— Главное, что сделано, — люди поняли, что это их город. Простой пример: шесть из семи городских фонтанов восстановили методом «народной стройки». «Чувства добрые» пробуждаем мы, конечно, не лирой, а планомерной работой. И собственными убежденностью и примером. Иногда и силовым воздействием. Слово «надо» приходится произносить достаточно часто, если человек садится в «руководящее кресло» с искренним желанием сделать город лучше.
Волгодонск — город с большим потенциалом. Это город с большим потенциалом. Значит, надо бороться за то, чтобы территория из «ресурсосберегающей» превратилась в динамично развивающуюся.
— В прошлом интервью для нашего издания вы позиционировали Волгодонск как «вторые ворота» (после Ростова) на Юге России. На самом деле богатствам энергетической кладовой города можно только позавидовать — гидроэлектростанция, ТЭЦ и АЭС позволяют обеспечить самые смелые планы инвесторов.
— Все так. За электроэнергией нам далеко ходить не надо. Прибавьте сюда высокий уровень доходов населения, подготовленность коммунальной инфраструктуры — и картина города, готового принять самого амбициозного инвестора, будет законченной. Но есть некоторые «но»: город пока не вписан в транспортную инфраструктуру региона. Транспорт — базовая вещь. Иностранцы зачастую спрашивают: как к вам добраться? Конечно, то, что открыли мостовой переход через Дон, то, что от федеральной трассы М-4 к нам пойдет дорога, это хорошо. Но вопрос транспортного обеспечения города остается наиважнейшим. Именно дороги обеспечивают город «артериальной» кровью, снабжают его организм кислородом. Нам, конечно, предлагают инвесторы строить различные «гипер» и «супер». Но по количеству торговых точек Волгодонск и так на первом месте в области. К нам на «шопинг» все близлежащие районы приезжают. Но я противник того, чтобы сажать город на торговую иглу. Волгодонску для развития необходимо развивать производственные мощности, а не торговые площади.
— Какие именно?
— Переработка сельхозпродукции, например. Инвесторы нацеливают нас на развитие стройиндустрии. Для нас это дело принципа — Волгодонск всегда был городом строителей. Огромный отряд волгодонских мастеров (около 20 тысяч человек) работает и на Сахалине, и на Шпицбергене. Сегодня же большинство домостроительных комбинатов или закрылись, или влачат жалкое существование, выполняя работы
— Благоприятные — значит, обеспечивающие преодоление бюрократических препонов, четкая
— Выделение земельных участков — это прерогатива мэрии. Нормативы определены, но если им четко следовать, то хождение по кабинетам займет месяцев восемь – девять. Мы стараемся сократить это хождение по мукам, потому что понимаем свою выгоду. Чем скорее будет покончено с бумажной волокитой, тем быстрее в городе появится еще одно предприятие. Тем более если оно связано с решением проблем экологической безопасности, как в случае со строительством завода по переработке отходов. На это строительство в рамках федеральной программы Росэнергоатом выделяет 400 млн. рублей. Завод будет перерабатывать 100 тыс. тонн отходов. В рамках этой же программы выделено и 150 млн. рублей на строительство рыборазводного завода. Инвесторам строить в Волгодонске выгодно, потому что цены на землю у нас не кусаются.
— Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой — вопрос первостепенный на самом деле. Вы уже говорили о проблемах транспортной инфраструктуры, а что можно сказать об обеспечении земельных участков, которые выделяются под строительство?
— Когда наш город планировали, то рассчитывали, что в нем будет жить 400 тысяч человек. Сегодня население Волгодонска — 170 тысяч. А коммуникации между тем прокладывали в расчете на «плановую» цифру. Поэтому инвесторов встречают вполне подготовленные, с точки зрения коммуникационных услуг, участки. Газ, даже если трубы не того сечения, есть, подъезды к участку — тоже. Надо только подключиться к «трубам». Что касается общего состояния нашего ЖКХ, то, скажем, ЖЭУ-8 завоевало первое место на всероссийском конкурсе на лучшую управляющую компанию. А что касается подключения к коммунальным сетям, то здесь, как говорится, торг уместен. Вновь могу повторить: мы цены не загибаем.
— Виктор Александрович, как вы думаете: сегодня мэр — все еще народный избранник
—
— Как раз и хотелось попросить вас, Виктор Александрович, сказать несколько добрых слов в адрес строителей в связи с их профессиональным праздником.
— Я всегда был убежден в том, что каждый человек — в душе строитель. Мы выстраиваем систему взаимоотношений, строим планы, возводим в ранг нравственных ценностей принципы. Человек — по определению строитель, а значит, и созидатель.