Далеко идущие планы

Далеко идущие планы

Мастер-планы городов Дальнего Востока подразумевают комплексный подход к развитию территорий

В масштабной работе, стартовавшей в 2021 году с подачи президента, участвуют Минвостокразвития, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, три института развития — ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ и АСИ, 10 планировочных команд. Результатом их усилий должно стать строительство в 25 дальневосточных городах большого количества современных предприятий, объектов инфраструктуры и благоустройства. В свою очередь это поможет создать новые рабочие места, повысить качество жизни и прекратить отток населения.

«Если взять последние десять лет, то за это время мы добились заметных результатов в рамках развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы Дальнего Востока. Вместе с тем предстоит приложить серьезные усилия, чтобы кардинально повысить качество жизни людей в регионах ДФО, создать комфортную и безопасную среду, решить инфраструктурные, экологические проблемы, придать дополнительный импульс деловым инициативам, открыть новые возможности и перспективы для образования, трудоустройства и самореализации граждан», — заявил президент России Владимир Путин в марте 2023 года на совещании, посвященном развитию дальневосточных городов.

Он напомнил, что на Восточном экономическом форуме-2021 было объявлено о запуске масштабного проекта, который охватывает все административные центры субъектов ДФО и города округа с населением более 50 тыс. человек, а также Тынду и Северобайкальск — важнейшие точки Байкало-Амурской магистрали. «Ключевым инструментом, своего рода отправной точкой для работы, для приложения ресурсов здесь являются мастер-планы городов, — подчеркнул глава государства. — Они должны базироваться на запросах жителей и бизнеса, включать не только градостроительные решения — например, ввод в строй жилых домов, благоустройство парков и скверов, открытие детских садов и школ, поликлиник и больниц, дорог и мостов. Эти задачи должны грамотно сочетаться с развитием экономики в целом, с использованием конкурентных преимуществ территорий».

Новая страница в развитии макрорегиона. По оценке заместителя председателя Правительства РФ — полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, поручение Владимира Путина о реновации городов ДФО «носит исторический характер, открывает новую страницу в развитии макрорегиона». «Первый этап — разработка мастер-планов — проводится во всех субъектах округа. Основой для этого стали уникальные особенности и преимущества дальневосточных территорий, направления развития городской среды, приоритетные отрасли, в которых будут создаваться рабочие места, — прокомментировал Трутнев. — Все мастер-планы готовились совместно с жителями, обсуждение было организовано как на электронных платформах, так и в виде прямых собеседований. Важнейшие вопросы, которые ставили граждане, — экологическое состояние городов, дорожная сеть, качество жилья, придомовых территорий, обеспеченность объектами образования, здравоохранения и культуры».

Для реализации мастер-планов задействованы все специальные механизмы развития ДФО: «Дальневосточная субсидия», «Дальневосточная концессия», «Дальневосточный квартал». Под руководством премьер-министра Михаила Мишустина состоялась стратегическая сессия, на которой определены 11 важнейших инициатив, создающих условия для реализации документов. Это строительство арендного жилья для востребованных специалистов, развитие города-спутника Владивостока, открытие филиалов ВГИКа, ГИТИСа и Щукинского училища, увеличение доступности санитарной авиации, создание универсальных центров малого и среднего предпринимательства.

По информации руководителя направления департамента развития территорий Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Элины Парамоновой, озвученной в конце июня 2023 года на специальной онлайн-конференции Отраслевого журнала «Вестник», на сегодня завершена разработка мастер-плана по Петропавловск-Камчатской агломерации, реализуются мероприятия, закрепленные долгосрочным планом ее комплексного социально-экономического развития. Еще пять мастер-планов (Улан-Удэ, Читы, Южно-Сахалинской агломерации, Тынды, Северобайкальска) представлены президенту, ведется работа по формированию проектов долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития городов.

Планируются к презентации Владимиру Путину мастер-планы Анадыря, Якутска, Нерюнгри, Белогорска, Благовещенска, Свободного, Магадана, Краснокаменска, сейчас идут подготовка к защите документов и разработка ключевых мероприятий, источников финансирования и проекта поручений. По Владивостокской и Хабаровской агломерациям, Уссурийску, Арсеньеву, Находке, Комсомольску-на-Амуре, Биробиджану прорабатываются основные проекты и их параметры, ключевые инструменты реализации. Презентация мастер-планов запланирована на ВЭФ-2023 в сентябре.

Прагматичный подход. Реализация мастер-плана Петропавловск-Камчатской агломерации предполагает к 2030 году рост на 5% численности населения, появление до 20 тыс. новых рабочих мест, увеличение до 750 тыс. количества туристов. Общий объем инвестиций в проект составляет 170 млрд рублей.

Губернатор Камчатки Владимир Солодов рассказал, что главным укрупненным объектом реновации краевой столицы является центральная часть Петропавловска-Камчатского с ключевой доминантой — общественным центром. Кроме того, масштабное преобразование города предполагает реконструкцию исторического квартала, строительство смотровой площадки на Петровской сопке, ремонт центральных улиц, благоустройство набережной по ул. Озерновская Коса, прогулочной зоны красной линии по проспекту 50-летия Октября. На Мишенной сопке появится канатная дорога.

В числе проектов комплексного развития территорий — Петропавловская гавань, причал мехзавода, Комсомольская площадь и бухта Моховая. Отдельно предусмотрено возведение социальной инфраструктуры для подрастающего поколения, в том числе детского и молодежного научно-образовательного центра «Восход», Всероссийского молодежного центра «Экосистема», образовательного центра «Сириус». В рамках создания арт-кластера будет отреставрировано нескольких зданий — объектов культурного наследия и откроется школа креативных индустрий с шестью лабораториями.

«Развитие Петропавловска-Камчатского — главная задача, этот вопрос больше всего волнует людей, — признался Владимир Солодов. — Когда спрашиваешь молодежь, когда спрашиваешь разные категории граждан, когда спрашиваешь туристов: «А чего вам не хватает на Камчатке?», все называют ее столицу. Поэтому городом нужно заниматься, и заниматься с поддержкой. Поддержку мы получили — в лице президента, в лице правительства. С одной стороны, план визионерский, но с другой — очень прагматичный, и мы его уже реализуем».

Стремление к компактности. По замечанию разработчика мастер-плана Улан-Удэ, специалиста компании «Новая земля» Григория Соломина, основанный в советское время, город не был предназначен для развития современной экономики. «Сейчас 70% всех рабочих мест сконцентрировано в центре. Улан-Удэ вырос за пределы своих границ — многие жители Иволгинского района только ночуют у себя дома, а все остальное время работают в городе, в выходные дни отдыхают тоже в городе. Соответственно, Улан-Удэ испытывает нагрузку, его среда не отвечает запросам людей. И местные жители, и туристы хотят видеть красивый город, «ворота Байкала», а видят разросшийся частный сектор», — посетовал эксперт.

Согласно мастер-плану, Улан-Удэ должен стремиться к компактности, ограничиваясь уже застроенными территориями. Намечается интенсивный путь развития вместо экстенсивного: наращивание плотности, использование потенциала неэффективных участков, освоение земель, обеспеченных коммуникациями.

«Все прекрасно знают и помнят, как создавался и рос наш город. Строился мясокомбинат, а рядом — поселок Мясокомбинат, авиазавод — поселок Авиазавод, стеклозавод — поселок Стеклозавод. И таких поселков у нас 52, они обеспечили каркас города, — заметил мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков. — А исторический центр даже через сто лет практически не изменился. Это деревянные дома, отсутствие инженерных сетей. Поэтому мы замахнулись на то, чтобы изменить центр. Предлагается ввести многоэтажную застройку, сохранив исторический облик. Все памятники и объекты культуры, находящиеся в центре, вписываются в новый дизайн».

Среди проектов, под которые уже выделены земля и финансирование, — реконструкция набережной, строительство российско-монгольского межвузовского кампуса, нового здания Национального музея Бурятии. Также предусматривается внедрение туристического кода Улан-Удэ, основанного на использовании восточной культуры и архитектуры.

Не допустить опустынивания огромных земель. Губернатор Забайкальского края Александр Осипов сетует, что в столице региона Чите изношена коммунальная инфраструктура, грязный воздух, имеется почти 600 тыс. кв. метров аварийных домов, остро требуют восстановления исторические здания, перегружены автодороги, нужны спортивные объекты. «А самое главное — недостаток рабочих мест и низкое качество высшего образования, что вызывает отток молодежи», — добавил Александр Осипов.

Он рассчитывает, что все проблемы поможет решить мастер-план Читы. Первый его блок подразумевает создание рабочих мест, решение вопросов логистики, формирование территории опережающего развития. Приоритеты второго блока — газификация и устранение энергетического дефицита, строительство дорог, расселение аварийного фонда, реконструкция коммунальных сетей, озеленение, обновление исторического центра. Главное в третьем блоке — развитие образования, создание Горной академии, кадетского училища, музея России, центра единоборств и центра стрельбы из лука.

«Чита — самая развитая в мире территория по горной добыче, при этом здесь катастрофический дефицит людей с профильным образованием, — заметил губернатор. — Мы не имеем права допустить опустынивания таких огромных земель. Для исполнения мастер-плана города, в который включены более 100 объектов и 60 системных мероприятий, крайне важен вопрос финансирования».

Беспрецедентный проект для островного региона. В основе Южно-Сахалинской агломерации — два населенных пункта: региональный центр Южно-Сахалинск и город-порт Корсаков. «Уже сегодня экономика агломерации характеризуется стабильным развитием, прежде всего по росту объема инвестиций, увеличению численности населения и уровню жилищной обеспеченности. Городская среда становится более комфортной для людей, — рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. — Мы рассматриваем агломерацию как энергетический центр Дальнего Востока. Ключевыми отраслями станут традиционные нефтегазовый и рыбопромышленный комплексы, а также новые — транспорт, логистика и туризм. Предусматриваются инвестиции в объеме свыше 500 млрд рублей и создание около 15 тыс. рабочих мест».

Ключом к развитию агломерации станет глубоководный Корсаковский порт. Здесь появятся рыбоперерабатывающие мощности, рассчитанные на 1 млн тонн рыбной продукции в год. В результате принципиально изменится отраслевая логистика. Сырье будет доставляться на российский берег, перерабатываться и отправляться отечественным потребителям и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Важная роль отведена авиационному хабу. Аэропорт Южно-Сахалинска станет точкой пересечения воздушных и морских транспортных путей. В ближайшие месяцы примет первых пассажиров современный аэровокзальный комплекс на 5 млн человек в год. За счет областного бюджета строится новая взлетно-посадочная полоса. Планируется, что она будет введена в эксплуатацию в 2025 году.

Вдоль железной дороги располагаются площадки индустриальных парков: нефтегазового, агропромышленного, лесоперерабатывающего, строительного. Благодаря созданию дополнительных транспортно-пересадочных узлов и станций в несколько раз вырастут объемы перевозок.

До 2030 года на территории агломерации будут построены районы с современным архитектурным обликом. Общая их площадь — более 2 млн кв. метров жилья. В частности, новый район появится по соседству с Корсаковским портом.

«Презентованный мастер-план — масштабный, беспрецедентный для островного региона проект. На нашем городе как административном центре субъекта лежит повышенная ответственность за его успешную реализацию», — прокомментировал мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин.

Узловые центры для БАМа. Северобайкальск и Тында были созданы одновременно в 1974 году, чтобы обеспечить строительство БАМа. «Они задумывались как модельные города своего времени, проектировались в Леxнинграде и Москве. Сегодня это узловые центры для территорий вдоль магистрали, на которых вместе с трассовыми поселками проживают 135 тыс. человек: и ветераны, возводившие БАМ, и люди, обеспечивающие работу железной дороги сегодня», — рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Сейчас БАМ принимает основную нагрузку по экспорту российских товаров на Восток. Стоимость грузов, провезенных по магистрали в 2022 году, превысила 3 трлн рублей. В ближайшие 20 лет пропускная способность почти удвоится.

Глава КРДВ уточнил, что мастер-планы Северобайкальска и Тынды направлены на решение следующих задач: создать условия для обслуживания растущих транспортных потоков с учетом новых технологий, открыть для жителей БАМа новые рабочие места и диверсифицировать экономику, в том числе за счет туризма, малого и среднего предпринимательства, построить новое жилье (например, в Тынде нет новостроек, все дома старше 40 лет, а цены на недвижимость в Северобайкальске сопоставимы со столицей региона Улан-Удэ), модернизировать коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру, а также обеспечить условия для профессионального образования, чтобы БАМовская молодежь могла получать востребованные специальности. Всего до 2030 года по мастер-плану Северобайкальска должно быть реализовано 19 проектов с инвестициями 26,7 млрд рублей, по мастер-плану Тынды — 17 проектов стоимостью 23,5 млрд рублей.

Переосмысление старых функций. В КРДВ рассказали, что при работе над мастер-планами регионам рекомендовали взять за основу три основных вектора для развития в рамках программы «Новый облик городов Дальнего Востока»: «В  первую очередь — повышение качества жизни. Эффект работы с городами сможет ощутить на себе большинство дальневосточников, поскольку 73% населения ДФО живет на городских территориях. Второй ориентир — туристы и любители активного образа жизни, которые все чаще выбирают Дальний Восток для путешествий за его уникальные места для отдыха и уединения. Нам бы хотелось, чтобы гости ДФО имели возможность не воспринимать город исключительно как точку прибытия, а открыть для себя возможности внутригородского туризма, воспользоваться сервисами более высокого качества, познакомиться с локальной гастрономией, существующей исторической средой и новыми знаковыми культурными объектами. Наконец, на Дальнем Востоке разработаны беспрецедентные меры поддержки бизнеса: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, Арктическая зона РФ и самый передовой преференциальный режим — Курильские острова, поэтому третий ориентир — предприниматели. И в этой трехмерной рамке регионы размышляли, как развивать города».

«Удаленный географически регион, Дальний Восток в реальности становится ближе через идеи, проекты, креативные индустрии. Именно комфортный город, успешный город снижает градус в том числе миграционных настроений в макрорегионе, а это одна из ключевых проблем, — полагает Элина Парамонова. — Мастер-планы городов ДФО будут транслировать переосмысление старых функций, заложенных в советский индустриальный период. В основе разработанных документов лежат комплексность, междисциплинарный подход, опора на уникальные характеристики и потенциал каждой территории округа. Однако для успешной работы требуется системная работа на всех уровнях власти, поскольку мастер-план является лишь отправной точкой к изменению городов».

В свою очередь руководитель аналитического сопровождения проектов Фонда «ДОМ.РФ» Ксения Базанчук рассказала, что инструмент мастер-планирования выбран в качестве самого эффективного по трем основным причинам. «Первая — аналитика: использование документов пространственного развития, инженерной и социально-культурной инфраструктуры, транспорт, экономика и бюджет, экология, недвижимость, туризм и т.д. Вторая — комплексность: в одном документе объединены элементы генерального плана (территориальное планирование) и стратегии социально-экономического развития, то есть описывается не только то, что и где построить, но и определяется, за счет ускорения каких отраслей экономики возможно обеспечить развитие. Третья — вовлечение и координация: мастер-план готовится и обсуждается в понятном для населения формате: в виде альбома с картами-схемами, инфографикой и визуализациями», — сказала она. По словам эксперта, реализация мастер-плана может вестись поэтапно, и региону важно иметь дорожную карту, которой необходимо следовать. Разработанные документы определяют систему мер для решения ключевой проблемы развития городов Дальнего Востока — отток образованных и активных жителей. Ксения Базанчук выделила два подхода. Во-первых, важен выбор отраслей специализации города, которые окажут наибольший синергетический эффект для социально-экономического развития территории. Мастер-план позволяет определить инфраструктурные решения, где одновременно критически требуется поддержка государства и на каждый вложенный бюджетный рубль будет максимальный инвестиционный эффект. К примеру, подобный эффект виден в строительстве нового кампуса многопрофильного техникума в Северобайкальске, который позволит усилить статус города в качестве центра подготовки кадров для разработки ресурсов всей западной части БАМа. Во-вторых, определение проектов благоустройства, которые дадут максимальный импульс для развития местного сервисного бизнеса и туризма, а также поможет увеличить капитализацию территории для реализации девелоперских проектов. Например, такие эффекты даст реконструкция набережной реки Селенга в центре Улан-Удэ.

Новая форма определения долгосрочных приоритетов. Директор Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ Владимир Климанов положительно оценивает мастер-планирование как новую форму определения долгосрочных приоритетов развития городов. Среди явных преимуществ он указывает ориентацию на долгосрочные цели и привлечение к разработке широкого круга лиц, в том числе и самих жителей. «При этом планы должны отражать разумное сочетание экономических проектов и инициатив с социальной направленностью, — уверен Владимир Климанов. — В этом смысле для Дальнего Востока вырабатываются самые разные меры развития, например традиционные, связанные с промышленностью. Здесь применяются такие специфические инструменты, как создание преференциальных режимов в очень широкой линейке. Также мы видим реализацию различных социальных инициатив: льготные формы ипотеки, предоставление в безвозмездное пользование земельных участков и другие».

По мнению академика отделения Международной академии архитектуры в Москве, профессора Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, эксперта Союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования Дмитрия Наринского, ключевая задача текущего периода — инфраструктурные преобразования. «Преобразования связаны с транспортной, социальной, коммунальной инфраструктурой городов. В рамках этих задач предпринимаются определенные усилия, — констатирует он. — Однако инфраструктурному развитию мешает сформировавшийся разрыв между стратегическим и территориальным планированием. Поэтому мастер-план — это, с одной стороны, стратегический документ, с другой — механизм синхронизации мероприятий. Его задача — обеспечить взаимосвязь всех мероприятий инфраструктурного развития, на каком бы уровне они ни закладывались».

Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов считает, что при формировании мастер-планов необходимо учитывать, что город — это единый организм, поэтому в их основе должны лежать не только пространственное развитие и реновация парков и набережных. «Наша задача с учетом современных реалий — исследовать и переосмыслить те отрасли и те проекты, которые смогут стать драйверами развития экономики конкретного города, — говорит эксперт. — Сам мастер-план — отличный повод привлечь инвестиции, когда государство дает четкий индикатив, что город будет развиваться, расти, население как минимум стабилизируется».

А председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов полагает, что серьезным плюсом мастер-плана является его публичность. «Мастер-план — это документ, в котором региональная и муниципальная власть публично берут на себя обязательства, от которых не смогут просто так отказаться, — рассуждает он. — К мастер-планам необходимо обращаться каждый год, смотреть, что уже сделано, что нужно выполнить еще, и помнить: без участия горожан это просто чистый лист бумаги».

Управленческие команды мирового уровня для городов Дальнего Востока

Выступая на коллегии Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, посвященной результатам работы в 2022 году и планам на 2023-й, глава ведомства Алексей Чекунков рассказал:

— Уже сейчас для управления развитием городов, регионов и ключевых проектов Дальнего Востока и Арктики нужно порядка 100 управленческих команд мирового уровня. Мы конкурируем за специалистов со всей Россией, а за инвестиции — со всем миром.

В 2022 году мы запустили программу «Муравьев-Амурский 2030» по подготовке управленческих кадров для ДФО. Отобрали талантливых молодых людей, уже имеющих высшее образование, готовых посвятить себя государственной службе в этом макрорегионе. В процессе обучения курсанты глубоко погружаются в работу с правительствами субъектов, городов, нашего министерства и институтов развития.

На первый набор конкурс составил 50 человек на место. Слушатели заключили контракт, обучаются один год и далее два года работают на должностях муниципальной, региональной или федеральной гражданской службы. Главная особенность программы — упор делается не только на интеллект кандидата, но и на его ценности, дух, готовность служить России.

30 из 47 выпускников первого потока уже трудоустроены и работают над развитием ДФО. Для прохождения отбора на второй поток программы подано 3305 заявок из 81 региона РФ. За 5 лет будет подготовлено 200 новых сильных управленцев для выполнения задач по опережающему развитию Дальнего Востока и Арктики.

Логотип Вестник Строительство