Юрий Трутнев: «Развитие Дальнего Востока является национальным приоритетом»

Юрий Трутнев: «Развитие Дальнего Востока является национальным приоритетом»

Дальний Восток занимает 40% территории России и имеет стратегическое значение для ее экономики.

Отсюда повышенное внимание к ДФО со стороны федерального центра. Новой страницей в истории округа эксперты называют 2013 год, когда Владимир Путин объявил его развитие важнейшим государственным приоритетом. Об уже достигнутых результатах, а также о планах на перспективу «Вестник» узнал из публичных выступлений вице-премьера Правительства РФ — полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева.

Про эффективные механизмы развития макрорегиона

— В 2013 году президент России Владимир Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом. Был создан отдельный блок, состоящий из Минвостокразвития, полномочного представительства главы государства в ДФО, Корпорации по развитию макрорегиона. Началась работа по созданию механизмов для обеспечения роста экономики, создания привлекательных условий для жизни людей.

За этот период подготовлены и приняты Госдумой и подписаны президентом 67 законов, 354 нормативных акта, предоставляющих государственную поддержку инвесторам, создающим новые проекты на Дальнем Востоке. Возникли территории опережающего развития, свободный порт Владивосток. В Приморье каждый год начал проходить Восточный экономический форум с участием президента России и инвесторов — гостей из многих стран мира. Заработали механизмы субсидирования затрат на электроэнергию, ускоренного бесплатного предоставления земли, льготной ипотеки.

Результатом этой работы явилось возникновение на Дальнем Востоке 2715 новых инвестпроектов. Объем уже осуществленных в эти проекты инвестиций составил 2,5 трлн рублей. Объем инвестиций по соглашениям (когда все проекты состоятся) — 6,6 трлн рублей. Создано 98 тыс. рабочих мест. Темпы роста инвестиций, объемов строительных работ и промышленного производства в ДФО превышают среднероссийские показатели в 1,5-2 раза.

Про отдачу от преференциальных режимов

— В рамках территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке реализуется 562 инвестпроекта, объем инвестиций по соглашениям составит 4,4 трлн рублей, из них фактически вложено 1,5 трлн, создано 49,5 тыс. рабочих мест. Благодаря режиму свободного порта Владивосток (СПВ) реализуется 2082 инвестпроекта, объем инвестиций по соглашениям составит 1,2 трлн рублей, из них уже фактически вложено 262,3 млрд, создано 30 тыс. рабочих мест. Еще 36 инвестпроектов реализуется при поддержке ВЭБ.ДВ и субсидий на инфраструктуру от Минвостокразвития.

Всего за шесть лет (с 2015-го по 2021 год) работы преференциальных режимов и мер поддержки инвесторов в ДФО введено 456 новых предприятий, создано 92,8 тыс. рабочих мест, резидентами вложено 2,3 трлн рублей. Ежедневное взаимодействие с инвесторами позволило начать реализацию более 2,6 тыс. инвестпроектов.

За время действия преференциальных режимов расходы бюджета РФ (недополученные налоги, таможенные платежи и взносы в страховые фонды в рамках ТОР и СПВ, инвестиции в создание объектов инфраструктуры) составили 124,1 млрд рублей. В то же время доходы бюджета РФ от деятельности резидентов ТОР и СПВ (уплаченные налоги, таможенные платежи и взносы в страховые фонды) превысили 165,4 млрд рублей. Таким образом, превышение доходов госбюджета над расходами составило 41,3 млрд рублей.

Объем иностранных инвестиций в преференциальных режимах ДФО увеличился с 2015-го по 2021 год с 3,2 до 29 млрд рублей.

Про антисанкционные меры

— В последние месяцы на реализацию инвестпроектов на Дальнем Востоке влияют санкции со стороны недружественных стран. Правительство России предпринимает системные антисанкционные меры. Учитывая многочисленные пожелания инвесторов, работающих в регионе, выделено 25 млрд рублей на субсидирование им процентной ставки по кредитам. Список предприятий РФ, которые могут рассчитывать на получение помощи, актуализируется. Предприятия ДФО рассматриваются отдельно. Важно, чтобы все они продолжали функционировать. В строительстве производств, находящихся в инвестиционной стадии, заняты до 50 тыс. человек. Общий объем средств, которые будут вложены в них, превышает 4 трлн рублей. Мы не можем потерять эти проекты.

О важности Восточного полигона

— Оказавшись под санкционным давлением, мы столкнулись с целым рядом вызовов. Недоброжелатели ставят своей целью затормозить развитие нашей страны, разрушить механизм международного сотрудничества, а в конечном счете ухудшить жизнь россиян. Мы должны разработать собственные технологии взамен утраченных при разрыве цепочек международной интеграции, обеспечить выпуск комплектующих, поставки которых прекратились. Важнейшее значение имеет увеличение мощностей логистических коридоров, направленных на Восток. Восточный полигон, по сути, уже стал горлышком для всей внешнеэкономической деятельности России.

Необходимо расширить целый ряд узких мест Байкало-Амурской магистрали. Планы по модернизации БАМа и Транссиба устарели. Они формировались в то время, когда транспортные потоки еще не развернулись на Восток. Сегодня нужны другие решения, другие темпы, другое количество людей.

Пока мы перевозим не весь груз, который должны доставлять к восточным границам. И каждая тонна, а в масштабах Восточного полигона можно говорить о каждом миллионе тонн, который остался на территории России, — это убыток для экономики страны в тот период, когда она нуждается в интенсивном развитии.

Про роль губернаторов

— Многое зависит от позиции губернатора. Он не должен быть важным чиновником, он должен быть партнером каждого инвестиционного проекта в своем регионе. Чтобы предприниматели понимали, что губернатор на их стороне, что он помогает решать вопросы, а если надо, то выносит обсуждение на уровень Правительства РФ. Если предприниматели верят, что с бизнесом все получится, они будут не только вкладывать средства в основное производство, но и создавать условия для улучшения качества жизни людей.

Про дальневосточный гектар

— В программе «Дальневосточный гектар» приняли участие уже более 100 тыс. человек. С 2020-го по 2021 год количество граждан, получивших земельные участки, увеличилось на 12%. В прошлом году их обладателями стали 10 929 человек. В собственность уже оформлено 1470 участков.

Вместе с тем выявлен ряд несоответствий в работе уполномоченных органов. В зоне риска находится 25,9 тыс. договоров по выданным участкам, срок которых истекает в августе 2022 года. Затягивать оформление в собственность «дальневосточных гектаров» недопустимо, губернаторы должны взять ситуацию под личный контроль.

Про дальневосточную ипотеку

— Популярность у населения получила «дальневосточная ипотека» под 2% годовых. Общая сумма льготных кредитов, выданных с декабря 2019-го по 2021 год, составила 127 млрд рублей. Количество заявок, принятых для участия в программе, увеличилось с 4,5 тыс. в 2019 году до 123,4 тыс. в 2021-м. С 2020-го год по 2021 год число заявок возросло в два раза. Всего за период действия программы выдано более 32 тыс. льготных кредитов.

Никакого фантомного влияния «дальневосточной ипотеки» на рост цен на жилье в ДФО нет. Благодаря льготной ставке десятки тысяч семей приобрели квартиры, и это дало толчок к приходу в округ новых строительных компаний, увеличению ввода квадратных метров. Конечно, в Приморье, на Чукотке, на Сахалине жилье пока дорогое. Надо развивать промышленность стройматериалов, наращивать объемы строительства. Запущена программа «Дальневосточный квартал». Постараемся сделать так, чтобы современные жилые кварталы появились во всех субъектах ДФО. Для застройщиков предусмотрен целый ряд преференций, которые будут автоматически снижать цену продаваемых квартир.

Про дальневосточную концессию

— В рамках «Дальневосточной концессии» частный инвестор строит инфраструктуру, а государство в течение 10-15 лет возвращает ему вложенные средства. Это позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы для решения наиболее важных для жителей ДФО проблем.

Сейчас в работе по «Дальневосточной концессии» находятся проекты по созданию 40 объектов инфраструктуры с объемом частных инвестиций более 270 млрд рублей. Из них 33 объекта на 108 млрд рублей — социальная инфраструктура. Например, Центр восточных единоборств во Владивостоке, детский лагерь в Хабаровском крае, новое здание Дальневосточного художественного музея, медицинские учреждения в ряде регионов.

До 2024 года с использованием механизма «Дальневосточной концессии» будет привлечено до 500 млрд рублей инвестиций в строительство инфраструктуры. В соответствии с запросами жителей наибольшее внимание уделим развитию медицины, образования, качеству дорог.

Про единую субсидию

— Инвестиции в Дальний Восток окупились и дали государству существенную прибыль. Это позволяет нам начать заниматься социальными проектами.

В рамках механизма «единой субсидии» уже построено более 450 социальных объектов, реконструировано более 500. Для муниципальных образований закуплен новый транспорт, в больницы поставлено современное оборудование, для врачей и учителей приобретены квартиры.

Про мастер-планы городов

— Президент поручил разработать мастер-планы развития 22 дальневосточных городов. Работа в разных территориях идет с разными темпами и с разным качеством. На Восточном экономическом форуме мы представим только качественно подготовленные и хорошо продуманные документы.

Мастер-планы не могут создаваться в московских кабинетах, их нужно готовить непосредственно в городах. Уверен, градообразующие предприятия, реализующие крупные инвестиционные проекты, должны участвовать в этой работе, потому что должны быть заинтересованы в том, чтобы их работники жили в комфортных условиях, а сами города были красивыми.

Программы реновации городов необходимо согласовывать с местными жителями. Нужно учесть все предложения населения и их мнение, подойти к вопросу комплексно. Строительство жилых кварталов должно сопровождаться созданием социальной инфраструктуры, модернизацией общественных пространств, развитием транспортных сетей. Тогда это будет работа не только на среднесрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Про программы субсидирования авиаперевозок

— Для Дальнего Востока, занимающего более 40% территории нашей страны, связанность регионов имеет особое значение. Мы должны дать людям возможность путешествовать, посещать центральную часть России.

Правительство РФ разработало три программы субсидирования авиаперевозок. Первая предназначена только для жителей ДФО и обеспечивает доступные перелеты в Москву и Санкт-Петербург. При этом один человек может воспользоваться возможностью приобретения льготных авиабилетов два раза туда и обратно, то есть купить четыре билета в течение года. В прошлом году на программу выделено 5,5 млрд рублей. Более 500 тыс. человек приобрели билеты по цене не выше 10 200 рублей в одну сторону. В текущем году на программу выделено 6,5 млрд рублей. Будет перевезено более 600 тыс. пассажиров.

По второй программе билеты по сниженным ценам могут купить льготные категории граждан: молодежь, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды. Среди них как дальневосточники, так и те, кто не проживает в ДФО, но хочет посетить регион.

В 2021 году на программу направлено 4,4 млрд рублей, перевезено более 450 тыс. пассажиров. Желающих оказалось значительно больше, поэтому по поручению президента с 2022 года введен механизм автоматического субсидирования. Теперь, даже если деньги, выделенные на субсидирование перелетов, закончатся, люди смогут приобрести билеты по льготной цене. Затем средства будут возмещены авиакомпаниям из федерального бюджета.

Третья программа направлена на развитие межрегиональных авиаперевозок внутри округа. В 2021 году на ее реализацию выделено 1,2 млрд рублей, в 2022 году сумма возросла почти в пять раз и составила 5,9 млрд. Оператор программы — Единая дальневосточная авиакомпания. В прошлом году по 20 новым маршрутам внутри ДФО она перевезла более 69 тыс. пассажиров.

В нынешнем году планируется увеличить количество маршрутов и перевезти 250 тыс. человек. Цены на билет начинаются от 1038 рублей за перелет из Улан-Удэ в Хужир, а максимальный тариф составляет 10 670 рублей за перелет Хабаровск — Якутск. Заполняемость новых маршрутов высокая — в среднем от 60% и выше.


10 говорящих цифр

421 закон и нормативный акт, принятый Государственной думой РФ с 2013 года, предоставляет господдержку инвесторам, создающим новые производства в ДФО.

2715 новых инвестиционных проектов появилось в ДФО за это время, в них уже вложено 2,5 трлн рублей, создано 98 тыс. рабочих мест.

562 инвестиционных проекта реализуется в территориях опережающего развития ДФО, согласно подписанным соглашениям в них будет вложено 4,4 трлн рублей.

456 новых предприятий введено в ДФО за шесть лет работы преференциальных режимов и мер поддержки инвесторов.

В 1,5-2 раза темпы роста инвестиций, объемов строительных работ и промышленного производства в ДФО превышают среднероссийские показатели.

100 тыс. человек уже приняли участие в программе «Дальневосточный гектар».

32 тыс. льготных кредитов выдано за время действия программы «Дальневосточная ипотека» под 2% годовых.

40 объектов инфраструктуры находятся в работе по «Дальневосточной концессии», из них 33 относятся к социальной сфере.

Для 22 городов ДФО будут разработаны мастер-планы развития.

3 программы субсидирования авиаперевозок для жителей и гостей ДФО разработало Правительство РФ. Источник: международный холдинг «ЕвроМедиа»

Логотип Вестник Строительство