Социальная и экономическая жизнь ставит все более сложные задачи перед строительной отраслью и сопряженными с ней сферами. Но все ли изменения эффективны и как сделать так, чтобы озвучиваемые в области оценки соответствия и оценки компетентности нововведения не пошли по принципу «лес рубят — щепки летят», обозреватель Отраслевого журнала «Вестник» спросил генерального директора АО «Мосстройсертификация» Светлану Моисееву.

Светлана Викторовна, «МСС» уже 27 лет является, по сути, базовой организацией столицы по оценке соответствия и оценке компетентности среди участников строительной отрасли. Среди ваших заказчиков не только компании из России, но и из Ирана, Бангладеш, Египта, Казахстана. Вы не понаслышке знаете, как выглядит рынок сертификации. Стало ли сегодня профессиональных организаций вашего уровня больше или тенденция наводнения организациями-однодневками по-прежнему актуальна?
К сожалению, ситуация на рынке в области оценки соответствия и оценки компетентности только усугубляется. Причин несколько: недостаточность или избыточность требований в этой сфере; неоднозначность понимания и интерпретации требований в нормативных документах и нормативно-правовых актах как к системам добровольной сертификации (СДС), так и к аккредитации строительных испытательных лабораторий.
Например, на сегодня Росстандартом в России зарегистрировано более 2500 СДС, из которых около 160 в строительстве. При этом зарегистрировать СДС в Росстандарте возможно за 5 дней, прибегнув к помощи соответствующих агентов. Отсутствие минимально необходимых требований, предъявляемых к СДС, их проверке при регистрации, контроле в ходе мониторинга за их деятельностью, правилам их ликвидации при условии недобросовестного функционирования, а также повышения прозрачности деятельности СДС создает на стройрынке большое количество недобросовестных участников. Аккредитация органов по сертификации в Федеральной службе по аккредитации (ФСА) также не спасла рынок от фальсифицированной продукции, поддельных сертификатов соответствия, более того, привела к удорожанию строительных работ. Например, недобросовестные органы по сертификации, аккредитованные в ФСА в добровольной сфере, не выбирают добровольные системы сертификации и тем самым, оставаясь бесконтрольными, нарушают приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 N°707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации». Сертификат соответствия можно купить в интернете за несколько тысяч рублей.
Далеко ходить не надо, возьмем обязательную оценку соответствия в форме декларирования. Анализ зарегистрированных деклараций в реестре ФСА показал: в большинстве случаев заявители привлекают к испытаниям неаккредитованные ИЛ в ФСА, что идет в нарушение действующего законодательства. Данный процесс на практике не регулируется и не контролируется.
В последнее время мы наблюдаем тенденцию: вводятся различные требования в части обязательности аккредитации строительных испытательных лабораторий в ФСА, нарушающие общее законодательное поле в рамках закона о техническом регулировании.
Однако для строительных испытательных лабораторий аккредитация в обязательном порядке законодательством РФ не установлена. Она для них добровольна. И даже если мы будем говорить только про особо опасные объекты, то картина не изменится. Нельзя делить лаборатории по такому принципу. Любой объект должен сопровождаться компетентной лабораторной деятельностью для обеспечения его безопасности и качества. С учетом текущей ситуации мобильная лаборатория (вагончик) на территории стройобъекта никогда не пройдет аккредитацию в ФСА, поскольку не сможет выполнить все требования, заложенные в критериях аккредитации, для сертификационных испытательных лабораторий. Это принципиально разные сферы деятельности. Не получат аттестат аккредитации микро- и мини-лаборатории, для которых требуется не более 3 типов разного оборудования или измерительного инструмента, при этом данные лаборатории имеют высокий уровень компетентности, так как занимаются узкопрофильными методами испытаний.
Монополизировать рынок одной ФСА — это не выход, необходимо выработать критерии для добросовестных участников рынка, обеспечив тем самым конкурентное преимущество для потребителей, то есть испытательных лабораторий.
Кто, на ваш взгляд, должен взять на себя функционал базового аккредитующего органа строительных лабораторий?
Думаю, Минстрой РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет выработку и реализацию госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ. И уровень компетенции у него, соответственно, высокий. При этом Минстрой, как и ФСА, могли бы наделять полномочиями соответствующие экспертные организации. Напомню, аккредитация строительных лабораторий (не для целей оценки соответствия (сертификации) получила развитие в 2004 году: Владимир Ресин подписал распоряжение Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. Москвы «О Реестре испытательных лабораторий организаций, участвующих в реализации городских строительных программ». Держателем Реестра испытательных лабораторий организаций, участвующих в реализации городских строительных программ, являлся Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы. Совместно с ГУП «Мосстройсертификация» было разработано положение о данном реестре.

На что надо обращать внимание заказчику при проверке статуса испытательной лаборатории или сертификата соответствия, чтобы не попасть на недобросовестного партнера?
При проверке статуса испытательной лаборатории необходимо убедиться в том, что информация о статусе аттестата аккредитации отражена на сайте компании, выдавшей данный документ, что на аттестате аккредитации есть отметки о проведении инспекционного контроля, а документ на соответствие, которому проводилась аккредитация строительной лаборатории, указан в аттестате аккредитации с учетом статуса на текущий момент. Важно, чтобы место осуществления деятельности строительной лаборатории совпадало с информацией о ее местонахождении в аттестате аккредитации.
В области объектов испытаний (приложение к аттестату) должно обязательно содержаться: наименование объекта испытаний; контролируемые характеристики (показатели); нормативная документация на методы испытаний. Должны быть предоставлены документация, описывающая СМК, и документы о подтверждении компетентности персонала.
При проверке статуса сертификата соответствия советую убедиться, что добровольная система сертификации имеет право осуществлять свою деятельность в соответствующей области объектов сертификации, а также что сертификат зарегистрирован в реестре указанной системы, проставлены все отметки о прохождении инспекционного контроля. Орган по сертификации и испытательная лаборатория, проводившая испытания, не должны быть одним юрлицом, дабы не нарушать принцип беспристрастности. Внимательно изучите сертификат соответствия в части нормативных документов и их пункты (бывает, сертификат выдают только на геометрические параметры, при этом прочность материала или его морозостойкость не проверяется). Сопоставьте месторасположение органа по сертификации, испытательной лаборатории и места производства стройматериала.
В строительстве цифровизация как оптимизатор рабочих процессов становится все актуальнее. А для вашей сферы?
Безусловно, цифровизация не обходит нас стороной. Так, в рамках Московской системы добровольной сертификации в строительстве мы приступили к разработке пакета услуг по ТИМ (BIM) — сертификации компаний — участников строительного рынка.
Прорабатываем вопросы с применением QR-кодов на сертификатах соответствия и аттестатах аккредитации, которые помогут оперативно получать информацию о статусе действия выданных документов и информацию о правоспособности экспертных организаций и органов по сертификации.
На правах рекламы, АО «МСС», ИНН 9709060447, erid: 2VtzqxabtWK