Стимул для жилищного строительства

Стимул для жилищного строительства

За 3 года количество подконтрольных «РосСтройКонтролю» объектов составило 1877

Сегодня жилье является ключевой точкой роста для регионов: при увеличении объемов его строительства развивается транспортная и социальная инфраструктура, появляются новые рабочие места. К 2030 году поставлена задача достичь целевых показателей нацпроекта «Жилье и городская среда» и отметки в 0,82 кв. метра жилья на человека, то есть меньше чем за 10 лет­ построить порядка 1 млрд кв. метров. Как подведомственное Минстрою России ФБУ «РосСтройКонтроль» (РСК) помогает в достижении национальных целей и каким образом удается обеспечивать эффективный контроль за ходом строительства почти 1000 объектов по всей России? Об этом и многом другом рассказал генеральный директор учреждения Владимир Щербинин.

Владимир Станиславович, расскажите о проводимой ФБУ «РосСтройКонтроль» работе по осуществлению строительного контроля и мониторинга социально значимых объектов.

Строительство не менее 120 млн кв. метров жилья в год — одна из ключевых целей национального проекта «Жилье и городская среда», стартовавшего в 2018 году. Люди за счет государства переезжают из аварийных домов, создаются новые общественные пространства, а жилье становится доступнее благодаря развитию ипотеки и наращиванию объемов строительства.

Например, за счет средств программы «Стимул», входящей в состав проекта «Жилье», из федерального бюджета финансируется строительство школ, детских садов, медучреждений, автодорог и инженерных сетей на территории новых жилых районов. Социально значимые объекты строятся параллельно с новыми жилыми комплексами, что позволяет обеспечить новоселов необходимой инфраструктурой и ускорить ввод новостроек в строй. Кроме того, благодаря федеральной поддержке происходит удешевление полного цикла строительства, и конечная стоимость жилья становится доступнее. Только в 2022 году программа должна профинансировать строительство 209 объектов инфраструктуры в 54 регионах страны и стать стимулом для ввода почти 8,9 млн жилых кв. метров.

РСК осуществляет строительный контроль и мониторинг за ходом строительства объектов в рамках программы «Стимул» и других федеральных программ. Сегодня под нашим контролем строятся объекты по таким направлениям, как «Чистая вода», «Сейсмика», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», индивидуальных программ социально-экономического развития регионов, а также с привлечением средств инфраструктурных бюджетных кредитов и в рамках непрограммной деятельности. В настоящий момент мы контролируем ход строительства 995 социально значимых объектов по всей России. В числе подконтрольных объектов — метро в Самаре, роддом в Магадане, горнолыжные трассы в Домбае, новая взлетно-посадочная полоса в аэропорту Южно-Сахалинска и другие, не менее важные объекты, направленные на повышение качества жизни россиян.

С 2019 года под контролем РСК введено в эксплуатацию 882 объекта по линии Минстроя России. В настоящий момент инспекторы учреждения продолжают осуществлять строительный контроль и мониторинг за ходом реализации 995 проектов в 82 регионах страны. Так, более чем за 3 года работы общее количество объектов, курируемых РСК, составило 1877.

Не влияет ли такая высокая скорость возведения на надежность и качество создания социально значимых объектов? Как при таком объеме удается сохранять высокое качество стройконтроля во всех регионах страны?

Да, объемы впечатляют, но тысяча объектов — это еще не предел. В ближайшее время «РосСтройКонтролю» планируется передать полномочия на осуществление контроля по новой пятилетней государственной программе «Строительство», в основу которой была положена Федеральная адресная инвестиционная программа. Объем строек, на которых необходимо будет осуществлять централизованный строительный контроль, возрастет для нас в три раза. Мы к этому серьезно готовимся, в том числе готовим перспективный кадровый резерв и усиливаем региональные подразделения. Так, в скором времени на базе каждого федерального округа будет сформирована высокопрофессиональная геодезическая бригада для работы на особо значимых объектах с применением 3D-сканеров, дронов с GNSS-оборудованием, лазерных сканирующих тахеометров и другого высокотехнологичного оборудования.

При текущем объеме строек выездные проверки на таких объектах осуществляют специалисты из московского офиса.

Уверен, что даже после передачи РСК новых объектов мы со своей работой справимся. Сегодня выработан единый подход к проведению строительного контроля, и каждый сотрудник организации четко понимает, что скорость возведения, продиктованная рекордными для отрасли плановыми объемами, никак не должна влиять на надежность и качество реализации объектов. Более того, для заказчика мы хоть и ведем от его лица строительный контроль (структура независимая, потому что оплата нашей работы изначально зашита в смете строительства, и у нас нет задачи просто потратить деньги), есть задача ввести объект качественно и в установленные сроки. Здесь мы с заказчиком находимся в одной лодке, и такой подход дает очень хорошие результаты.

Также для осуществления качественного строительного контроля необходима хорошая техническая база. И она у нас есть. Сегодня мы можем принимать работу при помощи передовых средств сканирования, например квадрокоптеров с навесным оборудованием, которые с высокой точностью дают возможность проведения лазерной съемки линейных объектов. Все это сильно упрощает контроль за объектом с точки зрения выполняемых объемов работ, а также существенно сокращает время на его проведение. Кроме того, мы применяем лазерные тахеометры и сканеры для 3D-визуализации объектов, а все наши инспекторы вооружены планшетами, ноутбуками и прочим оборудованием, необходимым для успешной работы во всех 82 регионах страны.


Суммарное поступление налогов в бюджеты различных уровней с учетом операций с недвижимым имуществом в РФ составило в 2021 году 3,75 трлн рублей. Сумма внушительная настолько, что не может не вызывать у недобросовестных людей соблазна создания различных коррупционных схем по уводу финансов. Как сотрудники РСК пресекают подобную деятельность?

Мы даем большой объем аналитики и прогнозируем риски неосвоения выделенных бюджетных средств, потому что деньги должны быть потрачены на строительство конкретных объектов. И если стройка по какой-то причине начинает буксовать — хотя таких строек у нас крайне мало — это сразу ретранслируется до самого верхнего уровня. Можно сказать, мы формируем информационное поле для принятия оперативных и основанных на достоверных данных решений, предоставляя информацию по состоянию сектора по всей России и показывая реальную ситуацию на объектах. Все эти условия нашли отражение в информационной системе Минстроя РФ, разработанной совместно с РСК, в которой осуществляется мониторинг всех объектов и за наполнение которой отвечают инспекторы учреждения.

Кроме того, в нашей организации налажен многоступенчатый внутренний контроль, когда каждый инспектор знает своего руководителя проекта в центральном офисе и может воспользоваться всеми возможностями организации. У нас есть отдел инструментального контроля, сотрудники которого выезжают с современными приборами и оборудованием в регионы и снимают горячие противоречия. Отдел нормоконтроля помогает инспектору не запутаться в хитросплетениях на объекте. А если на инспектора начинают оказывать давление или предлагать взятку, то наша внутренняя служба безопасности взаимодействует с местными правоохранительными органами. Региональные управления ФСБ, прокуратуры и МВД работают с нами в постоянном контакте, и, если возникает какая-то проблема на объекте, мы всегда можем к ним обратиться.

Сегодня наши инспекторы полностью независимы от региональных властей, от местных желаний и интересов. Да, на начальном этапе заказчики пробовали управлять нами, но у них этого не получилось. Пробовали даже жаловаться, что мы проявляем избыточную принципиальность, но через несколько лет все встало на свои места. Более того, многие руководители в регионах отмечают, что в последнее время все участники стройки стали более дисциплинированными, а сама стройка начала приходить к тому облику, какой она и должна быть по нормативным документам.


Часто возникают ситуации по госконтрактам, когда стоимость торгов на осуществление строительного контроля уходит «в минус». Почему так случается, если стройконтроль является одним из ключевых звеньев строительного процесса?

Как правило, заказчик старается сэкономить — он дает простое техническое задание на оказание услуг строительного контроля, где основным критерием является цена. В итоге расторговывает контракт и получает «кота в мешке» — неправильно посчитали, неправильно приняли, некачественно отработали. И заказчик, оплатив такие работы, рискует тут же попасть под уголовное преследование, а правоохранители у нас не дремлют.

Сегодня строительный контроль отвечает и за безопасность, и за соблюдение технических регламентов, и за правильность подтверждения объемов работ, что в первую очередь связано с оплатой этих работ. Поэтому отбирать как подрядчиков, так и строительный контроль нужно не по цене, а исходя из других критериев, в том числе по профессиональным качествам и возможности обеспечить надлежащий контроль за строительством. Экономия в данном случае выходит боком, и заказчик, получив такого контролера, очень сильно рискует.

В условиях западных санкций у специалистов РСК могут возникнуть проблемы с обеспечением необходимого оборудования для строительного контроля. Как решаются вопросы импортозамещения?

Повторюсь: наши специалисты полностью обеспечены необходимым передовым оборудованием для осуществления строительного контроля, и в настоящий момент РСК больше нацелен на автоматизацию процессов. Сегодня на рынке нет программных продуктов, которые полностью соответствуют нашим требованиям, и мы находимся в поиске отечественного продукта, который удовлетворил бы наших инспекторов. Если говорить об импортозамещении, наш софт еще не набрал необходимое качество и полноту. Над этим тоже придется работать, и это наш шанс догнать и перегнать зарубежных коллег.

Еще один важный момент — государственные стройки нуждаются в цифровизации. В прошлом году мы начали обучать наших сотрудников работе с технологиями информационного моделирования (ТИМ), которые нацелены на формирование централизованной системы хранения, обработки и интеграции данных, к которой будут обращаться все участники строительного процесса. Встает вопрос, как именно и на каком софте будут формироваться, использоваться и храниться информационные модели. Здесь упор также должен быть на отечественные разработки. Кроме того, все ждут законодательных решений по развитию ТИМ-технологий, что, на мой взгляд, очень серьезно повысит качество проектирования, потому что практически на каждом объекте мы сталкиваемся с пересечением внутренних инженерных сетей, вентиляции, отопления, водоснабжения, электроснабжения. Поэтому идет постоянная корректировка рабочей документации, вплоть до переносов срока строительства. ТИМ-модель, в свою очередь, исключает подобного рода ошибки, в том числе человеческий фактор. И мы как строительный контроль очень ждем этого перехода.

Логотип Вестник Строительство