Государство ставит задачу — бизнес ее решает

Государство ставит задачу — бизнес ее решает

Определение перспектив — это сигнал бизнесу, который будет развивать производство

«В решении проблемы инвестиций в строительную индустрию и промышленность стройматериалов важна роль государства в части прогнозирования и планирования развития регионов. Определение перспектив — это сигнал бизнесу, который будет развивать производство», — так в эксклюзивном интервью «Вестнику» определил первоочередные задачи взаимодействия государства и бизнеса в строительной отрасли председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ Мартин Шаккум.

— Как в целом вы оцениваете состояние строительной отрасли России?

— Строительная отрасль развивается достаточно динамично. Объем работ, выполненных по этому виду деятельности в январе-июле 2007 года, составил 1498,7 млрд рублей, или 125,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года. В 2006 году организациями всех форм собственности построено 604,7 тыс. квартир, или 117,3% к соответствующему периоду прошлого года. Следует отметить, что рост объемов в стоимостном выражении в основном определяется ростом числа вводимых объектов наряду с увеличением стоимости строительных работ.

Что касается промышленности строительных материалов, то, скажем, производство цемента за 12 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 12,8%, стекла строительного — на 34,1%, мягких кровельных материалов — на 9,2%…

— А что же тогда мешает не «достаточно динамичному», а просто динамичному развитию этой ключевой отрасли национальной экономики?

— Равный доступ к земельным участкам, упрощение процедур оформления разрешительной документации на строительство, регистрацию и ввод в эксплуатацию, снятие административных барьеров, определение в муниципальных образованиях планов развития территорий, утверждение генпланов, правил землепользования и застройки — вот те меры, которые открывают простор для работы и притока инвестиций. И здесь задача государства — предоставить как можно больше информации о тех регионах, которые могут заинтересовать в ближайшей перспективе бизнес-структуры. К сожалению, такой информацией бизнес сегодня не обеспечен в достаточной степени.

— Новый Градостроительный кодекс РФ является законом прямого действия и устанавливает четкие и прозрачные процедуры выдачи разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию. К сожалению, законы субъектов РФ, принятые в развитие старой редакции Градостроительного кодекса 1998 года, до сих пор не приведены соответствие с новой редакцией.

Второй важнейший блок проблем — это обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Серьезным ограничением для увеличения объемов жилищного строительства является дефицит источников электроэнергии, газа, воды. Эта проблема характерна прежде всего для крупных городов. Есть два пути ее решения.

Первое — это строительство новых генерирующих мощностей и новых магистральных газопроводов.

Второе — энерго- и ресурсосбережение. Реконструкция старых систем теплоснабжения и строительство новых должна осуществляться только с использованием новейших технологий. Необходимо также внедрение индивидуальных приборов учета.

Имеется еще один важный аспект обеспечения качества строительства — строгое следование требованиям, установленным Градостроительным кодексом.

—За «инженерной инфраструктурой» незримо присутствует тень еще одного устойчивого словосочетания — «жилищно-коммунальное хозяйство». Каким вы видите решение задачи роста инвестиций в строительство жилья и модернизацию ЖКХ?

— Деньги идут туда, где обеспечена эффективность вложений. В этом плане жилищно-коммунальное хозяйство с его нынешними издержками и потерями, как это ни парадоксально, имеет огромный потенциал для эффективного вложения средств и привлекательность для бизнеса. Годовой объем работ и услуг ЖКХ оценивается в 1,5 трлн рублей. Это стабильный финансовый поток, а спрос на услуги ЖКХ устойчив. Наведение элементарного порядка уже ведет к существенному улучшению экономики организации. Сегодня в структуре инвестиций в ЖКХ большую часть занимают бюджетные средства. Что требуется для привлечения внебюджетных источников?

Прежде всего, чем понятнее «правила игры» во взаимоотношениях власти и бизнеса, чем меньше зависимость от решений чиновника, тем меньше риск, тем привлекательнее условия для инвестирования. В сфере коммунальных услуг бизнес должен иметь долгосрочную тарифную перспективу, рычаги защиты своих интересов, правила взаимодействия с властью в отношении публичной собственности, каковой являются объекты коммунальной инфраструктуры.

При этом он должен понимать собственную ответственность перед потребителями и выполнять «взятые» обязательства. Эти вопросы регулируются прежде всего федеральными законами «О концессионных соглашениях», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Жилищным кодексом и нормативными актами. Кроме того, должна быть государственная поддержка бизнеса в части софинансирования работ по модернизации объектов ЖКХ, реструктуризации накопившихся долгов, подготовки специалистов.

— Нацпроект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» без преувеличения можно назвать программой самосохранения нации. Как вы оцениваете его реализацию?

— В 2006 году в рамках этого проекта прирост объемов жилищного строительства составил 15% к уровню 2005 года. По итогам первого квартала текущего года положительная динамика увеличения объемов возросла до 51,1% в целом по РФ.

Но все эти жизнеутверждающие показатели не отменяют тех проблем, которые тормозят развитие отрасли в целом. Если коротко сказать, то для увеличения темпов жилищного строительства необходимо, во-первых, реализовать комплекс мер по развитию промышленности строительных материалов и рассмотреть возможность выделения средств на строительство социального жилья.

Эти меры должны осуществляться на основе демонополизации строительного рынка, создания условий для вовлечения в строительные программы малого и среднего бизнеса с обеспечением их кредитными ресурсами, расширением рынка земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, а также разнообразием форм государственной поддержки, включая непосредственное бюджетное финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры. Для потенциальных пользователей жилья необходимо дальнейшее развитие ипотечного кредитования. Решение этих задач — такова наша ближайшая цель.

Логотип Вестник Строительство