В период, довольно непростой для отрасли в целом: еще оставался некий шлейф проблем, связанных с коронавирусом, нарастало санкционное давление на страну, обострились вопросы по импортозамещению. Обозреватель Отраслевого журнала «Вестник» побеседовал с руководителем данного регионального учреждения о задачах и тенденциях в отрасли, о вопросах ценообразования и об институте проектировщиков.
В этих условиях какие первоочередные задачи вы ставили перед собой и коллективом?
С первого дня работы задачи для меня и экспертов были и остаются неизменными — несмотря ни на какие сложности и проблемные моменты, которые по тем или иным причинам есть сегодня в стране, в отрасли, мы должны развиваться и развивать свое направление в соответствии со всеми современными требованиями. При работе над любым объектом, не важно, большой это объект или нет, идет ли речь о детских садах или школах, ремонте фасада здания, национальных проектах, мы должны максимально оперативно рассматривать все проекты. Причем быть абсолютно погруженными в этот процесс.
Понимая, насколько зависит конечный результат строительства в том числе и от эффективности работы экспертов госэкспертизы, необходимо быть максимально углубленными в процесс. И когда мы можем помочь заказчикам своим опытом, более углубленным пониманием технических процессов, необходимо это делать. Да, порой эта работа в довольно жестком профессиональном режиме, с повышенными временными затратами. Но я убежден: любая региональная задача должна быть реализована с наивысшим качеством и в срок. Мы давно поставили перед собой задачу, исходя из возможностей, сокращать сроки проведения экспертизы проектной документации и успешно ее реализовывать в том режиме, который сейчас определен на федеральном уровне таким документом, как Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Наше региональное ведомство функционирует уже давно, и эта профессиональная активность для нас не в новинку. Так и должно быть. Я рад, что по этим позициям у меня 100-процентное понимание с моими коллегами.

Вопросы сметного нормирования и ценообразования в градостроительной деятельности регулярно поднимаются на федеральном уровне. В СМИ периодически появляются тревожные комментарии на тему исполнения строительных контрактов из-за увеличения стоимости строительных ресурсов. В условиях санкционного давления — я так понимаю — тема ценообразования становится особенно актуальной?
Я имел возможность выступить на Сочинском форуме специалистов строительной отрасли на тему реализации постановления Правительства РФ N°1315, которое регламентирует деятельность заказчиков в части увеличения цены строительного контракта. И вот на что хотел бы обратить еще раз особое внимание. Строительный рынок — живой организм, цены на нем могут меняться ежедневно, причем не только в сторону увеличения. Как мы, например, недавно наблюдали с продукцией металлургической отрасли. Поэтому убежден: вопрос правильности и своевременности принятия решения в части согласования тех или иных стоимостных параметров нужно решать очень взвешенно и аккуратно. Ведь на сегодня механизм применения в случае увеличения стоимости строительных ресурсов при исполнении строительного контракта разработан, а вот механизма, который бы регламентировал, что делать, если в процессе стоимость таких ресурсов не повысилась, а понизилась, нет. Так что это вопрос дискуссионный.
В отраслевом сообществе в последнее время обсуждаются темы, связанные с поправками в Технический регламент. Есть какие-то позиции, которые вас как эксперта в этом вопросе тревожат?
Да. И не только меня. Идея ухода от обязательных норм при проектировании объектов к добровольным вызвала большой общественный резонанс. Мне кажется, к этому вопросу нужно подходить также весьма и весьма аккуратно. Поскольку такая возможность перехода от обязательных норм к добровольным может привести к серьезным рискам по целому ряду строительных процессов. Что я имею в виду? Давайте смотреть правде в глаза. На сегодня институт проектирования у нас не настолько силен и профессионально мощен, как, например, институт госэкспертизы. Действующие обязательные нормы рядом заказчиков строительных объектов, проектировщиками воспринимаются как излишне жесткие. Возможно, конечно, что такой переход позволит повысить уровень института проектировщиков, что этот механизм не будет использоваться просто для упрощения себе или строителям задачи или для бездумного сокращения сроков строительства. Но все же я убежден: когда ты работаешь в определенных нормах проектирования и строительства, в этом есть порядок, так минимизируются риски совершить порой очень серьезные и даже фатальные ошибки.

Насколько сейчас возросла нагрузка на сотрудников государственной экспертизы? В тех новых реалиях, когда приходится оперативно реагировать на непростые, в том числе санкционные, вызовы времени, работать в динамично меняющейся нормативно-правовой базе?
На самом деле изменения в законодательстве, нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность строительной отрасли были, есть и будут. Это естественный процесс живого организма. Но вы правы в том, что нагрузка на экспертов возросла. И связано это все-таки не с изменениями законодательного характера. Рост нагрузки я бы связал больше с тем, что происходит в области ценообразования на строительные ресурсы, с активизацией импортозамещения, поскольку четкого понятия «аналог» еще не закреплено. Что ни говорите, но процесс перехода от уже проверенных ресурсов и технологий к пока еще слабо изученным — это иной уровень ответственности для экспертного сообщества.
Но радует, что уровень института экспертизы и в целом строительной отрасли на порядок выше, чем был, допустим, еще 10 лет назад. Мы работаем сейчас совершенно в иной технологической реальности: мы перешли на XML-схему заключений госэкспертизы, внедряем ТИМ-моделирование при строительстве и многое-многое другое. Конечно, познание и внедрение всего нового, цифрового требует дополнительных затрат — и временных, и финансовых. Но все эти процессы направлены на более глобальное развитие отрасли, на ее прозрачность, на удобство эксплуатации объектов в дальнейшем. Так что это важный процесс. И, как я уже говорил, приятно отметить, что специалисты, эксперты нашего ведомства осознают это и, невзирая ни на что, готовы качественно и в срок решать поставленные перед ними региональные отраслевые задачи. Когда работаешь в команде профессионалов и лучших специалистов в своем направлении, то любая задача и любой вызов по силам.