Модельный ряд для Кавказа

Модельный ряд для Кавказа

Новая модель экономического развития СКФО поможет реализовать огромный потенциал одного из важнейших макрорегионов России

2021 год прошел в федеральном центре под знаком Северного Кавказа: назначен куратор региона в ранге вице-премьера, переформатирована государственная программа и пролонгирована стратегия развития округа, разработаны новые модели и представлены прорывные проекты для каждого субъекта СКФО. В 2022 году реализация этих документов уже приносит положительные результаты, а к 2030-му они должны стать по-настоящему впечатляющими.

Раскрыть потенциал региона

«Северный Кавказ — регион непростой, со своей спецификой и высоким уровнем безработицы, с вопросами, которые долго не находили приемлемого решения. Очевидно, что у него есть серьезный, к сожалению, пока еще не до конца реализованный потенциал, причем по целому ряду направлений. Конечно, для полного раскрытия этого потенциала потребуются значительные усилия, время и инвестиции. Очень важно, чтобы все жители СКФО почувствовали на себе реальные изменения», — заявил председатель правительства России Михаил Мишустин на одном из совещаний в 2021 году.

В июле того же года он утвердил куратора Северо-Кавказского федерального округа, которым стал вице-премьер Александр Новак. «Моя задача — помочь реализовывать намеченные планы развития субъектов СКФО, скоординировать действия местных и федеральных органов власти. Председатель правительства определил основные показатели эффективности нашей совместной работы: индекс валового регионального продукта, количество созданных рабочих мест, объем привлеченных инвестиций, результативность решения наиболее острых проблем, реализация крупных проектов. У Северного Кавказа имеется огромный потенциал и ряд конкурентных преимуществ: растущая численность населения, значительную долю которого составляет молодежь, уникальный климат, что позволяет развивать сельское хозяйство и туризм, а также выгодное географическое положение, что важно для реализации производимой здесь продукции», — прокомментировал Александр Новак.

Среди основных проблем СКФО он назвал износ коммунальных сетей, высокий уровень безработицы, масштаб теневого сектора экономики, недостаточность школ, дефицит питьевой воды, слабую подготовку кадров. «В решении этих вопросов правительство готово оказывать округу всестороннюю поддержку», — заверил вице-премьер.

В новом формате

Один из действенных инструментов, стимулирующих позитивные изменения на Северном Кавказе, — государственная программа «Развитие СКФО до 2030 года». В 2021 году на ее реализацию было направлено 18,4 млрд рублей. Сдано 12 объектов капитального строительства: пять общеобразовательных, два дошкольных, три коммунальных, по одному медицинскому и туристическому. В с. Ново-Ивановское Кабардино-Балкарии впервые за 20 лет появилась новая школа на 440 мест со стадионом, баскетбольной и волейбольной площадками. В г. Пятигорске завершена реконструкция гимназии N° 11 на 252 ученика. В с. Гамиях (Дагестан) и г. Беслане (Северная Осетия) открыто два детских сада на 260 воспитанников. В г. Буденновске восстановлен корпус инфекционного отделения краевого центра специализированных видов медпомощи. В разных муниципальных образованиях СКФО модернизирована коммунальная инфраструктура: построены водоводы, водозаборные скважины, селелавинозащитные сооружения.

«Государство традиционно вкладывается на Северном Кавказе в те объекты, которые не интересны частным инвесторам, но необходимы населению и служат основой экономического благополучия регионов», — подчеркнул заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров.

В конце декабря 2021 года правительство переформатировало госпрограмму развития СКФО. На первый план в ней вышли повышение уровня социально-экономического развития субъектов округа, качества жизни граждан, инвестиционной и туристической привлекательности.

«Переформатирование госпрограммы необходимо для ее синхронизации с целями и задачами, которые ставятся руководством страны, а также для учета постоянно меняющейся внешней обстановки. Мы видим, что развитие Северного Кавказа — приоритет. У региона большой потенциал роста, и он стимулируется через программные инструменты. Текущая программа реализуется с 2013 года, и за это время объем бюджетных ассигнований на ее реализацию превысил 126 млрд рублей», — отметила вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Караваева.

В 2022 году на госпрограмму предусмотрено 14,8 млрд рублей, запланирован ввод 43 объектов, из которых 24 относятся к туристической инфраструктуре. А до 2030 года финансирование составит 169,2 млрд рублей. Среди главных показателей эффективности расходования средств — создание в СКФО 28 тыс. рабочих мест и рост средних доходов населения округа почти на 40% к уровню 2020 года.

Главный инструмент госполитики

В 2021 году на базе АО «Курорты Северного Кавказа» был создан единый институт развития — АО «Кавказ.РФ». «Из управляющей компании горных курортов мы превратились в один из главных инструментов государственной политики в СКФО. Нам достался функционал по работе с инициатораыми инвестпроектов от Корпорации развития Северного Кавказа, также в управление перешло АО «Курорт Эльбрус». Помимо строительства горных курортов и поддержки инвесторов мы теперь занимаемся модернизацией санаторно-курортного комплекса СКФО и созданием преференциальных площадок в каждом субъекте округа с инфраструктурой под ключ. Это очень масштабные и интересные задачи», — заявил генеральный директор АО «Кавказ.РФ» Хасан Тимижев.

На ПМЭФ-2022 он подписал с руководителем Российского экологического оператора Денисом Буцаевым соглашение о сотрудничестве, которое предполагает реализацию более 10 проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами общей стоимостью 26 млрд рублей. Благодаря им в каждом регионе Северного Кавказа появятся объекты по расфасовке и утилизации ТКО. «Основная цель — создание в СКФО условий для формирования и функционирования экономики замкнутого цикла, ориентированной на повторное использование или переработку ресурсов. Значительная часть инвестиций может быть предоставлена Российским экологическим оператором и «Кавказ.РФ», — сообщил Денис Буцаев.

Также совет директоров госкорпорации принял решение о финансировании строительства новых аэровокзалов в Ставрополе и Владикавказе. Общий объем инвестиций составит 4,7 млрд рублей, из которых «Кавказ.РФ» предоставит заем в 0,9 млрд. Возведение двух терминалов площадью свыше 11 тыс. кв. метров уже началось. Они позволят увеличить пассажиропоток аэропортов почти вдвое, до 1 тыс. человек в час.

Проектом строительства нового терминала внутренних авиалиний в международном аэропорту «Владикавказ» занимается холдинг «Новапорт». Работы на объекте стартовали в конце 2020 года, на сегодня готова проектно-сметная документация, проведены инженерные изыскания, поставлено оборудование, выполнено больше половины строительных работ. Пассажиров новый комплекс сможет принять уже в первом квартале 2023 года. «Северная Осетия — настоящий магнит для туристов, сейчас ее главный аэропорт занимает третье место по пассажиропотоку среди регионов СКФО. Поэтому новый терминал внутренних авиалиний необходим, чтобы обслуживать растущий спрос. Его площади (почти 5,6 тыс. кв. метров) позволят увеличить пропускную способность аэропорта с 320 до 500 человек в час», — заметил министр экономического развития РФ Максим Решетников. Всего АО «Кавказ.РФ» реализует сегодня 8 нвестпроектов, прорабатываются еще 17 суммарной стоимостью свыше 128 млрд рублей.

Дела идут в гору

2021 год знаменателен также тем, что была наполнена конкретикой Стратегия развития туризма на Северном Кавказе до 2035 года. Один из мегапроектов региона — горнолыжный туркластер. Сегодня в ведении АО «Кавказ.РФ» находятся шесть туристско-рекреационных особых экономических зон в составе кластера. Из них «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии и «Ведучи» в Чечне — уже действующие горнолыжные курорты. В 2021 году их посетили более 1 млн туристов — на 70% больше, чем в 2020 году, и на 77% больше, чем в 2019-м.

Самый развитый и популярный курорт кластера — «Архыз», построенный практически с нуля и имеющий уже 27 км трасс. Он функционирует с 2013 года, в 2021-м начал приносить прибыль. На территории ОЭЗ зарегистрированы 36 резидентов, объем заявленных ими частных инвестиций составляет 13,5 млрд рублей.

В марте 2022 года Александр Новак подписал «дорожную карту» по привлечению якорного инвестора для дальнейшего опережающего развития «Архыза». До конца декабря планируется разработать проекты учредительных документов новой управляющей компании. «За восемь лет существования «Архыз» вышел на самоокупаемость и турпоток порядка 700 тыс. человек в год, и эта цифра ежегодно растет на 10-15%. Уверен, что привлечение частных инвестиций даст дополнительный стимул развитию курорта. Речь в первую очередь идет о продолжении строительства необходимой инфраструктуры», — прокомментировал вице-премьер.

На «Эльбрусе» в нынешнем году началась активная фаза строительства инфраструктуры и благоустройства. «Курорт находится на этапе большой модернизации. Под эти задачи государство выделяет почти 13 млрд рублей. «Эльбрус» сделает значительный рывок и уже через пару лет сможет предложить многочисленным гостям новый уровень сервиса и впечатлений. Но для этого нужно плотно поработать», — заметил Сергей Назаров.

В 2022-2024 годах на курорте планируется построить 24 объекта горнолыжной и 7 объектов обеспечивающей инфраструктуры. По 10 объектам уже получены положительные заключения госэкспертизы и ведется строительство. Это канатные дороги и трассы, которые предполагается завершить в конце текущего года. В 2021 году турпоток на «Эльбрус» составил 390 тыс. человек, к 2025-му он должен вырасти до 1,1 млн.

«Ведучи» — самый молодой курорт Северного Кавказа: он открылся 28 января 2018 года. К настоящему времени здесь оборудованы канатная дорога длиной более 800 метров и трасса протяженностью около 1 км для начинающих лыжников. На южном склоне на высоте 1500 метров доступна самая протяженная в мире (960 метров) искусственная трасса для круглогодичного катания.

К 2023 году на «Ведучи», согласно прогнозу, горнолыжникам будет доступно катание на северном склоне хребта Данедук с высоты 2325 метров на трех трассах синего уровня сложности, двух черных и двух красных. Наверх гостей доставят кресельные подъемники протяженностью 1390 и 622 метра, а северный и южный склоны соединит гигантская канатная дорога типа «3S» длиной 4,4 км. Подобных канатных дорог в России всего две, в мире — чуть больше десяти. «Ведучи», как и «Архыз», проектируется и строится с нуля в уникальном с точки зрения природы и истории месте. Поэтому интерес к его трассам у гостей будет большим. Современная горнолыжная инфраструктура, хороший перепад высот, невероятные виды с хребта Данедук и погружение в самобытную культуру чеченцев — вот то, что сделает курорт заметным на горнолыжной карте страны», — уверен Хасан Тимижев.

Знаковым событием эксперты назвали старт строительства в апреле 2022 года курорта «Мамисон» в Северной Осетии. «Это уже не те разговоры, которые были 14 лет назад. Проведена большая невидимая работа. Помимо основного инвестора есть предприниматели, которые в инициативном порядке разрабатывают мастер-планы на второй и последующий этапы строительства. Конечно, мы будем их рассматривать», — подчеркнул глава республики Сергей Меняйло.

Курорт тоже будет строиться с нуля, однако уже в зимнем сезоне 2023/2024 он, как ожидается, сможет принять гостей. К этому времени здесь будут работать 20 км горнолыжных трасс, 2 канатные дороги, системы искусственного оснежения, сноупарк, сервис-центр, автостоянки на 500 мест. В планах до 2025 года — увеличить протяженность трасс до 41 км и добавить 5 канатных дорог. Всего до 2030 года предполагается построить 73 км трасс, 18 подъемников и более 7000 мест размещения. На первых порах «Мамисон» сможет принимать 100 тыс. гостей ежегодно, а с 2030-го — до 700 тыс.

«Горнолыжные курорты являются нишевым направлением для Северного Кавказа. В качестве примера можно привести Красную Поляну в Сочи, где горнолыжный курорт превращается в трекинги, экотропы, различные развлечения летнего формата. Над этим еще предстоит поработать и превратить курорты СКФО во всесезонные, что обеспечит серьезные туристические потоки, а следовательно, доходы для региональных бюджетов и бизнеса», — считает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков.

Основа для управленческих решений

Еще одно решение федерального центра, которое должно положительно сказаться на Северном Кавказе, — модели экономического развития регионов СКФО, разработанные в конце 2021 года Минэкономразвития РФ по поручению Михаила Мишустина. «Эти модели должны стать основой для управленческих решений, формирования планов и программ, которые направлены на достижение национальных целей, поставленных президентом, помочь определить, как из текущей ситуации выйти к целевым значениям на горизонте 2030 года», — пояснил премьер. Модели включают оценку нынешней демографии и потребности в рабочих местах, в том числе в рамках легализации теневых секторов. Кроме того, в них содержится анализ отраслевой специализации округа в целом.

По каждому региону Северного Кавказа определены пять ключевых вопросов и столько же прорывных проектов, которые, как полагают в правительстве, смогут в наибольшей степени оказать влияние на темпы роста выпуска товаров и услуг, повышение доходов жителей, увеличение объемов инвестиций, численности занятых в реальном секторе.

В модели экономического развития Ставрополья центральное место занимают индустриальный и агропромышленный комплексы, дорожное строительство, туризм. «Намечена реализация проектов в сферах химической промышленности, зеленой энергетики, мелиорации, животноводства, овощеводства, хранения и переработки продукции АПК, курортологии. Также в планах — строительство и реконструкция объектов транспортной и инженерной инфраструктуры», — сообщил губернатор края Владимир Владимиров. Он рассчитывает, что эти проекты обеспечат к 2030 году рост инвестиций в регион до 500 млрд рублей. ВРП должен увеличиться более чем на 60%, а рынок труда — получить несколько десятков тысяч новых рабочих мест.

В Чечне сделали ставку на развитие туристического потенциала, повышение надежности энергетического комплекса, интеграцию малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку. Среди приоритетных проектов — реконструкция международного аэропорта «Грозный», формирование особых экономических зон «Ведучи» и «Грозный», открытие кластера строительных материалов» и агропромышленного кластера. «Реализация всех планов позволит привлечь 537,1 млрд рублей и создать 53,4 тыс. рабочих мест. Это приведет к увеличению зарплаты на 22,1%, объема инвестиций — на 69,7%, ВРП — на 94,4%», — рассказал председатель правительства республики Муслим Хучиев.

В Дагестане в приоритетном порядке будут заниматься формированием туристического и плодоовощного кластеров, обувной и стекольной промышленности, транспортно-логистической инфраструктуры. Как отметил руководитель республики Сергей Меликов, в списке ключевых проектов — строительство новой взлетно-посадочной полосы аэропорта «Махачкала», расширение федеральной трассы «Кавказ», развитие Махачкалинского морского торгового порта. В случае успеха всех начинаний регион намерен привлечь порядка 400 млрд рублей инвестиций и создать более 60 тыс. рабочих мест.

В Карачаево-Черкесии прорывные проекты оценены в 144,6 млрд рублей капиталовложений и 11,6 тыс. дополнительных трудовых вакансий. Экономический прорыв в республике связывают с развитием туризма, садоводства, зеленой генерации и добычи полезных ископаемых. «Мы рассматриваем возможность реализации проектов в этих сферах с привлечением российских, китайских, индийских и других поставщиков оборудования взамен европейским компаниям, отказавшимся от поставок в нашу страну», — сказал глава региона Рашид Темрезов.

В Кабардино-Балкарии надеются на более активное развитие гидроэнергетики, интенсивного садоводства и туризма. Руководитель республики Казбек Коков прогнозирует, что это даст 300 млрд рублей инвестиций и 60 тыс. рабочих мест.

В Северной Осетии большие надежды связывают с туристической сферой, агропромышленным сектором, жилищно-коммунальным хозяйством, промышленностью, транспортно-логистическим комплексом. «Для нас прорывные проекты — это создание всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон», строительство тепличного комплекса, закладка яблоневого сада и открытие плодохранилища, развитие форелевого хозяйства, модернизация предприятий энергетики и ЖКХ», — перечислил глава республики Сергей Меняйло. Инвестиции только в проекты АПК составят 36,2 млрд рублей.

В Ингушетии на первом плане — проекты в сферах промышленности, агропромышленного комплекса, ЖКХ, трудовой занятости, туризма. В республике рассчитывают на создание индустриального парка «Джейрах» мощностью 50 тыс. тонн доломитовой муки в год, открытие предприятий сельхозпереработки и солнечной генерации, развитие туристической инфраструктуры для приема более 460 тыс. гостей в год. «А для снижения теневой занятости и уровня безработицы планируется создать промышленный парк «Магас», который обеспечит более тысячи рабочих мест. Также будут организованы постановка предпринимателей на учет в налоговых органах и сбыт продукции личных подсобных хозяйств», — добавил глава региона Махмуд-Али Калиматов.

По подсчетам Александра Новака, всего руководители субъектов Северного Кавказа предложили прорывные проекты на сумму около 1,7 трлн рублей, их реализация поможет создать порядка 80 тыс. рабочих мест. Сейчас 20 проектов находятся в предпроектной стадии, восемь — в стадии проектно-изыскательских работ, на семи ведутся строительно-монтажные работы.

Стратегия действий

Еще больший подарок регионы Северного Кавказа получили в мае 2022 года: Михаил Мишустин утвердил Стратегию социально-экономического развития СКФО до 2030 года. Как пояснили в Правительстве РФ, она утверждена взамен аналогичного документа с горизонтом до 2025 года и «учитывает экономическую ситуацию, сложившуюся в условиях внешнего санкционного давления».

Главные задачи стратегии в социальной сфере — строительство объектов здравоохранения и образования, решение жилищного вопроса, в АПК — выведение на новый уровень садоводства, овцеводства, скотоводства и аквакультуры, в промышленности — создание новых и модернизация существующих производств.

Среди самых масштабных проектов в промышленности — возобновление добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения в Кабардино-Балкарии. Как стало известно на ПМЭФ-2022, его профинансирует АО «Кавказ.РФ». «Наша корпорация предоставит льготный заем под 3% годовых, что позволит активизировать работу над важным для КБР и всего Северного Кавказа проектом. Это будет крупнейшее в республике предприятие, которое даст сотни дополнительных рабочих мест и значительные налоговые поступления в бюджет», — подчеркнул Хасан Тимижев.

Проект реализует АО «Эльбрусметалл», входящее в госкорпорацию «Ростех». Добыча и переработка руды будут осуществляться на горно-обогатительном комбинате в Тырныаузе, переработка концентратов ГОКа — на гидрометаллургическом заводе в Невинномысске. Планируемый объем капитальных вложений — порядка 55 млрд рублей, на обоих предприятиях будут трудо-
устроены 900 человек. В мае 2022 года получено положительное заключение Главгосэкспертизы по проектной документации на строительство комбината, уже начато возведение линейных объектов. Ввод первых производственных мощностей запланирован на конец 2023-го — начало 2024 года.

Еще один крупный промышленный проект — горно-обогатительный комбинат на Худесском месторождении медно-колчедановых руд в Карачаево-Черкесии с объемом инвестиций свыше 10,5 млрд рублей. Как сообщил Рашид Темрезов, предприятие построит Уральская горно-металлургическая компания в два этапа в течение 26 лет, его мощность составит 1,5 тыс. тонн товарной продукции в год.

Главным проектом транспортной инфраструктуры СКФО в стратегии названо строительство автомобильной дороги, соединяющей курорты Северного Кавказа с туристическими центрами Черноморского побережья. Она пройдет через Ставропольский край, Карачаево-Черкесию и Краснодарский край и существенно сократит время в пути для автотранспорта. Предварительная стоимость объекта — свыше 90 млрд рублей.

Также планируется реконструкция аэропортов в Махачкале, Нальчике, Беслане и Грозном. В столице Чечни в середине июля 2022 года стартовало строительство международного терминала и новой взлетно-посадочной полосы. Когда они будут готовы, пассажиропоток в республику вырастет до 1,5 млн человек. На международных линиях будут обслуживаться до 400, а на внутренних — до 600 человек в час.

Строительство ВПП предполагается завершить к 1 декабря 2024 года, а аэровокзального комплекса со всеми остальными объектами инфраструктуры — к августу 2025-го.

Основными туристическими направлениями на Северном Кавказе станут Кавказские Минеральные Воды, горнолыжные курорты «Архыз», «Эльбрус», «Ведучи», «Мамисон», «Армхи» и кластер культурно-познавательного туризма с центром в Дербенте.

«Северный Кавказ играет значимую роль в общественной жизни страны, обладает серьезным потенциалом для развития в различных секторах экономики. Задача стратегии — максимально эффективно использовать появляющиеся возможности в интересах населения региона», — резюмировал Александр Новак.


10 говорящих цифр

126 млрд рублей выделено из федерального бюджета с 2013 года на реализацию государственной программы социально-экономического развития Северного Кавказа.

169,2 млрд рублей составит финансирование этой программы до 2030 года, главные ожидания от ее выполнения — создание в округе 28 тыс. рабочих мест и рост доходов населения на 40%.

1,7 трлн рублей стоят в сумме проекты, включенные в модели экономического развития субъектов СКФО, после их завершения местный рынок труда получит дополнительно 80 тыс. вакансий.

55 млрд рублей планируется инвестировать в проект возобновления добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения в КБР.

90 млрд рублей потребуется на строительство автодороги, соединяющей курорты Северного Кавказа с туристическими центрами Черноморского побережья.

17 инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 128 млрд рублей находятся в разработке единого института развития АО «Кавказ.РФ», 8 проектов уже реализуются.

10 проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, оцениваемых в 26 млрд рублей, будет реализовано в регионах СКФО при участии этой госкорпорации.

1 млн туристов посетили горнолыжные курорты Кавказа («Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи») в 2021 году — это на 70% больше, чем в 2020-м, и на 77% больше, чем в 2019-м.

36 резидентов зарегистрированы на территории особой экономической зоны «Архыз», объем заявленных ими частных инвестиций составляет 13,5 млрд рублей.

1,5 млн пассажиров в год сможет обслуживать аэропорт «Грозный» после завершения строительства международного терминала и новой взлетно-посадочной полосы.

Источник: международный холдинг «ЕвроМедиа»

Логотип Вестник Строительство