По итогам 2021 года вклад строительного комплекса в ВВП России составил 14,4 трлн рублей, суммарное поступление налогов в бюджет — 2,9 трлн рублей (каждый десятый рубль, поступивший от предприятий и организаций РФ), а количество занятых в отрасли — 11,1 млн человек (15% от общего числа работающих в стране). Неудивительно, что когда в феврале 2022 года были введены беспрецедентные западные санкции, строительная сфера оказалась в числе первых, кому государство пришло на помощь. Эта поддержка оказалась своевременной и эффективной: строители не только не сократили объемы, а, напротив, выполняют и перевыполняют намеченные ранее планы.
Результат консолидации усилий. За 2021 год в России введено 92,6 млн кв. метров жилья — на 10,4 млн кв. метров, или почти на 13%, больше, чем за 2020-й. Это лучшая цифра за всю историю, начиная с СССР. «Такой объем позволил улучшить жилищные условия 4,2 млн семей, или почти 10 млн жителей страны», — заявил курирующий отрасль вице-премьер Марат Хуснуллин. «Столь высокий показатель — результат консолидации усилий всех представителей отрасли. Важную роль сыграли и меры государственной поддержки, — добавил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин. — Сегодня наша задача — сохранить и нарастить набранный темп. Необходимые условия для этого обеспечены».
В январе 2022 года отечественный стройкомплекс сработал тоже ударно: плюс 14% к январю 2021-го. А в феврале Россия начала специальную военную операцию на Донбассе, в ответ на которую коллективный Запад ввел против нашей страны беспрецедентные санкции, заставившие Правительство РФ в корне пересмотреть стратегию развития всех отраслей экономики, включая строительную. «Мы ежедневно работаем над антикризисными мерами. Строительная отрасль играет системообразующую роль в экономике России, поэтому решения о ее поддержке являются важнейшими», — комментировал Марат Хуснуллин в начале марта.

К середине апреля было разработано пять пакетов мер поддержки стройкомплекса. Постановлением Правительства РФ N°575 продлен на год срок действия разрешений на строительство, полученных до 1 августа 2022 года, а также срок действия проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка и срок использования информации, указанной в таком плане. Это поможет снизить административную нагрузку на застройщиков. Постановлением N°571 предусматривается неприменение к регионам мер ответственности в виде приостановки или возврата финансирования за несвоевременную реализацию этапов программ расселения аварийного жилья. При этом субъект обязуется завершить этапы программы или устранить другие нарушения до 1 января 2023 года. Постановлением N°579 дается право на усмотрение заказчика не проводить повторную госэкспертизу в случае, если в проектной документации произведена замена строительных ресурсов на аналоги и сметная стоимость строительства при этом не изменилась. Постановлением N°603 утверждены правила выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, располагающихся на двух и более земельных участках, а также выдачи для этих целей градостроительного плана участка.
Особое внимание уделено динамике цен на металл. Для стабилизации ситуации Минстрой и Минпромторг ведут целенаправленную работу по расширению применения металла в строительстве на территории России. Также принято решение о формировании списка аккредитованных дистрибьютеров, торговых домов, металлосервисных предприятий, для которых производители установят предельно допустимую наценку.
В процесс активно включились и депутаты. «В то время, когда государство вынужденно выступает весомым игроком на рынке капитальных вложений в основные фонды, очень важна разбюрократизация работы с бюджетами всех уровней. Особенно это касается стройки и непосредственно ПСД. Соответствующую законодательную деятельность мы осуществляем вместе с правительством: уже приняли приличное количество решений, но будем продолжать и дальше», — подчеркнул председатель Комитета Государственной думы России по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

Эффективный механизм импортозамещения. По заявлению руководства Минстроя, одним из важнейших факторов бесперебойной работы строек является обеспечение их доступными аналогами импортных материалов и технологий. Для решения этой задачи министерство наладило тесный контакт с федеральными органами власти, регионами, профессиональными отраслевым и научным сообществами.
Весной совместно с НОСТРОЙ запущен Каталог импортозамещения в помощь госзаказчикам, застройщикам и компаниям, ведущим коммерческое строительство. Это электронный сервис для быстрого подбора аналогов стройматериалов, изделий, оборудования, машин и механизмов иностранного производства на территории РФ или дружественных государств.
«Электронный каталог — живой инструмент, информационный ресурс для всех участников инвестиционно-строительного цикла. Мы каждый день получаем заявки, которые проходят двухуровневую систему отбора. В качестве экспертов к работе привлечены представители профсообщества, в том числе от производителей стройматериалов», — рассказал президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
Сегодня в каталоге уже почти 1000 позиций по 100 иностранным производителям. По большей части из них (740 позиций) подобраны соответствующие аналоги.
Следующим этапом стало создание летом при Минстрое межведомственной рабочей группы, которая будет готовить рекомендации, подтверждающие соответствие характеристик отечественных и ввозимых из дружественных стран стройматериалов и технологий иностранным аналогам, для их включения в Каталог импортозамещения. В группу вошли представители НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Минпромторга, ФАУ ФЦС, НОТЭК, застройщиков и производителей стройпродукции. На основании ее рекомендаций участники строительства могут принять решения о замене импортной продукции без проведения дополнительной экспертизы и внесения изменений в действующие госконтракты.
«Приоритет для новой рабочей группы — обеспечение безопасности и надлежащего уровня качества заменяемой продукции. Для этого мы привлекли широкий круг экспертов из строительной и смежных отраслей. Теперь нам предстоит интенсивная совместная работа по превращению каталога в эффективный механизм импортозамещения», — сказал председатель межведомственной рабочей группы, заместитель главы Минстроя РФ Сергей Музыченко.

Проверка на прочность. По оценке экспертов, федеральные органы, курирующие строительный комплекс, научились действовать в условиях экономической турбулентности и разрабатывают для него эффективные антикризисные сценарии. События последних месяцев — тому подтверждение.
Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2022 года в России построено 52,6 млн кв. метров жилья — на 44,2% больше, чем в первом полугодии 2021-го. Только за июнь сдано 8 млн кв. метров — на 5,6% больше, чем годом ранее. В первый месяц лета объемы строительства в Амурской области увеличились в 18 раз, в Ивановской области — в пять, в Смоленской области и Крыму — почти в три, в Санкт-Петербурге — в полтора раза, в Подмосковье — на 40%. С начала нынешнего года выданы разрешения на строительство 22,5 млн кв. метров жилья — на 21% больше, чем за январь — июнь прошлого.
«Меры поддержки и развития строительной отрасли, принимаемые Правительством РФ, стимулируют застройщиков запускать новые проекты, что позволяет регионам планомерно реализовывать градостроительный потенциал, а российским семьям — улучшать жилищные условия», — заметил Марат Хуснуллин. В общей сложности сегодня в стране в стадии строительства находится 151,6 млн кв. метров жилых помещений в составе МКД.
Что сегодня в меню? Государство по-прежнему ключевой инвестор отрасли. На 2022 год по всем федеральным программам и проектам на стимулирование жилищного строительства и развитие инфраструктуры из федерального бюджета предусмотрено 3,2 трлн рублей.
«2021 год стал для стройкомплекса России годом переформатирования процессов, запуска новых механизмов и формирования задела для дальнейшей работы. Важнейшим инструментом, который позволяет создавать и модернизировать в субъектах РФ необходимую инфраструктуру и развивать территории, является федеральный проект «Инфраструктурное меню». С 2022-го по 2025 год на его реализацию в бюджете РФ предусмотрено более 2 трлн рублей — такого объема средств инфраструктура регионов не получала никогда», — подчеркнул Ирек Файзуллин.
Один из главных финансовых инструментов «Инфраструктурного меню» — инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). С 2022-го по 2025 год общий их объем составит 1 трлн рублей. ИБК выдаются регионам по ставке не более 3% годовых со сроком погашения до 15 лет и двухлетним беспроцентным периодом кредитования. За счет ИБК предполагается ввод свыше 130 млн кв. метров жилья, создание 520 тыс. рабочих мест, привлечение 10 трлн рублей внебюджетных средств, поступление в консолидированный бюджет налоговых и неналоговых средств в размере 2 трлн рублей.
В 2021 году между 81 регионом РФ были распределены инфраструктурные бюджетные кредиты на 500 млрд рублей, запланированные к выделению в 2021-2023 годах. С применением ИБК будет построено 699 объектов, в том числе 352 объекта инженерной и 96 объектов социальной инфраструктуры, 128 объектов дорожного строительства и 50 объектов транспортной инфраструктуры. Благодаря реализации уже одобренных проектов планируется ввести около 80 млн кв. метров жилья и создать более 300 тыс. рабочих мест.
В течение 2022 года специальная правительственная комиссия несколько раз принимала пакетные решения о выделении регионам инфраструктурных бюджетных кредитов.
ИБК в размере 9,11 млрд рублей одобрен Московской области для строительства и реконструкции дорог, канализационной инфраструктуры при жилой застройке. Проект обеспечит ввод 147 тыс. кв. метров жилья и создание 2645 рабочих мест.
Татарстан получит ИБК в объеме 3,86 млрд рублей для развития территорий в рамках строительства автодороги Алексеевское — Альметьевск. Это поможет ввести 719 тыс. кв. метров жилья и открыть 5358 рабочих мест.
Ханты-Мансийскому автономному округу выдадут ИБК на сумму 2,91 млрд рублей для сооружения очистных сооружений и создания промышленной площадки в Нягани, а также строительства инфраструктуры научно-технологического центра в Сургуте. В результате будут обеспечены ввод 326 кв. метров жилья и создание более 2 тыс. рабочих мест.
Кемеровской области предоставят ИБК в размере 2,7 млрд рублей на строительство дорожной и инженерной инфраструктуры, реконструкцию трамвайного полотна и контактной сети в региональной столице. Это поспособствует вводу 1,4 млн кв. метров жилья и открытию 6,3 тыс. рабочих мест.
По данным на вторую половину июля, до 67 субъектов РФ были доведены инфраструктурные бюджетные кредиты на сумму более 91 млрд рублей. Всего в этом году в регионы должно поступить 250 млрд рублей ИБК.
«Построить дом недостаточно. Жилье необходимо обеспечить инфраструктурой — от детских садов, школ, поликлиник, спорткомплексов до дорог и объектов благоустройства. А чтобы запустить стройку, нужны инженерные и коммунальные сети. Это требует огромных инвестиций, и здесь незаменимым становится «Инфраструктурное меню», — уверен генеральный директор «Дом.РФ» Виталий Мутко.
Дополнительный «Стимул». Очень эффективной эксперты называют и федеральную программу «Стимул», которая запущена в 2011 году и предполагает субсидирование строительства социальной и коммунальной инфраструктуры в новых жилых районах. В 2022 году по программе запланирована реализация порядка 200 проектов, из них 124 должны быть введены в эксплуатацию. Благодаря этому в регионах РФ будет построено дополнительно около 8 млн кв. метров жилья.
Как отмечают эксперты, «Стимул» является существенной помощью застройщикам, занимающимся комплексным освоением территорий. Закон о КРТ принят в 2020 году, он предусматривает развитие и благоустройство микрорайонов с предварительным расселением и сносом аварийного и ветхого жилья. «Это важнейший механизм полноценного развития городов. Наша задача — строить современные кварталы, в которых есть вся необходимая для комфортного проживания инфраструктура», — отметил Марат Хуснуллин.
Сейчас рассматривается применение КРТ в отношении 766 территорий общей площадью свыше 28 тыс. гектаров с градостроительным потенциалом 173 млн кв. метров и жилой площадью почти 136 млн кв. метров. Наиболее активно механизм КРТ внедряется в Московской и Кировской областях, Красноярском крае, Республике Марий Эл и городе Москве. Например, в Подмосковье для реализации проектов КРТ заключено 20 договоров с общим градостроительным потенциалом 4,97 млн кв. метров с жилой площадью 3,94 млн кв. метров.
Определились и регионы-лидеры по площади участков КРТ. Согласно данным ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России», на долю этих субъектов приходится свыше 15,5 млн кв. метров, или 55% от общей площади территорий РФ, на которых реализуются проекты КРТ. Среди них: Краснодарский край — 11 территорий площадью 3,7 тыс. га, Санкт-Петербург — 16 территорий площадью 2,7 тыс. га, Московская область — 38 территорий площадью 1,8 тыс. га.

Стратегия и тактика. Еще более мощный импульс происходящим процессам призвана придать Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
«Стратегия необходима для сохранения набранных темпов строительства а также для адаптации отрасли к новым реалиям, — объяснил президент Татарстана, председатель Комиссии Государственного Совета России по строительству, ЖКХ и городской среде Рустам Минниханов. — Для улучшения жилищных условий не менее 5 млн семей и ввода не менее 120 млн кв. метров жилья в год, как предусмотрено нацпроектом, требуется в 1,5 раза нарастить потенциал территорий. Это невозможно без внедрения инновационных технологий строительства, устранения административных барьеров, которые отражаются на продолжительности строительно-инвестиционного цикла».
Среди других приоритетов стратегии — комплексное развитие территорий и создание для них обеспечивающей инфраструктуры, сокращение аварийного фонда, предоставление качественных коммунальных услуг, формирование комфортной городской среды.
Отдельная тема — перезагрузка индивидуального жилищного строительства. Сегодня большая часть частных домов возводится гражданами самостоятельно, в том числе с привлечением подрядных организаций. Авторы стратегии намерены стимулировать развитие индустриального ИЖС. С 1 июня 2022 года условия льготной ипотеки распространены на строительство дома хозяйственным способом.
Также в документе затрагиваются вопросы подготовки кадров для стройкомплекса, профессиональной трансформации, цифровизации отрасли.
«Для решения амбициозной задачи, поставленной главой государства, — впервые за всю историю России кардинально решить жилищный вопрос, — необходимо поддерживать ритмичную работу стройкомплекса и ЖКХ. Это позволит обеспечить население доступным и качественным жильем, будет способствовать росту спроса на продукцию промышленных предприятий смежных отраслей, импортозамещению и в целом окажет существенное влияние на экономику регионов, занятость и доходы миллионов граждан», — резюмировал помощник президента РФ, секретарь Государственного Совета Игорь Левитин.

