Михаил Скороход: «Замещение импортного цемента отечественным отвечает интересам потребителей Юга России»
Холдинг «Евроцемент груп» запустил в пос. Подгоренском Воронежской области новый завод мощностью 2 млн тонн цемента в год
Холдинг «Евроцемент груп» запустил в пос. Подгоренском Воронежской области новый завод мощностью 2 млн тонн цемента в год, работа которого окажет значительное влияние на рынок цемента Ростовской области и всего Юга России, серьезно заместив на нем долю импорта. О том, каким образом это будет происходить и что необходимо для снижения роста цены на цемент, рассказывает президент ЗАО «Евроцемент груп» Михаил Скороход.
Юг — приоритетное направление
В Южном федеральном округе сложилась очень устойчивая модель работы заводов — «Новоросцемента», «Себряковцемента» и производства ЗАО «Евроцемент груп» («Осколцемент», «Белгородцемент» и «Кавказцемент»). Если посмотреть на объемы импорта цемента через порты ЮФО, то поставки турецкого цемента стали резко сокращаться, потому что наш подгоренский завод, по своему техническому оснащению являющийся флагманом цементной отрасли России, поставляет по конкурентным ценам продукцию высокого качества. Потребителям оказывается выгоднее покупать продукцию у нас.
Например, доля «Евроцемент груп» на рынке цемента Ростовской области составляет сегодня 50%. Этот регион ближе всего расположен к нашему подгоренскому заводу. При строительстве завода мы и планировали, что ростовский рынок станет для предприятия базовым. Объем потребления цемента доходит здесь до 3 млн тонн в год. Соответственно, 1,5 млн тонн поставляет донским покупателям ЗАО «Евроцемент груп». Преимущество нашего холдинга состоит в том, что наши предприятия расположены практически в каждом субъекте РФ. Такое положение позволяет с большой эффективностью решать логистические задачи, сокращая транспортное плечо. До пуска воронежского завода главными поставщиками продукции «Евроце-мента» в Ростовскую область были два предприятия — Старооскольский завод и «Кавказцемент», которые и обеспечивали 50-процентную долю холдинга на ростовском рынке. При этом плечо доставки в регион с обоих заводов составляло около 600 км. Теперь оно сократилось до 250 км. Это прямая экономия на каждой тонне цемента примерно 300 рублей. Таким образом, можно утверждать, что наша доля на ростовском рынке в ближайшие год-два увеличится еще на 10-15%. Эти цифры примерно соответствуют доли импорта цемента в Ростовскую область. Подгоренский завод сориентирован также и на другие регионы. В Волгоградской области доля «Евроцемента» на региональном рынке составляет 20%. В Краснодарском крае доля продукции «Евроцемента» должна вырасти с 20% до 40%. Олимпийская стройка фактически завершена, но есть другие крупные проекты на Кубани, такие как строительство Темрюкского порта — крупнейшего на Юге России.
Импорт бьет по отечественному производителю
Импорт — это угроза для любой страны, так как является препятствием для развития местных предприятий. При этом наша цементная продукция по качеству гораздо лучше зарубежной, потому что мы подбираем рецептуру и состав бетонов, который производится из наших цементов, учитываем климатические и гидравлические условия, в которых строятся объекты. Импортный же цемент, в первую очередь турецкий и иранский, готовится для использования в совершенно иных климатических условиях, что приводит сегодня к серьезным проблемам с безопасностью эксплуатации зданий и сооружений. В последнее время имели место обрушения зданий, поскольку арматура в бетоне очень быстро «съедалась» за счет агрессивности этих цементов. А сам бетон, подготовленный на этих цементах, выходит из строя после нескольких зим.
Закономерен вопрос: почему при таких условиях мы не конкурируем? А сложно конкурировать, когда в Турции и Иране на протяжении десятилетий успешно шла реализация госпрограмм по развитию цементной индустрии. В Иране подавляющее большинство цементных заводов — госпредприятия, которые получают беспроцентные кредиты, льготы на использование и без того дешевых электроэнергии и газа и т.д. Весь этот комплекс решений позволяет сегодня держать себестоимость иранского цемента на уровне 30 долларов за 1 тонну. В Турции действует такая же госпрограмма по поддержке цементной отрасли. Причем и Иран, и Турция увеличили за последние годы объемы производства цемента в два раза — с 50 до 100 млн тонн в год при внутреннем потреблении в Турции порядка 60 млн тонн. В Иране примерно то же самое. При этом Россия сегодня — единственная страна мира, которая не имеет обязательной сертификации продукции, а только добровольную. Это означает, что импортер, привезя на экспертизу цемент в небольшом стаканчике, может буквально за три часа получить сертификат, что его продукция соответствует ГОСТу. А то, что он ввозит в гораздо больших количествах в течение нескольких лет, никого не волнует. А что может быть в этом цементе с точки зрения радиации? Кому вы будете предъявлять претензии по качеству турецкого или иранского цемента, который здесь продают посредники? В свою очередь, «Евроцемент груп» тратит немалые средства на проведение проб и всегда готов отвечать перед строителями за качество своего цемента.
Как снизить цену на цемент?
Федеральная антимонопольная служба РФ провела исследование на тему, в какой степени цена на цемент влияет на конечную стоимость квадратного метра жилья, как в себестоимости возводимого жилья, так и в его рыночной цене? Эти исследования были опубликованы, и строители с ними согласились. Оказывается, в себестоимости 1 кв. метра жилья доля расходов на цемент составляет 2,5%. А в существенно более высокой продажной цене 1 кв. метра она уже порядка 1,5%. Это говорит о том, что даже если стоимость цементной продукции увеличится в два раза, то влияние на цену квадратного метра будет исчисляться 2%. Наверное, сейчас было логично населению России обратиться к строителям с вопросом: почему жилье не дешевеет, если цементная продукция в 2013 году стоит на 15-20% дешевле, чем в 2012 году, а цена квадратного метра неуклонно растет? Наше предложение, которое строителями должно быть услышано, состоит в том, что необходимо взаимное движение навстречу друг другу. Есть цена цемента, которая была рассчитана не нами. Мы приглашали для этой цели французского исследователя мирового уровня. Он изучил российский рынок и определил, какой должна быть сбалансированная цена цемента, чтобы и заводы модернизировались, и строительный комплекс получал адекватную стоимость продукции. Выяснилось, что цена цемента, отпускаемого с предприятий, должна быть 3,6 тыс. рублей за тонну. В настоящее время цена продукции, отпускаемой с предприятий «Евроцемент груп», составляет около 2,4 тыс. рублей за тонну. И 18-20% в этой сумме — расходы на транспортную составляющую, которая в зимний период достигает 25%. Строители же списывают эту же тонну в себестоимость по цене 3,4 тыс. рублей. У меня есть предложение: пусть цена останется такой, как строители списывают у себя в себестоимости. Строитель, который показывает свою смету заказчику, заинтересован в том, чтобы накрутить цену материала, который к нему поступает. Речь идет о компаниях, которые не работают в режиме прозрачной экономики и стараются показать заказчику очень высокие затраты на стройматериалы. Давайте сделаем цену на наш цемент приемлемой и для строительных компаний, и для покупателей жилья, и для производителей цемента. Убрав посредников, у которых кроме стула, стола и компьютера ничего нет, мы начнем наконец получать прибыль, необходимую для модернизации и строительства жилья и предприятий.
Юг — приоритетное направление
В Южном федеральном округе сложилась очень устойчивая модель работы заводов — «Новоросцемента», «Себряковцемента» и производства ЗАО «Евроцемент груп» («Осколцемент», «Белгородцемент» и «Кавказцемент»). Если посмотреть на объемы импорта цемента через порты ЮФО, то поставки турецкого цемента стали резко сокращаться, потому что наш подгоренский завод, по своему техническому оснащению являющийся флагманом цементной отрасли России, поставляет по конкурентным ценам продукцию высокого качества. Потребителям оказывается выгоднее покупать продукцию у нас.
Например, доля «Евроцемент груп» на рынке цемента Ростовской области составляет сегодня 50%. Этот регион ближе всего расположен к нашему подгоренскому заводу. При строительстве завода мы и планировали, что ростовский рынок станет для предприятия базовым. Объем потребления цемента доходит здесь до 3 млн тонн в год. Соответственно, 1,5 млн тонн поставляет донским покупателям ЗАО «Евроцемент груп». Преимущество нашего холдинга состоит в том, что наши предприятия расположены практически в каждом субъекте РФ. Такое положение позволяет с большой эффективностью решать логистические задачи, сокращая транспортное плечо. До пуска воронежского завода главными поставщиками продукции «Евроце-мента» в Ростовскую область были два предприятия — Старооскольский завод и «Кавказцемент», которые и обеспечивали 50-процентную долю холдинга на ростовском рынке. При этом плечо доставки в регион с обоих заводов составляло около 600 км. Теперь оно сократилось до 250 км. Это прямая экономия на каждой тонне цемента примерно 300 рублей. Таким образом, можно утверждать, что наша доля на ростовском рынке в ближайшие год-два увеличится еще на 10-15%. Эти цифры примерно соответствуют доли импорта цемента в Ростовскую область. Подгоренский завод сориентирован также и на другие регионы. В Волгоградской области доля «Евроцемента» на региональном рынке составляет 20%. В Краснодарском крае доля продукции «Евроцемента» должна вырасти с 20% до 40%. Олимпийская стройка фактически завершена, но есть другие крупные проекты на Кубани, такие как строительство Темрюкского порта — крупнейшего на Юге России.
Импорт бьет по отечественному производителю
Импорт — это угроза для любой страны, так как является препятствием для развития местных предприятий. При этом наша цементная продукция по качеству гораздо лучше зарубежной, потому что мы подбираем рецептуру и состав бетонов, который производится из наших цементов, учитываем климатические и гидравлические условия, в которых строятся объекты. Импортный же цемент, в первую очередь турецкий и иранский, готовится для использования в совершенно иных климатических условиях, что приводит сегодня к серьезным проблемам с безопасностью эксплуатации зданий и сооружений. В последнее время имели место обрушения зданий, поскольку арматура в бетоне очень быстро «съедалась» за счет агрессивности этих цементов. А сам бетон, подготовленный на этих цементах, выходит из строя после нескольких зим.
Закономерен вопрос: почему при таких условиях мы не конкурируем? А сложно конкурировать, когда в Турции и Иране на протяжении десятилетий успешно шла реализация госпрограмм по развитию цементной индустрии. В Иране подавляющее большинство цементных заводов — госпредприятия, которые получают беспроцентные кредиты, льготы на использование и без того дешевых электроэнергии и газа и т.д. Весь этот комплекс решений позволяет сегодня держать себестоимость иранского цемента на уровне 30 долларов за 1 тонну. В Турции действует такая же госпрограмма по поддержке цементной отрасли. Причем и Иран, и Турция увеличили за последние годы объемы производства цемента в два раза — с 50 до 100 млн тонн в год при внутреннем потреблении в Турции порядка 60 млн тонн. В Иране примерно то же самое. При этом Россия сегодня — единственная страна мира, которая не имеет обязательной сертификации продукции, а только добровольную. Это означает, что импортер, привезя на экспертизу цемент в небольшом стаканчике, может буквально за три часа получить сертификат, что его продукция соответствует ГОСТу. А то, что он ввозит в гораздо больших количествах в течение нескольких лет, никого не волнует. А что может быть в этом цементе с точки зрения радиации? Кому вы будете предъявлять претензии по качеству турецкого или иранского цемента, который здесь продают посредники? В свою очередь, «Евроцемент груп» тратит немалые средства на проведение проб и всегда готов отвечать перед строителями за качество своего цемента.
Как снизить цену на цемент?
Федеральная антимонопольная служба РФ провела исследование на тему, в какой степени цена на цемент влияет на конечную стоимость квадратного метра жилья, как в себестоимости возводимого жилья, так и в его рыночной цене? Эти исследования были опубликованы, и строители с ними согласились. Оказывается, в себестоимости 1 кв. метра жилья доля расходов на цемент составляет 2,5%. А в существенно более высокой продажной цене 1 кв. метра она уже порядка 1,5%. Это говорит о том, что даже если стоимость цементной продукции увеличится в два раза, то влияние на цену квадратного метра будет исчисляться 2%. Наверное, сейчас было логично населению России обратиться к строителям с вопросом: почему жилье не дешевеет, если цементная продукция в 2013 году стоит на 15-20% дешевле, чем в 2012 году, а цена квадратного метра неуклонно растет? Наше предложение, которое строителями должно быть услышано, состоит в том, что необходимо взаимное движение навстречу друг другу. Есть цена цемента, которая была рассчитана не нами. Мы приглашали для этой цели французского исследователя мирового уровня. Он изучил российский рынок и определил, какой должна быть сбалансированная цена цемента, чтобы и заводы модернизировались, и строительный комплекс получал адекватную стоимость продукции. Выяснилось, что цена цемента, отпускаемого с предприятий, должна быть 3,6 тыс. рублей за тонну. В настоящее время цена продукции, отпускаемой с предприятий «Евроцемент груп», составляет около 2,4 тыс. рублей за тонну. И 18-20% в этой сумме — расходы на транспортную составляющую, которая в зимний период достигает 25%. Строители же списывают эту же тонну в себестоимость по цене 3,4 тыс. рублей. У меня есть предложение: пусть цена останется такой, как строители списывают у себя в себестоимости. Строитель, который показывает свою смету заказчику, заинтересован в том, чтобы накрутить цену материала, который к нему поступает. Речь идет о компаниях, которые не работают в режиме прозрачной экономики и стараются показать заказчику очень высокие затраты на стройматериалы. Давайте сделаем цену на наш цемент приемлемой и для строительных компаний, и для покупателей жилья, и для производителей цемента. Убрав посредников, у которых кроме стула, стола и компьютера ничего нет, мы начнем наконец получать прибыль, необходимую для модернизации и строительства жилья и предприятий.
Похожие
Новое в строительстве
Популярное