Приоритеты развития среднего профессионального образования целесообразно определять в контексте готовности к вызовам умной модернизации строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающей экологичное, энергоэффективное, ресурсосберегающее функционирование этих и сопряженных с ними отраслей, дающей импульс к повышению комфортности жизни в регионах с учетом всего комплекса особенностей. Это позволит изменить ситуацию в части миграции трудоспособного населения в регионы с высоким уровнем конкурентоспособности экономики и рабочих мест, с оптимальным соотношением стоимости покупки и стоимости эксплуатации жилья, по которым не все субъекты находятся сегодня в выигрышной позиции.
Современный мир меняется весьма стремительно в силу очень многих причин. Более половины населения Земли уже живет в городах, при этом сами города занимают лишь 2% суши, порядка 300 мировых агломераций аккумулируют около 50% мировой экономики, города потребляют три четверти всех мировых ресурсов. В списке самых быстро растущих городов мира подавляющее большинство — города Китая.
В России сегодня насчитывается 1117 городов с учетом населенных пунктов Крыма и закрытых административно-территориальных образований, включая 15 городов-миллионников, в число которых входит Волгоград. По состоянию на 2022 год общее количество жителей РФ составляет 146 748 643 человека, из которых 75% проживают в городах.
Одним из наиболее значимых регионов РФ является Волгоградская область, в которой проживает 2 462 168 человек, из них 1 908 807 — горожане. Самый крупный населенный пункт в регионе — Волгоград с численностью жителей 1 002 973 человека. Затем следуют города Волжский (322 640 человек), Камышин (107 772), Михайловка (84 950), Урюпинск (35 864), Фролово (35 552), и далее — малые города. Всего в области — 19 городов.
77,5% населения региона проживает в городах, из них 52% — в Волгограде. И в этом Волгоградская область и Волгоград — лишь типичный пример из общей картины, наблюдаемой повсеместно в России, да и во всех странах мира. И именно эта тенденция делает особо актуальной повестку развития системы среднего профессионального образования и особенно подготовки технических кадров для строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства с учетом региональной специфики. Обоснуем свою точку зрения.

Аргумент первый: «Комфорт — фактор N°1». Это общемировой и общероссийский тренд социально-экономического развития, положенный Минстроем РФ в основу стандартов «умного города». Строительство, городское и жилищно-коммунальное хозяйство создают и обеспечивают функционирование всей инфраструктуры этого комфорта. Особо следует отметить, что данные отрасли не прекращают своей деятельности в любых условиях (это показали и пандемия COVID-19, и другие текущие системные угрозы). Следовательно, и в подготовке специалистов уровня СПО для данных отраслей важно учитывать региональные особенности для обеспечения безотказной, устойчивой и безопасной комфортной среды для жизнедеятельности.
Региональные особенности строительства и городского хозяйства:
— местный характер деятельности: естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий строительства и городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;
— комплексный характер развития: развитие отдельных областей строительства и городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями и сферами деятельности в регионе;
— неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющейся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);
— разнообразие видов деятельности: производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;
— однородность продукции отдельных предприятий: например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;
— наличие постоянного контингента потребителей;
— специфическая связь процессов производства и потребления.
ЖКХ — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование жилых зданий, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей. Включает в себя объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.
Региональные особенности ЖКХ:
— большое разнообразие региональных особенностей, связанных с административными, нормативно-правовыми, климатическими, технологическими отличиями и размерами территорий муниципальных образований;
— большинство основных фондов в жилищно-коммунальной сфере является муниципальной собственностью (вопросы владения, распоряжения и пользования ими находятся в ведении муниципальных органов власти);
— большое нормативно-правовое разнообразие в регионах (в условиях финансирования отрасли, в подходах к вопросам собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, в социальной, тарифной политике в этой сфере и др.);
— различие схем административного управления, начиная от жесткой вертикальной схемы управления и финансирования в пределах региона и заканчивая ситуацией, когда муниципальные образования самостоятельны в вопросах жилищно-коммунального хозяйства;
— климатические особенности в регионах приводят к различию в сезонности предоставления коммунальных услуг, в частности отопления, к использованию различных технологий их предоставления и в конечном счете к объективно разной стоимости жилищно-коммунальных услуг;
— значительные технологические особенности предоставления жилищно-коммунальных услуг. К таким особенностям можно отнести вид топлива, используемый в теплоснабжении, и способ его поставки, поверхностный или подземный водозабор, технологию водоподготовки и т.д., которые влияют на подходы к развитию конкуренции и демонополизации отрасли.
Все это должно учитываться не только при разработке программ развития строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства каждого региона и муниципального образования, но и при разработке и реализации программ подготовки кадров для данных отраслей с учетом требований профессиональных стандартов и при соблюдении единой базовой части на основе образовательных стандартов. Этот контекст является отправным, на наш взгляд, для определения приоритетов СПО не только в новом учебном году, но и в последующие периоды.

Аргумент второй: «Стратегии, государственные программы, приоритетные проекты направлены на обеспечение
сбалансированности территориального и регионального развития России». Безусловно, главные приоритеты среднего профессионального образования определены главной стратегией «Россия — ведущая мировая держава XXI века», энергетической и транспортной стратегиями, стратегией пространственного развития и особенно стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2035 года.
Система СПО наряду с другими уровнями образования вовлечена во все процессы этих стратегий в рамках реализации практически всех государственных программ, в том числе программ формирования комфортной и безопасной среды для жизни, цифровой трансформации и сбалансированного регионального развития, а также приоритетных проектов, обеспечивающих их реализацию. Это ставит перед системой СПО актуальные задачи подготовки кадров именно с учетом региональных особенностей: кадры СПО должны знать эти особенности и должны быть готовыми результативно работать в условиях конкретного региона. По-другому — никак: имевшая в последние десятилетия место идея подготовки некоего универсального специалиста оказалась несостоятельной. СПО должно готовить специалистов, которые знают, как работать именно в этом регионе, специалистов, в которых есть реальная потребность, в том числе для обеспечения комфортной жизнедеятельности не только в городах, но и вообще в каждом населенном пункте, чтобы люди не покидали его, а территория не опустела. В полной мере это относится и к Волгоградской области, и к любым другим регионам РФ с учетом большой разницы в плотности населения. В среднем по стране данный показатель составляет 8,5 чел. / кв. км, но более 4 тыс. чел./кв. км — в Москве и 0,07 чел./ кв. км — в Чукотском автономном округе. Строительство, городское хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство в Москве, Волгоградской области и Чукотском АО имеют принципиальные отличия.

Аргумент третий: «Тенденции на рынке труда России, в том числе в сфере строительства и смежных с ним отраслях, имеют региональные особенности». В подготовке кадров СПО, помимо стратегий, программ и проектов, безусловно, важно опираться на запросы работодателей и на конъюнктуру рынка труда и профессий. Атлас новых профессий — очень интересный документ, с которым нужно работать при модернизации образовательных программ СПО. Что нам говорит этот атлас, какие профессии в строительстве, городском и жилищно-коммунальном хозяйстве актуальны в ближайшем и отдаленном будущем? Вот ряд из них, на которые должны сформироваться спрос и предложение: до 2020 года — специалист по модернизации строительных технологий, специалист по перестройке/усилению старых строительных конструкций, прораб-вотчер, экоаналитик в строительстве, проектировщик доступной среды, BIM-менеджер-проектировщик; после 2020 года — архитектор «энергонулевых» домов, проектировщик 3D-печати в строительстве, проектировщик инфраструктуры «умного дома».
Появился ли спрос на этих специалистов? Определенно — да, но если говорить о регионах РФ, то в большинстве из них есть потребность в традиционных профессиях и технических специалистах, могущих, умеющих работать в заданных условиях городских и жилищно-коммунальных хозяйств. И потребность эта высока. Так, в ЖКХ Волгоградской области укомплектованность кадров составляет не более 60%, причем средний возраст работников отрасли — 50 и более лет, то есть нет кадрового резерва, и это в большей степени касается специалистов именно технического уровня.

Аргумент четвертый: «Умный дом», «умный город» как тренды социально-экономического развития». Это требует умных специалистов, обладающих компетенциями и могущих работать со всеми «умными» техническими системами, а «умный дом», «умный город» — это прежде всего сложные технические системы с особыми требованиями к комфорту и безопасности. Готова ли система СПО к подготовке таких специалистов? В текущем периоде — нет. Она сама должна быть демонстрационной площадкой таких систем, а это требует времени для соответствующей модернизации материально-технической базы. И речь здесь идет вовсе не об ИКТ и не о цифровизации образовательных процессов.
Аргумент пятый: «Учреждения СПО реагируют на изменения на рынке труда и перестраивают образовательные процессы с учетом запросов предприятий реального сектора экономики, включая строительство, городское и жилищно-коммунальное хозяйство». Да, учреждения СПО реагируют, но это часто «монтаж-с-колес», оперативная реакция на запрос свыше, извне. И это тоже дает свои позитивные плоды, поскольку нельзя отрицать существенные изменения практически во всех учреждениях СПО России, усиление материально-технической базы, модернизацию образовательных программ. Но нужна проактивная позиция СПО с формированием предложения специалистов, которые нужны в данном регионе, которые хотят в нем остаться работать и жить, и останутся. А эту позицию формирует успешный, здоровый, не уставший, знающий и желающий обучать, передавать опыт педагог, преподаватель, наставник СПО и столь же успешные профессионалы своего дела, работающие в региональном строительстве, городском и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Аргумент шестой: «Перспективы развития СПО в стране с учетом трендов, особенно под влиянием COVID-19 и внешних вызовов». Они должны выстраиваться с учетом региональных особенностей строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства. Почему? Ответ на этот вопрос содержится в предыдущих пяти аргументах. СПО не готовит специалистов для каких-то абстрактных систем, предприятий. СПО готовит специалистов для реального физического труда на реальной территории. Атлас профессий будущего определяет также новые тренды в сфере профессий преподавателя, педагога. Например, игропедагог, разработчик инструментов управления состоянием сознания, разработчик образовательных траекторий, координатор образовательной онлайн-платформы, экопроповедник и уже ставший почти привычным тьютор. Пусть я буду выглядеть консервативно, но хочется, чтобы это было очень отдаленное будущее. Все-таки педагог, преподаватель, наставник — это прежде всего личность, пример для подражания. И именно в непосредственном общении наставника и ученика, их взаимодействии в образовательном процессе происходит становление и первого, и второго — как настоящих специалистов и профессионалов.
Текст: Ольга Максимчук, доктор экономических наук, профессор, преподаватель Волгоградского строительного техникума