3. При грамотном планировании ресурсов и времени концессии и квазиконцессионные схемы могут быть успешно применены в проектах в России как на федеральном, так и на региональном уровне.

1По такой схеме реализован проект строительства стадиона Rio Grande do Norte в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2014 году в Бразилии.

2ФЗ-115 предусматривает структурирование проектов по схеме BTO (Build-Transfer-Operate). В переводе на русский — «строительство — передача — эксплуатация», согласно которой создаваемый объект после завершения строительства передается в собственность государству, а частный партнер получает доход от эксплуатации объекта со стороны конечного потребителя услуг.

3По такой схеме реализован проект реконструкции стадиона Magalhaes Pinto Norte в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2014 году в Бразилии.

4Так, например, National Stadium of Bras lia реконструирован полностью за средства государства. Стадион Arena da Baixada построен за средства частных инвесторов.

5Например, полномочия по организации строительства и реконструкции объектов спорта и иных объектов в соответствии с заявленными обязательствами РФ — см. п. 4 ч. 1 ст. 3 и ч. 2 ст. 4.

6Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7Законопроект «Об организации и о проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Автор статьи - Евгения Зусман, старший юрист-аналитик практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX.
Логотип Вестник Строительство