Александр Спасов: «Важно учитывать, что будет с покупателем и его платежеспособностью»

Александр Спасов: «Важно учитывать, что будет с покупателем и его платежеспособностью»

Финансовый директор ГК «Метрикс Development» Александр Спасов полагает, что развитие строительной отрасли во многом зависит от потребителя и его финансовых возможностей.

В условиях западных санкций застройщики вынуждены замещать импортные материалы и комплектующие. Покупателю это не всегда нравится, но с каждым месяцем поводов для недовольства становится все меньше.

— В начале марта мы решили взять паузу, чтобы понять, что будет происходить с банковским сектором. Этот вопрос находился в абсолютно подвешенном состоянии. По взлетевшим ставкам получать проектное финансирование было, мягко говоря, невыгодно, поэтому реализация утвержденных планов приостанавливалась. Но уже к концу апреля — началу мая мы вернулись к вопросу развития, и все, что намечали в начале года, реанимировали. Потеряли два-три месяца, но сейчас движемся в выбранном ранее направлении.

Строительная отрасль во многом зависит от потребителя. Если посмотреть, что происходило в конце февраля — начале марта, то это был шок, и в основном у потребителя: остановка продаж, пересмотр цен, попытки спрогнозировать себестоимость строительства и т.д. К счастью, пессимистичный сценарий роста себестоимости не оправдался, и это радует. Более того, сейчас мы видим тенденцию к постепенному снижению себестоимости. Наверное, к уровню начала года она не вернется, но хотя бы приблизится к нему. По крайней мере хотелось бы в это верить.

При оценке перспектив развития рынка важно учитывать, что будет с покупателем и его платежеспособностью. Понятие доступности жилья складывается не только из себестоимости строительства. На него также влияют банки в части стоимости проектного финансирования для застройщика, стоимости ипотечного кредита для потребителя. Значение имеет и общая экономическая ситуация — доходы граждан и их возможности приобрести жилье по той цене, которую выставляет застройщик.

Если рассматривать ключевые проблемы для застройщиков, особенно в импортозамещении, то есть важный практический аспект. Он связан с тем, как строительная компания проектирует, формирует, выпускает проект на рынок, а также с тем, как этот проект оценивает потребитель, вплоть до принятия решения о покупке квартиры. Если на этапе проектирования конкретного дома было очень много иностранных стройматериалов или комплектующих, которые потребителю видны изначально, то на этапе возведения дома застройщик как бы немного обманывает потребителя, потому что вынужден переходить на аналоги, а потребитель не всегда с этим соглашается. И чем выше класс проекта, чем ближе он к бизнесу, тем заметнее, что материалы зарубежного производства заменяются на другие, и тем чаще потребителя это не устраивает. Хотя сегодня есть уже много материалов, комплектующих, техники, которые можно заменить либо на российские аналоги, либо на аналоги других (не из Европы) поставщиков.

На конечную цену проекта влияет и качество рабочей силы, участвующей в его реализации. Например, трудовые мигранты составляют хорошую конкуренцию, в том числе и нашим специалистам. Да, кто-то считает, что работа выходцев из республик бывшего СССР более низкого качества. Однако если правильно формировать бригады и брать в них не самых дешевых, но при этом достаточно квалифицированных работников, то можно получить хорошую экономию, в том числе на себестоимости проекта.||

Логотип Вестник Строительство