Спецтехнику ждет умеренный спрос
После валютного скачка клиенты лизинговых компаний на Юге России пересматривают планы по приобретению спецтехники
2013 год для лизинга спецтехники начался хорошо: объемы нового бизнеса на Юге России показывали рост, как и в целом рынок лизинга, на 5-10%, однако к концу года произошло замедление. В 2014 г. возможны два сценария развития: либо рынок останется на прежнем уровне, либо покажет умеренный рост.
По разным оценкам, в общей структуре южнороссийского рынка лизинга сегмент спецтехники занимает от 25 до 40%. Наибольшим спросом в минувшем году пользовались автокраны, грейдеры, экскаваторы, самосвалы, бульдозеры, дорожные катки, бетоносмесители, бурильные установки. Ситуация по каждой отдельно взятой компании Юга России отличается: у кого-то показатели остались на уровне 2012 года, у других выросли на 23-25%. Безусловно, и сами лизинговые организации оказывают определенное влияние на рынок, предлагая потребителям новые продукты. Участники рынка, собравшиеся за круглым столом, организованном «Эксперт-Юг», сошлись во мнении, что сейчас прогнозы на текущий год делать сложно. Большое влияние на формирование объемов рынка оказывает как политическая, так и экономическая ситуация в стране.
— Специализированная и грузовая техника, оборудование — по этим сегментам сделки совершаются в валюте, которая сейчас показала сильные колебания, — комментирует руководитель подразделения Государственной транспортно-лизинговой компании в Ростове-на-Дону Михаил Коновалов. — Еще недавно евро стоил более 45 рублей, сегодня он уже — 53 рубля. Из-за внушительного скачка валюты выросла и стоимость спецтехники. Клиенты, пользующиеся услугами лизинга, вынуждены пересмотреть свои бизнес-планы, которые они готовили по одной цене, рассчитав окупаемость, а ситуация теперь уже другая, и необходимо делать перерасчеты. В связи с этим многие покупатели выжидают, воздерживаясь от каких-либо шагов. Государство приучило нас к нестабильному курсу валют, поэтому мы продолжаем работать даже в таких условиях. В 2013 г. на рынок вышло много новых лизингодателей, также расширили свою филиальную сеть лизинговые «дочки» крупных банков. Большие компании, занимая весомую нишу, диктуют свои условия всему рынку. Уровень конкуренции в настоящее время довольно высок, и далеко не все компании конкурентоспособны. Рынок постепенно изменяется и в качественном отношении: лизингодатели стали осторожнее подходить к выбору клиентов. — Конкуренция, безусловно, ужесточилась, потому что количество хороших заемщиков резко уменьшилось, а количество финансовых организаций, наоборот, увеличилось, — отмечает генеральный директор ООО «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев. — Мы решили не раздавать деньги, захватывая большую долю рынка, хотя мы имеем такую возможность, а сделать ставку на эффективных получателей, которые смогут устойчиво развиваться. Сейчас очень важен грамотный выбор клиента, который будет давать серьезный upside (потенциал. — Прим. ред.) на протяжении следующих трех-пяти лет. В структуре наших продаж повторные занимают около 80% и приходятся на очень сильные компании, дающие приличный объем бизнеса. Подготовка к Олимпиаде оказала решающее влияние на развитие лизинговых услуг на Юге России. Эксперты наблюдали здесь не только количественное, но и качественное увеличение объемов рынка спецтехники. По словам Михаила Коновалова, оставшиеся после нее ресурсы послужат модернизации всей инфраструктуры территории, и последующие годы должны пройти под знаком преображения всего Черноморского побережья. По мнению директора филиала РЕСО лизинг в Ростове-на-Дону Николая Капустина, в 2014 г. технику преимущественно будут приобретать подрядчики именно инфраструктурных объектов, например, таких как стадионы к ЧМ по футболу или газопровод «Южный поток». Также в регионе продолжит развиваться дорожное строительство.
— Сегмент спецтехники будет на том же подъеме, как и в минувшем году, несмотря на то, что Олимпиада, притянувшая к себе огромные технические ресурсы, закончилась, — считает директор филиала «Балтийский лизинг» в Ростове-на-Дону Светлана Белова. — Тем не менее рынок строительной техники развивается, ее покупают те, кому она необходима. Как правило, это представители малого и среднего бизнеса — самый динамично развивающийся субъект экономики страны. Работа носит сезонный характер, однако сезонность характеризуется повышенной активностью. Продажи приходятся на второй и третий квартал года».
В ближайшие годы игрокам вряд ли стоит надеяться на кардинальные перемены. «Улучшение экономической ситуации происходит не быстро, поскольку долго входили в кризис и есть основания утверждать, что такими же темпами положение будет выравниваться», — считает Роман Трубачев. Хотя в 2014 году лизингодатели надеются на увеличение сделок и рост в прежних объемах, но ряд компаний высказывается в пользу того, что большого роста ожидать не стоит, в том числе потому, что в лизинг приобретается преимущественно импортная техника. Клиенты в меньшей степени ориентируются на российскую спецтехнику, т.к. она зачастую проигрывает зарубежной по своим техническим показателям. Доля импорта в заключенных сделках составляет 80%, остальные 20% — техника отечественного производства. Ряд экспертов высказывают осторожные мнения, что поднятие курса валют благоприятно скажется на экономике и послужит толчком к развитию внутреннего рынка, но пока с большой долей вероятностью можно утверждать лишь то, что рост курса повлияет на количество сделок. Их будет меньше, в то же время средняя стоимость сделки вырастет. При этом все издержки, связанные с разницей курсов, будут переложены на лизингополучателей, которые будут вынуждены их нести.
По разным оценкам, в общей структуре южнороссийского рынка лизинга сегмент спецтехники занимает от 25 до 40%. Наибольшим спросом в минувшем году пользовались автокраны, грейдеры, экскаваторы, самосвалы, бульдозеры, дорожные катки, бетоносмесители, бурильные установки. Ситуация по каждой отдельно взятой компании Юга России отличается: у кого-то показатели остались на уровне 2012 года, у других выросли на 23-25%. Безусловно, и сами лизинговые организации оказывают определенное влияние на рынок, предлагая потребителям новые продукты. Участники рынка, собравшиеся за круглым столом, организованном «Эксперт-Юг», сошлись во мнении, что сейчас прогнозы на текущий год делать сложно. Большое влияние на формирование объемов рынка оказывает как политическая, так и экономическая ситуация в стране.
— Специализированная и грузовая техника, оборудование — по этим сегментам сделки совершаются в валюте, которая сейчас показала сильные колебания, — комментирует руководитель подразделения Государственной транспортно-лизинговой компании в Ростове-на-Дону Михаил Коновалов. — Еще недавно евро стоил более 45 рублей, сегодня он уже — 53 рубля. Из-за внушительного скачка валюты выросла и стоимость спецтехники. Клиенты, пользующиеся услугами лизинга, вынуждены пересмотреть свои бизнес-планы, которые они готовили по одной цене, рассчитав окупаемость, а ситуация теперь уже другая, и необходимо делать перерасчеты. В связи с этим многие покупатели выжидают, воздерживаясь от каких-либо шагов. Государство приучило нас к нестабильному курсу валют, поэтому мы продолжаем работать даже в таких условиях. В 2013 г. на рынок вышло много новых лизингодателей, также расширили свою филиальную сеть лизинговые «дочки» крупных банков. Большие компании, занимая весомую нишу, диктуют свои условия всему рынку. Уровень конкуренции в настоящее время довольно высок, и далеко не все компании конкурентоспособны. Рынок постепенно изменяется и в качественном отношении: лизингодатели стали осторожнее подходить к выбору клиентов. — Конкуренция, безусловно, ужесточилась, потому что количество хороших заемщиков резко уменьшилось, а количество финансовых организаций, наоборот, увеличилось, — отмечает генеральный директор ООО «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев. — Мы решили не раздавать деньги, захватывая большую долю рынка, хотя мы имеем такую возможность, а сделать ставку на эффективных получателей, которые смогут устойчиво развиваться. Сейчас очень важен грамотный выбор клиента, который будет давать серьезный upside (потенциал. — Прим. ред.) на протяжении следующих трех-пяти лет. В структуре наших продаж повторные занимают около 80% и приходятся на очень сильные компании, дающие приличный объем бизнеса. Подготовка к Олимпиаде оказала решающее влияние на развитие лизинговых услуг на Юге России. Эксперты наблюдали здесь не только количественное, но и качественное увеличение объемов рынка спецтехники. По словам Михаила Коновалова, оставшиеся после нее ресурсы послужат модернизации всей инфраструктуры территории, и последующие годы должны пройти под знаком преображения всего Черноморского побережья. По мнению директора филиала РЕСО лизинг в Ростове-на-Дону Николая Капустина, в 2014 г. технику преимущественно будут приобретать подрядчики именно инфраструктурных объектов, например, таких как стадионы к ЧМ по футболу или газопровод «Южный поток». Также в регионе продолжит развиваться дорожное строительство.
— Сегмент спецтехники будет на том же подъеме, как и в минувшем году, несмотря на то, что Олимпиада, притянувшая к себе огромные технические ресурсы, закончилась, — считает директор филиала «Балтийский лизинг» в Ростове-на-Дону Светлана Белова. — Тем не менее рынок строительной техники развивается, ее покупают те, кому она необходима. Как правило, это представители малого и среднего бизнеса — самый динамично развивающийся субъект экономики страны. Работа носит сезонный характер, однако сезонность характеризуется повышенной активностью. Продажи приходятся на второй и третий квартал года».
В ближайшие годы игрокам вряд ли стоит надеяться на кардинальные перемены. «Улучшение экономической ситуации происходит не быстро, поскольку долго входили в кризис и есть основания утверждать, что такими же темпами положение будет выравниваться», — считает Роман Трубачев. Хотя в 2014 году лизингодатели надеются на увеличение сделок и рост в прежних объемах, но ряд компаний высказывается в пользу того, что большого роста ожидать не стоит, в том числе потому, что в лизинг приобретается преимущественно импортная техника. Клиенты в меньшей степени ориентируются на российскую спецтехнику, т.к. она зачастую проигрывает зарубежной по своим техническим показателям. Доля импорта в заключенных сделках составляет 80%, остальные 20% — техника отечественного производства. Ряд экспертов высказывают осторожные мнения, что поднятие курса валют благоприятно скажется на экономике и послужит толчком к развитию внутреннего рынка, но пока с большой долей вероятностью можно утверждать лишь то, что рост курса повлияет на количество сделок. Их будет меньше, в то же время средняя стоимость сделки вырастет. При этом все издержки, связанные с разницей курсов, будут переложены на лизингополучателей, которые будут вынуждены их нести.
Похожие
Новое в строительстве
Популярное