Дорожный фонд в помощь

Дорожный фонд в помощь

Благодаря созданию региональных дорожных фондов финансирование отрасли на Юге в 2012 году увеличится почти в два раза

С нынешнего года изменился подход к финансированию строительства дорог: сначала нужно привести в порядок существующие, а потом строить новые, если позволит бюджет. Средства на эти цели будут выделяться через систему дорожных фондов. Уже начал работу федеральный дорожный фонд с объемом в 334 млрд рублей. С 1 января 2012 года возрождаются региональные дорожные фонды: бюджетное финансирование отрасли в пяти регионах Юга России увеличится, по данным «Вестника», в целом до 40 млрд рублей. В то же время реализация масштабных проектов, например, по модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры городов к ЧМ по футболу 2018 года, требует привлечения частных инвестиций с использованием инструментов государственно-частного партнерства.

В последние годы на поддержание дорожной сети выделялись средства в объеме не более 30% от утвержденных нормативов, поэтому неудивительно, почему в стране не соблюдались межремонтные сроки ремонта и в каком плачевном состоянии находится большая часть дорог. За проведение планово-предупредительного ремонта ответственность возложена на субъекты Федерации. В помощь им придан уже использовавшийся ранее инструмент — региональные дорожные фонды, использовать их средства подлежит исключительно для целевого финансирования дорожного хозяйства региона. Дорожная казна будет формироваться из акцизов на горюче-смазочные материалы, транспортного налога, межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц. В соответствии с федеральным законодательством объем дорожной казны может быть увеличен благодаря получению доходов от аренды земли в полосах отвода, от присоединения к дорогам объектов сервиса, предоставления сервитутов под автодорогами и ряда других источников. Речь идет, например, о плате с грузовых автомобилей массой свыше 12 т. Согласно рекомендациям Росавтодора, дорожный фонд региона подлежит использованию на финансирование дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Что касается дорог муниципального значения, средства будут направляться межбюджетными трансфертами, которые не могут превышать 10% объема дорожного фонда. Так что деньги из фонда будут направляться в большей степени на развитие региональной, нежели муниципальной дорожной сети. В отдельных регионах, например, в Астраханской области, недавно были приняты поправки в региональное законодательство, согласно которым 50% транспортного налога, которые на протяжении последних лет поступали в муниципальную казну, с 1 января 2012 года будут направляться на финансирование дорожного фонда. По данным муниципального казначейства Астрахани, в этом году объем транспортного налога в городской казне составит 136 млн рублей. В этом свете «помощь» в размере 10% дорожного фонда выглядит скорее как компенсация за отобранные налоги, нежели существенный источник финансирования городского дорожного хозяйства.

Ростовская область: метро быть или не быть?

На Дону было принято решение половину транспортного налога все-таки направлять в муниципальные бюджеты. Таким образом, городам и районам оставляют источник для софинансирования, а значит и большую самостоятельность в определении приоритетных задач территорий, требующих решения. Основным источником формирования областного дорожного фонда остаются акцизы на горюче-смазочные материалы, а также транспортный налог в размере 50%. В итоге прогнозируемый объем областного дорожного фонда в 2012 году составит порядка 10 млрд рублей, в 2013-м — 12,7 млрд рублей, в 2014-м — 13,5 млрд рублей.

В текущем году на дорожную отрасль региона предусмотрено 5,5 млрд рублей. Из них 1,1 млрд — субсидии областного бюджета на развитие дорог донских городов и сел. В 2012 году эту часть расходов донской казны планируется увеличить до 2,3 млрд рублей. Ранее заместитель губернатора — министр транспорта Ростовской области Дживан Вартанян сообщал, что в 2012-2014 годах планируется вести строительство и реконструкцию дорог, соединяющих Ростов-на-Дону с Азовом и Таганрогом, а также автодороги, связывающей Шахты и Усть-Донецк. Среди крупных объектов, работы по которым будут завершены в следующем году, — реконструкция автодороги и строительство моста через Маныч в Багаевском районе. «Губернатором поставлена задача — до 2014 года в связи с ростом интенсивности движения дорогу Ростов-на-Дону — Волгодонск полностью привести к нормативам второй, более высокой технической категории», — отметил Дживан Вартанян.

Перспективы развития дорожного комплекса региона — в обеспечении транспортной инфраструктурой Ростова в рамках подготовки к ЧМ по футболу. Среди проектов, претендующих на включение в специальную программу, — строительство моста в створе Ворошиловского проспекта, параллельного существующему. Это позволит расширить проезжую часть до шести полос движения (по три полосы на каждом мосту) и создать устойчивую транспортную связь между центром города и левобережьем. Кроме того, планируется строительство левобережной магистрали стоимостью около 10 млрд рублей. Также на включение в программу претендует и реконструкция южного подъезда к Ростову-на-Дону (вторая очередь строительства моста через Дон в створе ул. Сиверса). Общий «вес» инфраструктурных проектов к мундиалю — около 20 млрд рублей. Однако самыми дорогими дорожно-транспортными проектами региона являются строительство метрополитена в Ростове и строительство Южного хаба под Новочеркасском. Необходимость строительства метро поддержал губернатор Ростовской области Василий Голубев. По предварительным оценкам, стоимость первой линии ростовского метрополитена общей протяженностью более 12 км от ул. Малиновского до пл. Карла Маркса составит 76,6 млрд рублей. Естественно, такую сумму ни бюджет города, ни даже области самостоятельно не потянет. «Мы ставим задачу — войти в пул городов, которые получат федеральную поддержку на строительство метрополитенов, — сказал Василий Голубев. — Но для этого нам надо основательно проанализировать то, что было сделано, рассмотреть возможности и областного бюджета для проведения первого этапа работ — я имею в виду проектирование. К вопросу строительства метро мы должны подходить как рачительные хозяева, рационально распоряжаясь средствами».

Волгоградская область: 47 млрд рублей на подготовку к мундиалю

В области проект закона о дорожном фонде на дату подписания номера в печать находился на рассмотрении в Волгоградской областной думе. Так что пока речь идет о прогнозных показателях расходов на нужды дорожного хозяйства области и на 2012 год в размере 6,3 млрд рублей. 2,6 млрд планируется направить на ремонт и содержание сети автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения; 3,1 млрд рублей — на строительство и реконструкцию дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения; 0,4 млрд — на софинансирование муниципальных образований; 0,2 млрд — на финансирование объектов Волгограда; 20 млн — на субсидии муниципальным образованиям на строительство подъездов к садовым товариществам. Всего планируется построить 80,585 км автомобильных дорог и четыре мостовых сооружения протяженностью 319,6 п.м. В то же время начальник областного Управления автомобильных дорог Анатолий Васильев отметил, что несмотря на рост объема финансирования дорожного хозяйства, который ожидается от введения дорожных фондов, выделяемых средств недостаточно для обеспечения нормального функционирования дорожной отрасли Волгоградской области. Согласно утвержденным нормативам денежных затрат на содержание и ремонт 9912,1 км автодорог регионального или межмуниципального значения Волгоградской области требуется 19,8 млрд рублей. К нормативному финансированию отрасли в регионе будут переходить поэтапно. Состояние транспортной инфраструктуры в областной столице сегодня затрудняет дальнейшее развитие и снижает строительную активность. Ключом к решению инфраструктурных проблем являются Обход города Волгограда и строительство мостового перехода через Волгу. В 2012 году начнется подготовка территории строительства Южной части обхода протяженностью 46,8 км и стоимостью свыше 15 млрд рублей, а в 2013 году будет введен в эксплуатацию 2-й пусковой комплекс моста. Другая масштабная стройка — подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года — требует свыше 47 млрд рублей. Эти средства, возможно, придется привлекать в том числе из внебюджетных источников. Среди основных мероприятий — строительство путепровода на автодороге «Подъезд от автомобильной дороги М-6 «Каспий» к г. Волгограду» км 13+400, которое обеспечит беспрепятственный и безопасный проезд транспорта в аэропорт и в обратном направлении. Строительство рокадной дороги позволит вывести из исторического центра Волгограда наиболее многочисленный легковой транспортный поток, улучшить архитектурный облик Волгограда и обеспечить транспортную и пешеходную доступность к стадиону «Победы». А реконструкция II Продольной магистрали Волгограда позволит значительно увеличить пропускную способность и предотвратить образование заторных ситуаций на одной из основных транспортных артерий города.

Ставропольский край

Отличительной особенностью законопроекта о дорожном фонде Ставрополья является то, что средства фонда являются частью краевого бюджета. Его предварительная сумма — более 6,323 млрд рублей, которая будет распределена на ремонт и капитальный ремонт автодорог регионального значения (3,189 млрд); содержание дорог регионального значения (510 млн); строительство и реконструкцию автодорог регионального значения (2,223 млрд), субсидии муниципальных образованиям; ремонт дорог местного значения (100 млн рублей), на строительство и ремонт дорог местного значения (300 млн рублей).

— Большая часть средств дорожного фонда пойдет на ремонт и содержание существующей сети дорог общего пользования и развитие новых транспортных направлений, — отмечает министр дорожного хозяйства Ставропольского края Игорь Васильев, — однако мы отдаем себе отчет, что обслуживаемые министерством дорожного хозяйства Ставропольского края дороги — это не вся сеть края. По последним данным, доля протяженности местных автомобильных дорог не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности местных автомобильных дорог, составляет 46,6%. В данном вопросе позиция министерства заключается в том, что только при наличии в крае развитой низовой дорожной сети, обеспечивающей транспортные связи каждого населенного пункта, могут эффективно работать и развиваться магистральные автодороги.

В этой связи сегодня проведена работа со всеми органами местного самоуправления и законодательно закреплена возможность предоставления субсидий из краевого бюджета при условии создания муниципальных дорожных фондов. Другими словами, если у главы МО есть заинтересованность в развитии сети местных дорог, ему будут помогать в равноценных объемах. Сейчас проблема в том, что деньги в муниципальных бюджетах «не окрашены», а с помощью дорожного фонда появится возможность придать им целевую направленность. Министерством сегодня прорабатываются варианты и возможности строительства платных дорог как альтернативы дорогам общего пользования. Но само строительство платных дорог планируется осуществлять на договорах государственно-частного партнерства. Предполагается, что финансирование строительства платных дорог будет осуществляться за счет средств инвесторов, которые в дальнейшем, эксплуатируя дорогу, смогут вернуть инвестиции и получить со временем прибыль.

ТОП-13 объектов дорожно-мостового хозяйства Юга России, которые строятся в 2011 году*

Название объектов Срок окончания строительства
Реконструкция участка автомобильной дороги г. Ростова-на-Дону (от магистрали «Дон») — г. Семикаракорск — г. Волгодонск км 36+000 — км 47+500 со строительством моста через р. Маныч в Багаевском районе 2011 г.
Строительство автомобильной дороги протяженностью 13,1 км «Северный обход г. Ростова-на-Дону» Н/д
Строительство автомобильной дороги общего пользования г. Шахты — г. Цимлянск на участке км 27+600 — км 40+000 в Октябрьском и Усть-Донецком районах Н/д
Строительство моста на км 10+141 автомобильной дороги общего пользования г. Азов — г. Ейск (до границы Краснодарского края) в Азовском районе 2012 г.
Строительство обхода г. Новоалександровска в Ставропольском крае (1-й пусковой комплекс) 2011 г.
Реконструкция автомобильной дороги Георгиевск — Новопавловск от автомобильной дороги Кочубей — Зеленокумск — Минеральные Воды (1-я очередь) в Ставропольском крае (1-й пусковой комплекс) и (2-й пусковой комплекс) 2011 г.
Реконструкция автомобильной дороги Георгиевск — Новопавловск от автомобильной дороги Кочубей — Зеленокумск — Минеральные Воды (1-я очередь) в Ставропольском крае (3-й пусковой комплекс) Н/д
Строительство обхода ст. Курская (2-я очередь) Н/д
Строительство автомобильного мостового перехода через р. Волга в Волгограде (2-й пусковой комплекс) 2013 г.
Капитальный ремонт автомобильной дороги Червленое — Калач-на-Дону на участках км 10 и км 23 и км 27 и км 37 2012 г.
Строительство общегородской транзитной магистрали непрерывного движения г. Астрахани 2012-2015 гг.
Строительство восточного обхода г. Астрахани 2012-2015 гг.
Строительство автомобильной дороги с. Маячное — Волгокаспийский судоремонтный завод (ВКСРЗ) в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области 2012-2015 гг.

* Учитывались объекты в Ставропольском крае, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, которые строятся в рамках региональных программ

Источник: данные отраслевых департаментов, комитетов и министерств регионов Юга России

Логотип Вестник Строительство