Михаил Мень: «Многоэтажное и малоэтажное жилье должно развиваться параллельно»
Глава Минстроя сообщил, что планы по строительству доступного жилья до 2017 г. направлены на ввод дополнительно 25 млн кв. метров
В рамках третьего Российского инвестиционно-строительного форума, прошедшего в Москве, состоялось Всероссийское совещание, на котором министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень рассказал о положительной динамике в сфере строительства жилья. Так, если в 2012 году в стране было введено 64 млн кв. м жилья, то в 2013 году — 69,5 млн кв. м. Глава Минстроя сообщил, что планы по строительству доступного жилья до 2017 г. направлены на ввод дополнительно 25 млн кв. метров. Информационным партнером Российского инвестиционно-строительного форума выступил Отраслевой журнал «Вестник».
Открывая пленарное заседание, Михаил Мень отметил, что сегодня есть проблемы, которые препятствуют реализации задачи по увеличению ввода жилья. Во-первых, это административные барьеры. Сегодня в Госдуме РФ находится соответствующий законопроект, который наделяет Правительство РФ полномочиями по формированию единого исчерпывающего перечня требований для строительства. Вторая проблема — отсутствие земельных участков с подведенными коммуникациями. В марте Минстрой РФ представил в Правительстве РФ новую программу «Жилье для российской семьи», согласно которой государство будет помогать обеспечивать инженерией участки под жилищное строительство. Застройщики, участвующие в программе, должны будут построить не менее 25 тыс. кв. м на одном участке и реализовать жилье по цене менее 30 тыс. рублей за 1 кв. метр. «У нас есть и прямые источники финансирования, а также достаточно сложная финансовая конструкция — облигационные ценные бумаги, благодаря выпуску которых предполагается помогать застройщикам в обеспечении участков инженерией. Полагаю, это достаточно реалистичная задача, но подходить к ее реализации нужно будет внимательно», — сообщил Михаил Мень. Государство окажет поддержку строительства инженерно-технической инфраструктуры в размере до 4 тыс. рублей на 1 кв. м программного жилья. Для этого ОАО «АИЖК» разработана специальная программа выпуска инфраструктурных облигаций.
В то же время министр заострил внимание на необходимости активного развития ипотечного кредитования в сфере малоэтажного строительства, т.к. 50% жилья, которое вводится, — это малоэтажная недвижимость, механизмы ипотеки для которой не отработаны. По мнению руководителя Минстроя, развитие многоэтажного и малоэтажного строительства должно идти параллельным путем. «С одной стороны, необходимо развивать многоэтажное строительство, в том числе в рамках программы «Жилье для российских семей», с другой — малоэтажное, в том числе мы будем стимулировать индивидуальную инициативу и искать для этого определенные механизмы», — отметил министр.
Генеральный директор Фонда «РЖС» Александр Браверман в своем выступлении отметил, что видит госкорпорацию составной частью программы «Жилье для российской семьи». Задача фонда — вовлечь в оборот участки, которые принадлежат РФ (на март 2014 г. порядка 30 тыс. га земли в 74 регионах. — Прим. ред.). «На 277 земельных участках, предоставленных для жилищного строительства, реализуется 189 проектов. Общий расчетный объем проектируемого и строящегося жилья составляет 22,3 млн кв. метров, — рассказал Браверман. — К настоящему моменту введено в эксплуатацию 2,27 млн кв. м жилья в 13 субъектах РФ». Глава Фонда «РЖС» также отметил, что в целях увеличения объемов строительства доступного и комфортного жилья фонд может начать вовлечение в оборот в целях жилищного строительства земель из государственной неразграниченной собственности. Он уточнил, что доля таких земель в России на сегодня составляет 50,2%. Выступая на пленарном заседании, президент НОП Михаил Посохин отметил, что в своем послании Федеральному Собранию президент РФ указал на необходимость решительно снизить стоимость 1 кв. м и в 2016 г. построить 75 млн кв. м жилья. Поставленные цели вкупе с развивающимся мировым экономическим кризисом обусловливают решительный разворот жилищного строительства, а также строительства объектов социальной инфраструктуры в направлении основательно подзабытого в постсоветские десятилетия типового проектирования. Главное преимущество использования типовых проектных решений в современной строительной практике связано с перспективой снижения себестоимости строительства, что сегодня выдвигается на первый план. Михаил Посохин высказал мнение проектного сообщества относительно проектов повторного применения. «Проекты повторного применения в некотором смысле — проекты уникальные. Это могут быть дворцы спорта, медицинские центры и так далее, которые повторяются только потому, что бессмысленно делать новые проекты одинакового объема и содержания. Но эти проекты также должны пройти экспериментальный путь и только после этого могут быть занесены в библиотеку проектов для использования. Таким образом, типовое повторное применение неразрывно связано с экспериментальным строительством. Никогда нельзя утверждать, что проект может быть повторно применен, если он не прошел процедуру оценки, не проверен временем», — подчеркнул он.
Также Михаил Посохин отметил, что сегодня при Министерстве строительства и ЖКХ необходимо создавать научно-технический совет, направленный на формирование института типового проектирования, что позволило бы прогрессивно и в короткие сроки обеспечить всех граждан страны хорошим, качественным и, возможно, инновационным жильем. Заместитель министра строительства и ЖКХ Елена Сиэрра поддержала позицию Михаила Посохина и отметила, что поставленную президентом задачу без применения типового проектирования, проектов повторного применения сегодня решить невозможно. «Сегодня наиболее приемлемыми вариантами, которые мы рекомендуем для строительства, для типового применения на территории Российской Федерации являются именно те уникальные проекты, которые уже реализованы и прошли экспертизу», — сказала она. Руководитель Национального объединения застройщиков (НОЗА), председатель совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец отметил, что перспективы застройщиков — за комплексным освоением территорий. Но существует ряд проблем, повышающих риски застройщиков, в частности неквалифицированные экспертные заключения. Леонид Казинец выразил мнение застройщиков: негосударственная экспертиза — институт перспективный, но его надо очень хорошо регулировать. Иначе еще десяток выданных очевидно сфальсифицированных заключений — и терпение правительства лопнет, и этот институт закроется. Участники круглого стола, прошедшего в рамках РИСФ, пришли к похожему мнению — уровень регулирования госэкспертизы гораздо выше, чем негосударственных организаций. Например, в отличие от негосударственной экспертизы расценки государственной устанавливаются государством... С другой стороны, по мнению президента НОЭКС Шоты Гордезиани, госэкспертиза уже начинает перенимать опыт у негосударственной, для этого есть точки соприкосновения: вопросы качества экспертных заключений, кадровый вопрос и другие, по которым оба вида экспертных организаций должны работать совместно с Минстроем РФ.
Открывая пленарное заседание, Михаил Мень отметил, что сегодня есть проблемы, которые препятствуют реализации задачи по увеличению ввода жилья. Во-первых, это административные барьеры. Сегодня в Госдуме РФ находится соответствующий законопроект, который наделяет Правительство РФ полномочиями по формированию единого исчерпывающего перечня требований для строительства. Вторая проблема — отсутствие земельных участков с подведенными коммуникациями. В марте Минстрой РФ представил в Правительстве РФ новую программу «Жилье для российской семьи», согласно которой государство будет помогать обеспечивать инженерией участки под жилищное строительство. Застройщики, участвующие в программе, должны будут построить не менее 25 тыс. кв. м на одном участке и реализовать жилье по цене менее 30 тыс. рублей за 1 кв. метр. «У нас есть и прямые источники финансирования, а также достаточно сложная финансовая конструкция — облигационные ценные бумаги, благодаря выпуску которых предполагается помогать застройщикам в обеспечении участков инженерией. Полагаю, это достаточно реалистичная задача, но подходить к ее реализации нужно будет внимательно», — сообщил Михаил Мень. Государство окажет поддержку строительства инженерно-технической инфраструктуры в размере до 4 тыс. рублей на 1 кв. м программного жилья. Для этого ОАО «АИЖК» разработана специальная программа выпуска инфраструктурных облигаций.
В то же время министр заострил внимание на необходимости активного развития ипотечного кредитования в сфере малоэтажного строительства, т.к. 50% жилья, которое вводится, — это малоэтажная недвижимость, механизмы ипотеки для которой не отработаны. По мнению руководителя Минстроя, развитие многоэтажного и малоэтажного строительства должно идти параллельным путем. «С одной стороны, необходимо развивать многоэтажное строительство, в том числе в рамках программы «Жилье для российских семей», с другой — малоэтажное, в том числе мы будем стимулировать индивидуальную инициативу и искать для этого определенные механизмы», — отметил министр.
Генеральный директор Фонда «РЖС» Александр Браверман в своем выступлении отметил, что видит госкорпорацию составной частью программы «Жилье для российской семьи». Задача фонда — вовлечь в оборот участки, которые принадлежат РФ (на март 2014 г. порядка 30 тыс. га земли в 74 регионах. — Прим. ред.). «На 277 земельных участках, предоставленных для жилищного строительства, реализуется 189 проектов. Общий расчетный объем проектируемого и строящегося жилья составляет 22,3 млн кв. метров, — рассказал Браверман. — К настоящему моменту введено в эксплуатацию 2,27 млн кв. м жилья в 13 субъектах РФ». Глава Фонда «РЖС» также отметил, что в целях увеличения объемов строительства доступного и комфортного жилья фонд может начать вовлечение в оборот в целях жилищного строительства земель из государственной неразграниченной собственности. Он уточнил, что доля таких земель в России на сегодня составляет 50,2%. Выступая на пленарном заседании, президент НОП Михаил Посохин отметил, что в своем послании Федеральному Собранию президент РФ указал на необходимость решительно снизить стоимость 1 кв. м и в 2016 г. построить 75 млн кв. м жилья. Поставленные цели вкупе с развивающимся мировым экономическим кризисом обусловливают решительный разворот жилищного строительства, а также строительства объектов социальной инфраструктуры в направлении основательно подзабытого в постсоветские десятилетия типового проектирования. Главное преимущество использования типовых проектных решений в современной строительной практике связано с перспективой снижения себестоимости строительства, что сегодня выдвигается на первый план. Михаил Посохин высказал мнение проектного сообщества относительно проектов повторного применения. «Проекты повторного применения в некотором смысле — проекты уникальные. Это могут быть дворцы спорта, медицинские центры и так далее, которые повторяются только потому, что бессмысленно делать новые проекты одинакового объема и содержания. Но эти проекты также должны пройти экспериментальный путь и только после этого могут быть занесены в библиотеку проектов для использования. Таким образом, типовое повторное применение неразрывно связано с экспериментальным строительством. Никогда нельзя утверждать, что проект может быть повторно применен, если он не прошел процедуру оценки, не проверен временем», — подчеркнул он.
Также Михаил Посохин отметил, что сегодня при Министерстве строительства и ЖКХ необходимо создавать научно-технический совет, направленный на формирование института типового проектирования, что позволило бы прогрессивно и в короткие сроки обеспечить всех граждан страны хорошим, качественным и, возможно, инновационным жильем. Заместитель министра строительства и ЖКХ Елена Сиэрра поддержала позицию Михаила Посохина и отметила, что поставленную президентом задачу без применения типового проектирования, проектов повторного применения сегодня решить невозможно. «Сегодня наиболее приемлемыми вариантами, которые мы рекомендуем для строительства, для типового применения на территории Российской Федерации являются именно те уникальные проекты, которые уже реализованы и прошли экспертизу», — сказала она. Руководитель Национального объединения застройщиков (НОЗА), председатель совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец отметил, что перспективы застройщиков — за комплексным освоением территорий. Но существует ряд проблем, повышающих риски застройщиков, в частности неквалифицированные экспертные заключения. Леонид Казинец выразил мнение застройщиков: негосударственная экспертиза — институт перспективный, но его надо очень хорошо регулировать. Иначе еще десяток выданных очевидно сфальсифицированных заключений — и терпение правительства лопнет, и этот институт закроется. Участники круглого стола, прошедшего в рамках РИСФ, пришли к похожему мнению — уровень регулирования госэкспертизы гораздо выше, чем негосударственных организаций. Например, в отличие от негосударственной экспертизы расценки государственной устанавливаются государством... С другой стороны, по мнению президента НОЭКС Шоты Гордезиани, госэкспертиза уже начинает перенимать опыт у негосударственной, для этого есть точки соприкосновения: вопросы качества экспертных заключений, кадровый вопрос и другие, по которым оба вида экспертных организаций должны работать совместно с Минстроем РФ.
Похожие
Новое в строительстве
Популярное