Кровли для чемпионов
Мембранные крыши южных стадионов к ЧМ по футболу 2018 г. светопроницаемы, устойчивы к ветровым нагрузкам и проникновению влаги
Принимая решение о строительстве крыши стадиона, проектировщики в последнее время все больше внимания уделяют новым материалам. Стекло — дорого, сложно в монтаже и непрактично, поликарбонат недостаточно устойчив к износу и повреждениям. Проектировщики ростовского и сочинского стадионов рассказали «Вестнику», почему в качестве материалов для кровель были выбраны мембраны различных типов.
— Работая над проектом крыши сочинского стадиона, мы рассматривали возможность применения поликарбоната или стекла, — вспоминает директор проектов Populous в России (разработчик концепций стадионов в Казани, Сочи и Ростове-на-Дону) Деймон Лавелль. — Но в каждом из этих случаев нам бы пришлось иметь дело с перекрывающимися панелями, а это создало бы проблемы со снежными наносами и, соответственно, с тяжестью снега. Мы разработали систему панелей и расположили ее под определенным углом (на основе анализа направления ветров) во избежание образования снежных наносов. В середине конструкции крыши использовали «перехватывающую» дренажную систему, что тоже способствовало снятию этой проблемы. Решение крыши для Сочи было найдено благодаря очень легкой и прочной пленке-мембране ETFE, устойчивой к проникновению влаги и пропускающей свет.
По данным ГК «Олимпстрой», из материала ETFE выполнены пневматические мембраны-подушки, заключенные в алюминиевые профили и поддерживаемые легкой несущей конструкцией. Для обеспечения должного уровня теплоизоляции и сопротивляемости внешним нагрузкам внутрь пневматических мембран-подушек под низким давлением периодически будет нагнетаться воздух. Регулирование давления поступающего воздуха позволит управлять проницаемостью всей конструкции для света. Кровельное решение ростовского стадиона к ЧМ-2018 принималось исходя из учета влажных ростовских зим и жаркого лета, то есть конструкция призвана была сопротивляться налипанию снега, а также иметь хорошую светопропускную способность. Поэтому в качестве покрытия решено было остановиться на тентовой мембране. По словам специалистов ООО «Интэкс», проектировщика «Левбердон-Арены» в Ростове-на-Дону, мембрана отличается повышенной прочностью, долговечностью и хорошей светопроницаемостью. Тентовая мембрана имеет гладкую поверхность и крепится к силовым элементам несущего металлокаркаса. Требования по светопропусканию к покрытию навеса не являются определяющими, т. к. форма навеса обеспечивает необходимую освещенность и инсоляцию спортивного газона. Общая площадь мембраны составляет около 100 тыс. кв. м, вес — от 1050 г/кв. см до 1500 г/кв. см (верх и низ — различные типы). Светопроницаемость — 6-10% (различается в зависимости от типа). Но сама по себе пленка не способна решить все потенциальные угрозы. Для минимизации рисков необходимо было продумать особую конструкцию крыши.
— Общая проблема крыш стадионов в Сочи и Ростове в том, что крыша как бы пытается подняться под натиском ветра, — объясняет г-н Лавелль. — В Ростове спроектирована такая форма, чтобы в случае сильного ветра крыша, наоборот, словно придавливалась им. Она сделана, как крыло аэроплана: по законам аэродинамики площадь нижней части меньше, чем верхней, — для лучшего обтекания воздуха. Еще одно преимущество конструкции крыши ростовского стадиона в том, что все технологические детали спрятаны внутри. Так что сквозь крышу проникает солнечный свет, но вы не видите все сложные металлические конструкции, стойки, балки и технологические мостки! К тому же поскольку все технологии спрятаны в крыше, нам не нужно делать их такими «элегантными», а это существенно сокращает издержки.
— Работая над проектом крыши сочинского стадиона, мы рассматривали возможность применения поликарбоната или стекла, — вспоминает директор проектов Populous в России (разработчик концепций стадионов в Казани, Сочи и Ростове-на-Дону) Деймон Лавелль. — Но в каждом из этих случаев нам бы пришлось иметь дело с перекрывающимися панелями, а это создало бы проблемы со снежными наносами и, соответственно, с тяжестью снега. Мы разработали систему панелей и расположили ее под определенным углом (на основе анализа направления ветров) во избежание образования снежных наносов. В середине конструкции крыши использовали «перехватывающую» дренажную систему, что тоже способствовало снятию этой проблемы. Решение крыши для Сочи было найдено благодаря очень легкой и прочной пленке-мембране ETFE, устойчивой к проникновению влаги и пропускающей свет.
По данным ГК «Олимпстрой», из материала ETFE выполнены пневматические мембраны-подушки, заключенные в алюминиевые профили и поддерживаемые легкой несущей конструкцией. Для обеспечения должного уровня теплоизоляции и сопротивляемости внешним нагрузкам внутрь пневматических мембран-подушек под низким давлением периодически будет нагнетаться воздух. Регулирование давления поступающего воздуха позволит управлять проницаемостью всей конструкции для света. Кровельное решение ростовского стадиона к ЧМ-2018 принималось исходя из учета влажных ростовских зим и жаркого лета, то есть конструкция призвана была сопротивляться налипанию снега, а также иметь хорошую светопропускную способность. Поэтому в качестве покрытия решено было остановиться на тентовой мембране. По словам специалистов ООО «Интэкс», проектировщика «Левбердон-Арены» в Ростове-на-Дону, мембрана отличается повышенной прочностью, долговечностью и хорошей светопроницаемостью. Тентовая мембрана имеет гладкую поверхность и крепится к силовым элементам несущего металлокаркаса. Требования по светопропусканию к покрытию навеса не являются определяющими, т. к. форма навеса обеспечивает необходимую освещенность и инсоляцию спортивного газона. Общая площадь мембраны составляет около 100 тыс. кв. м, вес — от 1050 г/кв. см до 1500 г/кв. см (верх и низ — различные типы). Светопроницаемость — 6-10% (различается в зависимости от типа). Но сама по себе пленка не способна решить все потенциальные угрозы. Для минимизации рисков необходимо было продумать особую конструкцию крыши.
— Общая проблема крыш стадионов в Сочи и Ростове в том, что крыша как бы пытается подняться под натиском ветра, — объясняет г-н Лавелль. — В Ростове спроектирована такая форма, чтобы в случае сильного ветра крыша, наоборот, словно придавливалась им. Она сделана, как крыло аэроплана: по законам аэродинамики площадь нижней части меньше, чем верхней, — для лучшего обтекания воздуха. Еще одно преимущество конструкции крыши ростовского стадиона в том, что все технологические детали спрятаны внутри. Так что сквозь крышу проникает солнечный свет, но вы не видите все сложные металлические конструкции, стойки, балки и технологические мостки! К тому же поскольку все технологии спрятаны в крыше, нам не нужно делать их такими «элегантными», а это существенно сокращает издержки.
Похожие
Новое в строительстве
Популярное