Сегодня руководители строительных компаний задаются резонными вопросами: как собрать опытный профессиональный кадровый состав, какие специалисты могут понадобиться предприятию в будущем, как и где их найти? В свою очередь образовательные организации, выпускающие специалистов для строительной сферы, тоже рассуждают о том, соответствуют ли выпускники вузов и ссузов запросам работодателей, а также о том, какие профессии пользуются спросом сегодня и, самое главное, какие специалисты будут нужны отрасли завтра. Ответы — в нашем материале.
Почему возник вопрос. Тема кадровой обеспеченности строительной отрасли возникла в России не на пустом месте. Если в Советском Союзе быть строителем, прорабом, начальником участка было престижно, то в наше время молодое поколение больше стремится получить профессию, где главный критерий — высокая заработная плата, меньше ответственности, нет дедлайнов и особого контроля. Однако такой подход может завести в тупик. Россия — огромная страна, и если все станут свободными архитекторами или дизайнерами на «удаленке», то кто будет строить школы, больницы, дороги, благоустраивать территорию, приводить в порядок города?
Понятно, что мир меняется. Прошло уже 30 с лишним лет, как Советский Союз перестал существовать. В последующие за этим событием 10 лет в страну стали проникать западные технологии, ультрамодные идеи, заморский дизайн. Пришла и современная строительная техника, например, чтобы сделать стяжку пола сегодня, уже не нужно поднимать на высокий этаж строительные смеси, достаточно просто установить возле здания немецкий пневмонагнетатель и пригласить квалифицированного оператора, пара кнопок — и стяжка готова. А вот в слове «квалифицированный» и кроется подвох. Такого специалиста нужно ведь подготовить. В советское время этим занимались профессионально-технические училища. До 80-х годов прошлого века закончить такое училище было более чем престижно. В строительной отрасли с лихвой хватало плотников, каменщиков, слесарей, электриков, монтажников. А потом — провал. Все ринулись в вузы, ПТУ и техникумы стали повально закрываться, и к середине 2000-х в отрасли стала образовываться «кадровая дыра», строительные компании начали понимать: если так дальше пойдет — строить и ремонтировать будет некому. И уже позже вспомнили знаменитую фразу Иосифа Сталина «Кадры решают все!» в его судьбоносной речи перед выпускниками военных академий в 1935 году. Дело осталось за малым — возродить практику профессиональных училищ и начать выпускать квалифицированные рабочие кадры для строительной отрасли.
Востребованные компетенции. Когда говорят о кадровом дефиците, имеют в виду конкретных специалистов и представителей рабочих профессий. Кого сегодня не хватает в отрасли? Конечно, квалифицированных рабочих и инженеров. По данным Росстата, из 45 тыс. дипломированных специалистов в строительной сфере более 35% в первый год после окончания вуза не находят работу по своей специальности. Но для специалистов с рабочей специальностью, наоборот, работа есть всегда. Компании, работающие с проектной документацией, например, проектные бюро, организации, проводящие экспертизу проектов, строительные компании, в структуре которых есть собственные проектные бюро, самый большой дефицит испытывают в специалистах по разработке сметы проекта, спецификации. Молодой проектировщик, пусть даже самый гениальный, чтобы разработать проектную документацию, должен иметь соответствующую аккредитацию и определенный опыт работы. С последним всегда сложно. Сейчас в этом вопросе помогают потенциальные работодатели, которые предоставляют студенту возможность попрактиковаться в профессии в компании еще на этапе его учебы в вузе.
Испытывают определенную нехватку специалистов и планово-технические отделы. Здесь должны работать опытные инженеры ПТО, и ошибки исключены, иначе строительной компании некомпетенция инженера ПТО может дорого стоить.
По данным IT-сервиса Superjob.ru, в топ-5 самых востребованных в 2022 году инженерных специальностей входят: инженер ПТО, инженер-конструктор, инженер ЭС/СС (специалист по системам освещения и электроснабжения), инженер ОвиК (специалист по системам вентиляции и кондиционирования), инженер-геодезист.
Нехватку кадров испытывают специфические строительные направления либо производства, работающие в сложных климатических условиях, например на Севере. И даже огромная по среднестатистическим меркам зарплата не всегда гарантирует, что специалист найдется быстро. Например, это свайщик, изолировщик, стропальщик, монтажник, крановщик, бульдозерист, машинист автогрейдера. Если это нефтегазовая сфера, то бурильщик, помощник машиниста буровой установки. Удивительно, но ИТР не хватает и здесь. Многие организации испытывают нехватку в геологах, гидрогеологах и других специалистах по инженерным исследованиям. Особо компании жалуются на нехватку водителей с пакетом разрешительных документов для работы с опасными и негабаритными грузами. И таких вакансий сегодня в каждом регионе предостаточно. В среднем строительные организации недосчитываются от 7 до 25% специалистов.
Что делать? Существует несколько решений этого ключевого вопроса на любом строительном производстве. Первое — заранее беспокоиться о решении кадрового вопроса. Здесь помогает тесное взаимодействие потенциального работодателя с образовательной организацией в вопросе подготовки кадров для своей компании. И что характерно, сегодня практически не найти строительной организации, которая бы не заботилась о кадрах заранее. «Мы тесно взаимодействуем с профильными образовательными организациями, — рассказывает генеральный директор АО «Ростовавтомост» Станислав Тюкалов. — Среди них Донской государственный технический университет, где я вхожу в состав государственной аттестационной комиссии по специальности «Автодорожные мосты и тоннели». Работаем с Ростовским-на-Дону автодорожным колледжем, где я также в составе экзаменационной комиссии по специальности «Строительство и эксплуатация инженерных сооружений». Студенты этих образовательных заведений проходят на базе нашего предприятия производственную практику».
Еще один важный аспект — это целевое обучение, когда за учебу будущего специалиста платит конкретное предприятие либо муниципалитет, если речь идет о МУПе, например, в сфере ЖКХ. В этих случаях решаются вопросы обеих сторон: молодой человек получает образование и работу, предприятие или муниципалитет — специалиста. Главное — вовремя увлечь ребенка профессией, еще когда он учится в школе. Здесь уже работают профориентационные механизмы, в которых участвуют школьники, их родители, образовательная организация, работодатель и местные власти.
Профессии будущего. С нынешним экспоненциальным ростом технического прогресса некоторые профессии уже в ближайшем будущем могут исчезнуть навсегда, а их место займут совершенно новые компетенции. Как, например, случилось с профессией секретаря-референта. Печатать на машинке уже нет никакой необходимости, да и саму печатную машинку можно найти разве что в музее.
И если сегодня дорожно-строительным компаниям нужны дорожные строители, то завтра на их смену придут, например, операторы автономного асфальтоукладчика с дистанционным управлением. Смешно, но, согласно статистике, порядка 36% того, что пишут в своих книжках писатели-фантасты, сбывается в первые 50 лет. Сегодня многие эксперты прогнозируют, что в ближайшие 10 лет и вовсе исчезнет до 20% строительных профессий. Среди них — водители спецмашин, обычные инженеры-проектировщики, на смену которых придут цифровые специалисты, отделочники, вместо них появятся операторы роботов и прочие.
Уже сегодня становится очевидным, какие профессии понадобятся в строительной отрасли завтра. По оценкам экспертов, это будут BIM-проектировщики, инженеры-проектировщики в области 3D-печати, специалисты в проектировании «умных» городов и экогородов. Так что работники строительной сферы должны уже сейчас задуматься о том, как быстро перестроиться под запросы рынка и пропустить сквозь себя технический прогресс, чтобы завтра стать профессионалом 80-го уровня.
Стоит ли перепрофилироваться? Сегодня многие специалисты интересуются, стоит ли в нынешней ситуации отложить в сторонку свои юридические или гуманитарные дипломы и задуматься о получении технического образования, тем более сейчас, с учетом непростой ситуации в мире. Член международных исследовательских организаций в области среднего профобразования VETNET и YoriVET, автор телеграм-канала «А что в СПО?» Наталья Долгова предостерегает от однозначного ответа на этот вопрос. «Это очень комплексный вопрос, на который нельзя дать универсальный ответ, — подчеркивает она. — Сейчас в любой профессии необходимо обладать цифровыми навыками и компетенциями. И которые зачастую не требуют инженерного образования. Но и инженерам необходимо обладать ими тоже.
Если у вас есть диплом, работаете по специальности и состоялись как профессионал, тогда возникает вопрос: почему вы задумались над сменой профессии? Если же вы все-таки хотите получить новый диплом и поменять профиль, то нужно понимать, что на переход и рост в новом амплуа потребуется минимум три года, а то и больше. Даже обучившись навыкам программирования, придется начинать с самой низкой позиции, а расти начнете только спустя год. Если же вы все-таки решили для себя кардинально сменить сферу деятельности, то оцените свою подушку безопасности и пропишите различные траектории развития ситуации. Это позволит трезво взглянуть на то, что у вас есть и куда вы хотите прийти. На мой взгляд, наиболее выигрышной траекторией будет оценка своих сильных компетенций и дополнение их цифровыми навыками либо выбор смежной отрасли, которая позволит не потерять предыдущий опыт».
И действительно, стоит ли менять на переправе коней, когда есть смысл вырасти в своей профессии, только при этом нужно пройти определенную модернизацию. Начальник информационного отдела НЧОУ ВО «Северный институт предпринимательства» Владимир Горюнов считает, что именно сейчас так кардинально перестраиваться нельзя ни в коем случае. Эффект от такого решения просчитать сложно. «Не надо этого делать ни в коем случае, так как сиюминутное решение может отрицательно сказаться в будущем, — утверждает он. — Рано или поздно те обстоятельства, которые возникли в данный момент в отношении нашей страны, закончатся и начнется следующий этап развития. А если мы все время будем стараться подстроиться под быстро меняющиеся условия, то в итоге ни к чему хорошему это не приведет. К тому же юридическое образование необходимо иметь каждому в том или ином виде, чтобы знать и уметь отстаивать свои права как работника. С помощью экономического образования становится возможным проникновение в суть экономических процессов, происходящих вокруг. Гуманитарное же образование дает возможность развиваться в целом».
Повод для радости. И все же сегодня политика государства в сфере подготовки кадров разворачивается лицом к специалисту, что не может не радовать. Особенно это стало очевидно в последние годы, когда все уровни образования, начиная с детского сада, стали ориентировать детей на получение профессии. В школах ведется большая профориентационная работа, и к выпускному году порядка 90% школьников уже точно знают, кем они станут.
Значительную роль в этом вопросе сыграло участие нашей страны в Болонском процессе, где ключевым механизмом является практикоориентированность студентов. Российские ссузы тоже уже не просто готовят специалистов, а растят настоящих профессионалов, имеющих не только теоретические знания, но и отработанные практические навыки. Именно таких сотрудников сегодня ждут российские работодатели.