Центральная фигура

Центральная фигура

Человекоцентричность — один из главных трендов строительной отрасли современности

Международный строительный форум 100+ TechnoBuild в этом году прошел в десятый, юбилейный раз и по уже сложившейся традиции собрал на одной площадке застройщиков, проектировщиков, подрядчиков, архитекторов, производителей материалов и технологий, а также представителей органов власти и научного сообщества. А еще он стал местом для обсуждения самых актуальных трендов строительной отрасли. В их числе один из основных — человекоцентричность. Именно эта тенденция стала темой пленарного заседания мероприятия.

Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин отметил, что главным приоритетом в работе остается человек и создание благоприятных условий для его жизни — это основа работы всей отрасли. Ее составные элементы — это и комфортная среда, и комплексное развитие территорий, и сокращение инвестиционно-строительного цикла. Все они, словно пазл, складываются в единую картину комфортной жизни каждого гражданина России. Именно поэтому такое большое внимание сегодня уделяется работе по каждому из этих направлений.

Прекрасный мир вокруг. Одна из программ, которая неслучайно получила статус народной, — федеральный проект «Формирование комфортной городской среды».

«Одним из успешных результатов программы является активное количество голосующих. В апреле (мы уже третий год голосуем) почти 14 млн человек проголосовало. Это серьезный результат вовлеченности наших жителей в реализацию изменений, которые происходят во дворах, парках, скверах, набережных. Мы считаем, что программу, которая есть сегодня, нужно обязательно продолжать и дальше и продолжать улучшать наши города», — сказал Ирек Файзуллин.

Особую роль проекта по ФКГС отметил и полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, который подчеркнул, что большое внимание нужно уделять созданию гармоничной городской среды. Он считает, что достижению этой цели способствуют мероприятия национальных и федеральных проектов, механизмы инфраструктурного меню.

«Начиная с 2017 года в Уральском федеральном округе с учетом мнения жителей благоустроено свыше 7 тыс. территорий. Органам местного самоуправления и застройщикам, непосредственно работающим на земле, удается быстрее и точнее отвечать на конкретные запросы граждан по созданию комфортной среды», — отметил Владимир Якушев.

Он подчеркнул, что одним из механизмов, способствующих такому прямому диалогу, является комплексное развитие территорий. «КРТ позволяет не просто застраивать депрессивные районы городов, а с учетом мнения граждан создавать комфортные условия как для отдыха, так и для работы, — объяснил он. — В Уральском федеральном округе реализуется уже 141 проект КРТ. По 13 проектам выданы разрешения на строительство свыше 200 тыс. кв. метров жилья».

Как отметил министр строительства и ЖКХ РФ, сегодня практически все крупные агломерации имеют резервы для комплексного развития территорий.

Здоровая конкуренция. Сейчас на повестке дня довольно остро стоит вопрос о конкуренции между городами, который затрагивает все населенные пункты: малые и большие города, мегаполисы.

«Мы должны заботиться о том, чтобы разрыв между мегаполисами и малыми населенными пунктами не был катастрофическим. Он все равно будет, как бы мы ни старались, потому что крупный бизнес, финансовые ресурсы все равно будут идти в мегаполисы. Но какой-то минимальный стандарт мы туда должны доносить. Один из механизмов — конкурс среди малых городов и исторических поселений, который позволил в конкурентной среде, но уже между малыми городами, а не между мегаполисами и малыми городами разыгрывать гранты, на основании этих грантов создавать современные общественные пространства и преображать наши малые города», — отметил Владимир Якушев.

По его мнению, конкурс сегодня очень востребован. Его главный результат — в том, что малые города действительно меняются, а люди начинают совершенно по-другому относиться к своей малой родине. У них появляются места, где они могут прогуляться и интересно провести время, появляются сервисы, которые в изобилии присутствуют в мегаполисах.

Жилье и то, что к нему прилагается. Большое внимание сегодня уделяется тому, чтобы обеспечить каждого гражданина страны комфортным жильем. Как отметил Ирек Файзуллин, жилищная программа — самая большая программа из тех, которые реализуются в стране, и самая финансово емкая. По его данным, за последние 10 лет в стране построено почти 840 млн кв. метров, из которых 439 млн кв. метров многоквартирного жилья. По словам министра, все эти изменения, которые касаются будущего, связаны с реализацией программы социально-экономического развития регионов и базируются на Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года.

При этом строительство жилья без развития инфраструктуры — это уже давно не тот путь, которого придерживаются в отечественном строительстве. В проект почти каждого ЖК изначально заложено строительство детских садов, школ, поликлиник. И все — в шаговой доступности. Большое внимание уделяется и работе с коммунальной инфраструктурой. Качественная инфраструктура лежит и в основе проведения мегасобытий, площадками для которых становятся различные российские субъекты. Как отметил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, к чемпионату мира по футболу в Екатеринбурге появилось больше 40 новых гостиниц, хорошее развитие получила транспортная инфраструктура.

«Раз у нас появились гостиницы, то у нас есть и возможность проводить крупные мероприятия, приглашать гостей со всей страны и со всего мира. Любой мегапроект несет за собой огромный аккумулятивный эффект развития подотраслей и совершенно не связанных с конкретным мегасобытием отраслей», — подчеркнул Евгений Куйвашев.

Он отметил, что опыт, приобретенный ранее, позволяет сегодня реализовывать другие масштабные инфраструктурные мегастройки. Среди них, например, строительство дороги Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень, кампуса мирового уровня, наземного метро и создания «Сухого порта».

Большое развитие в Екатеринбурге получило направление общественного транспорта. «Комфортный городской транспорт влияет на качество и комфорт жизни горожан, обеспечивает транспортную доступность застройке новых микрорайонов, — уверен глава г. Екатеринбурга Алексей Орлов. — В 2020-2021 годах поступило 117 новых автобусов, а в текущем — 35 в рамках инициативы «Мобильный город». На следующий год мы планируем приобрести 60 новых современных автобусов. Это уже газомоторное топливо, низкий пол, USB-разъемы, кондиционирование, возможности для маломобильных групп населения. С электротранспортом ситуация сложнее. Но нам удалось заключить контракт, и до конца года появится 50 новых троллейбусов. По городу они уже ездят. Это троллейбусы с удлиненным автономным ходом, что позволило по-новому сформировать маршруты, троллейбусы пошли без контактной сети. Это совершенно новый вид транспорта не только для горожан, но и для водителей. И в этом направлении мы будем работу продолжать».

По словам Алексея Орлова, трамвайная сеть в Екатеринбурге одна из самых больших в стране: более 400 трамваев, их средний возраст превышает 40 лет. Сейчас на рассмотрении находится частная концессионная инициатива по продолжению строительства трамвайных путей, контактной сети, трамвайного депо, двух тяговых подстанций и по приобретению нового подвижного состава — 20 новых двухсекционных и 60 трехсекционных вагонов.

От тенденций — к перспективам. Строительная отрасль уверенно смотрит в будущее. Тенденции сегодняшнего дня превращаются в перспективы. В ходе пленарного заседания 100+ TechnoBuild его участники поделились своими прогнозами развития стройкомплекса на ближайшие 10 лет.

«Что можно уже сказать с уверенностью, так это то, что будет решена задача с большей обеспеченностью жильем, — отметил заместитель генерального директора АО «ДОМ.РФ» Алексей Ниденс. — За счет чего? Здесь есть три крупных направления. Первое — это развитие рынка ИЖС. Существует колоссальный запрос от населения, большие шаги уже сделаны правительством. Например, те решения, которые были приняты по развитию ипотечного рынка в 2021-2022 годах, привели к тому, что за 8 месяцев текущего года выдано уже порядка 60 тыс. ипотечных кредитов на ИЖС. Это в два раза больше, чем за весь прошлый год, который тоже дал прирост в несколько раз относительно 2021-го. Но здесь важно еще и дать новые финансовые сервисы и застройщикам, и профессиональным подрядчикам. Для того чтобы они тоже получили тот инструмент, который застройщики жилья получили в 2019 году».

Следующее большое направление — это развитие арендного рынка: и коммерческого, и льготного, социального. Он отметил, что для развития коммерческого направления этого сегмента рынка нужно создавать инструменты, которые привлекали бы в него частный бизнес, который инвестировал бы в него наряду с государственными институтами развития.

«Если говорить про развитие льготного, социального арендного направления, то сейчас по поручению президента совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и Минстроем РФ реализуется большой проект. Это строительство, создание арендного фонда в 10 тыс. квартир на территории Дальневосточного федерального округа. В проекте будут участвовать все 11 регионов. Причем 3 тыс. квартир уже определены, проекты начаты, в следующем году уже предполагаем первое заселение. Что тут важно? На примере этого достаточно масштабного пилотного проекта отработать технологии, в том числе привлечение бюджетных средств, чтобы для молодых специалистов, для определенных категорией граждан создать возможность льготного проживания, а для регионов — решать его задачи как по удержанию специалистов, так и по привлечению новых», — отметил Алексей Ниденс.

Третье направление — это цифровизация, где важно найти интеграцию сервисов госуслуг с сервисами как застройщиков, так и финансовых организаций.

«В совокупности это позволит дать людям те сервисы, которых они ожидают, — так называемые суперсервисы, когда очень удобно, доступно, понятно. Они смогут получать не просто финансовый продукт, а результат в виде своей квартиры, своего дома, причем очень удобно, доступно, комфортно, прозрачно и безопасно», — добавил он.

В свою очередь президент НОСТРОЙ Антон Глушков считает, что вектор на ближайшее десятилетие для отечественной стройки — это повышение производительности и технологичности.

«Из чего в моем понимании состоит повышение производительности? Это три направления: экономика, административное управление и, конечно, технология. Первая — экономика. Мы наблюдаем, как трансформируется сам подход к стройке: сначала в постсоветском пространстве мы пытались осваивать деньги, потом начали смотреть за сроками, потом — за качеством. Сейчас у нас новый подход. Мы начинаем экономически управлять стройкой. Это новый подход. Об этом не написано в учебниках в России, к сожалению, этому не учат инженеров-строителей. Нет сейчас таких специалистов, которые позволили бы действительно качественно экономически управлять стройкой. Поэтому первое направление — экономика строительства как управление капвложениями заранее, а не так, как по факту получается, — отметил эксперт. — Второе направление — административное. Мы говорили про кадры, про требования к современным специалистам, но вместе с тем понимаем, что та же цифровизация глубоко проникает в нашу жизнь, и она в стройке тоже рождает новые компетенции. Вот мы говорим BIM, у нас, наверное, у всех в структуре появились BIM-менеджеры. Следующим каким-то продвижением станет появление специалистов, непосредственно инженеров-строителей, которые владеют и работают с технологией информационного моделирования. Все это позволит по-другому устроить сам производственный процесс, поэтому следующие инновации — это перегруппировка в первую очередь нашего инженерного состава предприятий для того, чтобы выстроить и сделать эту модель более эффективной. Третий блок самый трудоемкий и самый материалоемкий — это технологические перемены».

В свою очередь президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров отметил, что большая задача, которая стоит перед отраслью, — сделать так, чтобы можно было построить работу наиболее эффективно, сократить время реализации инвестиционно-строительных проектов, чтобы деньги быстрее оборачивались и быстрее удавалось достичь результата. Какие существуют преграды для этого?

«Первое — это оценка экономики проекта в течение всего цикла существования объекта капитального строительства. Мы продолжаем еще пока оценивать наши объекты отдельно при проектировании, отдельно при изыскании, при строительстве, не учитывая то, что объекты существуют 50, 60, 100 лет и что правильнее было бы оценить весь цикл существования объекта. И поэтому мы сейчас принимаем большое участие в подготовке изменений в законодательстве. Готовим изменения технического регламента безопасности зданий и сооружений, где ставим задачи того, как сделать так, чтобы это было быстрее и в то же время эффективно, безопасно и комфортно. Но чтобы ни один из показателей, которых мы должны достичь, не нарушался, — отметил он. — Оказалось, что когда мы оцениваем в комплексе все мероприятия, эффекта можно достичь существенно большего, чем если отдельно экономику считаем для каждого отдельного этапа деятельности. Для этого мы сейчас вносим поправки в технический регламент безопасности зданий и сооружений».

Анвар Шамузафаров в числе проблем отрасли назвал отсутствие ограничительных требований для попадания на рынок фальсификата и долгий срок прохождения экспертизы проектов.

«Сегодня мы вместе с Игорем Евгеньевичем Маныловым, вместе с нашими коллегами занимаемся тем, что переводим нормативы в машиночитаемый, машинопонимаемый формат для того, чтобы исключить какую-то субъективность и чтобы сократить срок прохождения экспертизы сложных объектов», — отметил президент НОПРИЗ.

По его мнению, важно уделять внимание развитию малых и средних городов, потому ведется большая работа в сфере градостроительной политики, которая позволит развиваться не только крупным столичным агломерациям, но и всей стране.

Своим напутствием поделился и Ирек Файзуллин, который в числе прочего отметил, что основная задача этого года — реализовать все имеющиеся программы. Серьезно стоит задача импортозамещения в отрасли со смежными отраслями.

«Те, кто думает, что санкции дали нам только негативный эффект, очень глубоко ошиблись. По многим направлениям мы совершили тот рывок, который впервые увидели во время ковида. Мы сегодня переформатируем свои подходы ко всему законодательству, и эти подходы позволяют оптимизировать те пути, по которым мы идем. Задач очень много, мы их поступательно и активно будем реализовывать, — резюмировал руководитель ведомства. — И конечно, человекоцентричность, то есть все для человека, для того, чтобы было удобно во всех направлениях, куда бы мы ни посмотрели».

Логотип Вестник Строительство