Оживление жилищного строительства и активная фаза подготовки к зимним Играм в Сочи не могли не сказаться на цене основных стройматериалов. За год цемент подорожал более чем на 20%, а в разгар сезона многие компании ощутили его дефицит. В ближайшие годы, по данным аналитиков, спрос на цемент будет расти не менее чем на 10 млн тонн в год, а значит для того, чтобы покрыть растущие потребности рынка, производителям необходимо ускорять свои инвестиционные программы.
По данным консалтинговой фирмы СМПРО (специализируется на инвестициях в промышленность стройматериалов), объемы потребления цемента в Южном округе в первом квартале выросли на 40%, за четыре месяца — на 35,3%, за пять месяцев — на 26,2%. С июня рост заметно замедлился и к концу года окончательно стабилизировался на отметке 21%.
Весенний всплеск эксперты объясняют не только традиционным оживлением строительного рынка, но и «олимпийским фактором»: по данным ГК «Олимпстрой», именно на 2011 год запланирован ввод самого большого количества объектов за все время подготовки к «белым» Играм. Аналитики СМПРО указывают, что традиционные поставщики цемента для строителей южных регионов, в том числе «Новоросцемент» и «Кавказцемент», с начала года поставляли продукцию преимущественно в район Черноморского побережья. «С конца прошлого года цемента местного производства южным потребителям уже не хватает, — говорится в аналитическом отчете СМПРО. — Статистика железнодорожных перевозок показывает перераспределение цементных потоков между центральными и южными регионами в пользу последних».
В связи с большим объемом потребления быстрыми темпами рос и импорт цемента. Директор по развитию ООО «ФИЛД» Андрей Мазниченко утверждает, что в этом году компания увеличила продажи турецкого цемента в Ростовской области в два раза. По его словам, импорт цемента на южнороссийский рынок был одним из самых прибыльных направлений строительного бизнеса в сезон, появилось довольно много новых игроков. «Тем не менее пока еще рынок не восстановился до объемов докризисного 2008 года», — отмечает Мазниченко.
Отношение к импортному цементу на рынке, тем не менее, неоднозначное. Гендиректор строительной компании «ЮИТ ДОН» Андрей Шумеев, в частности, отмечает, что турецкий цемент дешевле российского, но и качество его зачастую заметно хуже. Шумеев говорит, что в приходящей партии может быть цемент как хорошего, так и плохого качества, что может заметно сказаться на строящемся жилье. По подсчетам аналитиков ГК «Донтехком», только за первое полугодие регионы Южного округа закупили около 690 тыс. тонн цемента (рост по сравнению с прошлым годом, по оценке специалистов компании, составил 36%). Гендиректор «Донтехкома» Ирина Государская полагает, что объемы потребления могли быть еще больше, но их ограничивают возможности транспортной инфраструктуры и производственные мощности цементных заводов. «Железная дорога работает на пределе своей пропускной способности. Существующий дефицит вагонов возник из-за большого числа операторов подвижного состава, несогласованность их действий приводит к увеличению порожних рейсов вагонов. Также летом нагрузка на железную дорогу увеличивается из-за сезонного пика перевозок пассажиров и сельхозгрузов», — говорит Ирина Государская. По ее мнению, основным трендом этого года стало кардинальное изменение всей структуры доставки цемента. «Такого еще не было в современной России, чтобы автотранспорт занимал 60% от общих отгрузок», — отмечает Государская. Транспортные проблемы в совокупности с высоким спросом не могли не сказаться и на цене. Уже к концу июня средняя цена на цемент превысила прогнозы СМПРО, которая в начале этого года прогнозировала повышение среднегодовой цены в 2011 году до 2400 руб./т (цена производителя без НДС и доставки), а уже в июле текущего года увеличилась до 2696 руб./т. В дальнейшем рост несколько притормозился, а в межсезонье даже немного подешевел (на 5-6%). По данным сайтов крупнейших заводов-поизводителей в ЮФО («Новоросцемент», «Кавказцемент» и др.), цена за тонну цемента в декабре доходила до 3200 руб. В середине ноября президент Союза инженеров-сметчиков России Павел Горячкин заявлял, что с начала года себестоимость строительства одного квадратного метра жилья в стране выросла на 6,6%. Главным образом это связано с подорожанием цемента. Еще одна побочная сторона высоких цен на цемент — большое количество фальсификата. Директор компании «Новый дом» (владеет сетью баз строительных материалов в Шахтах и Новошахтинске) Алексей Сажин рассказывает, что знает как минимум три кустарных цеха, где без необходимых сертификатов и лицензий рассыпают цемент и затем продают в розницу и мелким оптом. «Цена за 50-килограммовый пакет (в который обычно не досыпают 1012%) без всякой информации и маркировки на 20-25 рублей дешевле цемента от завода-производителя, и он находит своих покупателей — как правило, недобросовестных прорабов и снабженцев», — рассказывает Алексей Сажин. По его словам, опасность такой покупки заключается в том, что в цемент, рассыпанный кустарным способом, добавляют различные примеси, в том числе цементную золу, из-за чего он теряет свои потребительские характеристики. По оценке Алексея Сажина, объем потребления «серого» цемента на Юге России составляет примерно не менее 50% от общего объема. Значительный рост спроса, сопровождающегося локальным дефицитом, и, соответственно, скачки цен аналитики планируют и в дальнейшем. Впрочем, в среднесрочной перспективе регионы Южного округа могут избежать превышения спроса над предложением как за счет крупных производителей Центрального и Северо-Западного центральных округов, так и за счет собственных ресурсов. Исторически сложилось, что именно цементное производство на Юге было самым заметным и развитым в отрасли строительных материалов, что не в последнюю очередь обусловлено сильной ресурсно-сырьевой базой. Наиболее известны в этом смысле новороссийские мергели для производства цемента и гипсы в районе поселка Псебай в Краснодарском крае и Себряковское месторождение мергелей в Волгоградской области. Всего, по данным СМПРО, на территории ЮФО сосредоточено до 20% всего российского сырья для производства цемента, что оставляет Югу колоссальные возможности для развития. По подсчетам экспертов «Вестника», на данный момент в Южном регионе реализуется по меньшей мере шесть крупных «цементных» инвестпроектов с объемом вложений не менее 1 млрд рублей. По-прежнему крупнейшим на Юге и одним из крупнейших в стране остается инвестпроект французской компании Lafarge в Матвеево-Курганском районе Ростовской области. Скорректированные кризисом планы французов — две линии по производству 1 млн тонн цемента в год. Однако пока новые производства либо еще «в проекте», либо не вышли на полную мощность, а складывающаяся на рынке оптимистичная ситуация для производителей заставляет инвесторов поторопиться.