В середине октября
в Ростове-на-Дону состоялась Южнороссийская конференция по управлению многоквартирными домами, организованная ИД «МедиаЮг» совместно с министерством ЖКХ РО. В конференции приняли участие представители Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ, министерства ЖКХ Ростовской области, финансовых учреждений, Государственной жилищной инспекции Ростовской области, руководители донских муниципальных образований, представители СРО, действующих на территории ЮФО, управляющие организации ЮФО, представители высшей школы и др. Общее количество участников составило более 26о человек из пяти регионов России. Участники пленарного заседания сосредоточили свое внимание на поиске путей преодоления недофинансирования коммунальной отрасли. И это неудивительно: со следующего года заканчивает свою работу Фонд содействия реформированию ЖКХ, и четкой альтернативы государству в роли инвестора здесь пока не видно.
Открывая содержательную часть пленарного заседания, заместитель директора экспертно-аналитического департамента Фонда содействия реформированию ЖКХ Евгений Костюхин отметил огромную роль инвестиций в модернизацию жилья со стороны государства. За три года программами фонда был охвачен 81 субъект России, при этом лимиты осваивались очень быстро и высокоэффективно, а всего было истрачено 256,7 млрд рублей, сообщил он. Помимо прямых инвестиций, работа фонда стала катализатором коренных изменений в сфере ЖКХ, в частности в вопросе управления многоквартирными домами. Так, по итогам 2010 г. в России количество многоквартирных домов под управлением ТСЖ превысило 169 тыс., под управлением коммерческих УК — 655 тыс., а количество коммерческих организаций в коммунальном комплексе достигло 15435.
Еще одним значительным достижением Фонда ЖКХ стала возросшая прозрачность, в частности тарифы и платежи можно отслеживать в режиме реального времени через интернет-сайты управляющих организаций. Также представитель фонда озвучил идею о народном контроле за деятельностью в сфере управления многоквартирными домами. «Мы выступили с инициативой в Общественной палате создать на основе ее региональных отделений систему народного контроля, — сказал Евгений Костюхин. — Необходим отдельный федеральный закон об этих органах, чтобы им был придан официальный статус и была возможность более активно реагировать на проблемы, которые возникают у населения». Несмотря на огромный объем проделанной работы, говорить о полном решении проблем износа жилищного фонда и инфраструктуры нельзя, сказал Костюхин. Он отметил, что, несмотря на прекращение работы Фонда ЖКХ после 2012 года, работа в данном направлении не будет остановлена — регионы должны продолжить ее своими силами, изыскать возможности для создания и финансирования регионального фонда-аналога, в том числе за счет широкой приватизации коммунальной инфраструктуры. «Мощная федеральная финансовая поддержка задала нам отличный темп, нужно его сохранить», — согласился министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш. Он рассказал, что за время участия в программе фонда в Ростовской области было капитально отремонтировано 3240 многоквартирных домов, общая сумма выделенных из бюджетов различных уровней средств превысила 9 млрд рублей. Однако, возможно, еще более важной функцией государства Сергей Сидаш считает перевод ЖКХ на рыночные рельсы. На начало этого года уже 99,4% домов определились со способом управления, и именно возможность получить деньги на капремонт подстегнула собственников активнее принимать участие в судьбе своего жилья.
Позитивно относится Сидаш и к стремлению управляющих организаций ЖКХ к саморегулированию, с наиболее значимыми отраслевыми региональными организациями правительство Ростовской области активно сотрудничает. «Несмотря на критику и недоверие со стороны населения, я уверен, что большинство предпринимателей в сфере ЖКХ сегодня намерены работать честно. Уверен, со временем это будет очень цивилизованный рынок», — заявил он. А пока, как отметил министр, органы местного самоуправления не только могут, но и обязаны, согласно действующему законодательству, контролировать управляющие организации. Мероприятия по аудиту в сфере ЖКХ будут проводиться постоянно: это позволит избежать злоупотреблений, а также правильно выстроить бизнес в сфере управления жильем. «К сожалению, далеко не все регионы обладают финансовыми возможностями и кадровым потенциалом Ростовской области», — посетовала первый замминистра ЖКХ Калмыкии Эллина Савченко.— Для нас программа Фонда содействия реформированию ЖКХ стала настоящим спасением, и я не знаю, найдем ли мы возможность выделить из скудного бюджета республики деньги на капремонт».
По словам Эллины Пантелеевны, регионы со скромными возможностями по-прежнему надеются, что работа фонда будет продолжена и после 2012 года, в противном случае при существующей невнятной тарифной политике не совсем понятно, кто и как будет оплачивать капремонт в будущем. «Нет денег? Берите кредит или привлекайте частного инвестора», — таков рецепт оздоровления ЖКХ от одного из авторитетнейших банкиров страны Василия Высокова. Согласно подсчету председателя совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест», для того чтобы вывести систему ЖКХ Ростовской области на среднеевропейский уровень, в том числе по энергоэффективности, необходимы инвестиции в размере не менее 15 млрд рублей, и лишь 1 млрд каждый год готово давать государство. «Таким образом, полностью модернизировать комплекс можно за 15 лет, однако за этот срок он опять придет в негодность», — объяснил Высоков. По его словам, сегодня банками разработаны типовые продукты для ТСЖ и управляющих компаний, которые могут выбрать практически любой способ финансирования — потребительский кредит, факторинг, лизинг, аутсорсинг — обновления коммунального оборудования. «Правда, — оговорился Высоков, — масштабное инвестирование в ЖКХ у нас в стране сдерживается несовершенством законодательства и непостоянством тарифной политики, когда деньги, вложенные частным бизнесом, государство просто не даст вернуть. Тем не менее у нас есть огромный положительный опыт работы в ЖКХ, а размер нашего кредитного портфеля в этой отрасли доходит до 5 млрд рублей». «Потребность на капремонт всего жилого фонда исчисляется триллионами рублей. Естественно, у федерального бюджета таких денег нет, — отметил советник по правовой политике Международной финансовой корпорации (IFC) Илья Миняев. — Однако сегодня государство может предоставить субсидии и гарантии при проведении капремонта многоквартирных домов и мероприятий по повышению их энергоэффективности». Миняев пояснил, что в развитых странах мира именно частные инвестиции составляют основу модернизации коммунального хозяйства, России также необходимо более активно применять механизм частно-государственного партнерства, а регионам — проявлять больше инициативы. В этом смысле, подчеркнул Миняев, очень важно использовать тот опыт, который уже наработан частными инвесторами в России. «Мы профинансировали два проекта: в Уфе (кредит на 500 млн рублей на завершение строительства третьего блока биологической очистки) и в Мытищах (кредит на 450 млн рублей на приобретение и установку 81 индивидуального теплового пункта в домах и замену 14 км теплосетей), а общий портфель наших проектов по энергосбережению составляет$300 млн. Я с уверенностью заявляю: при грамотном инвестировании ЖКХ в России сегодня может быть прибыльным», — отметил он. В целом, как заявил Сергей Сидаш, выработка грамотных решений в сфере финансирования ЖКХ должна осуществляться всем профессиональным сообществом. «Думаю, данная конференция и должна дать ответ, в каком направлении нам надо двигаться», — заявил министр ЖКХ Ростовской области.