Импорт спецтехники потеснил российских игроков

Импорт спецтехники потеснил российских игроков

Отечественные производители дорожной техники сдают свои позиции: прошлом году импорт в России вырос в два раза

Эксперты отмечают, что продажи дорожной техники в 2011 году увеличились вдвое, но докризисных объемов еще не достигли. Основной вклад в их восстановление вносит импорт. Сейчас доля зарубежных производителей в среднем достигает 80%, а доля российских год от года уменьшается. Участники рынка прогнозируют, что в ближайшие 3-5 лет из-за вступления России в ВТО приток импортной техники полностью вытеснит продукцию отечественных производителей.

По данным маркетингового агентства ABARUS Market Research, бурный рост рынка дорожной техники в 2011 году легко объясним, ведь в 2009 году он сократился более чем на 80%, то есть в 6 раз. Однако, несмотря на активное восстановление, докризисный объем рынка еще не достигнут. Как отмечает директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская, ЮФО вместе с московским и ленинградским направлением представляют собой более «продвинутый» рынок для дорожно-строительной техники, как в количественном, так и в качественном отношении. «Во-первых, в этих регионах идет наиболее активное строительство дорог. Во-вторых, здесь в меньшей степени используется китайская техника. И в-третьих, лучше развиты институты кредитования и лизинга, что способствует более активному обновлению автопарков», — поясняет эксперт. Восстановление рынка дорожной техники в России, и в частности на юге, эксперты, опрошенные «Вестником», связывают с увеличением объемов финансирования дорожного строительства. Так, в 2009 году на эти цели было потрачено порядка 450 млрд рублей, в 2010 г. — 500 млрд рублей, а в 2011-м предполагалось освоить порядка 700 млрд рублей из разных источников. Но стоит отметить, что в прошлом году планируемые затраты на дорожное строительство, предусмотренные программой 2010- 2015 гг., подверглись корректировке, в результате чего финансирование дорожных строек европейской части страны, таких как М-5 «Урал», М-6 «Каспий», М-7 «Волга», М-9 «Балтия» и некоторых других, было сокращено в 2-3 раза. А финансирование стратегических строек юга — М-27 «Джугба», М-29 «Кавказ» и пр. — наоборот, значительно выросло. Директор по продажам компании Ramirent (аренда и продажа дорожной и строительной техники) Руслан Сафиулин отмечает, что после кризиса активизировались работы на объектах нулевого цикла, где необходимо проведение землеройных работ. «В 2011 году значительно вырос спрос на экскаваторы. В связи с чем мы приняли решение увеличить парк двадцатитонных экскаваторов», — рассказывает г-н Сафиулин.

Динамика ставки ввозной таможенной пошлины на новую дорожную технику,%

Вид техники Ставка на начало 2012 г. Ставка к 2015-2016 гг.
Тракторы колесные 15% 10%
Тракторы гусеничные 15% 5%
Бульдозеры 10% 5%
Бульдозеры для подземных работ 15% 3%
Трамбовочные машины и катки дорожные 15% 5%
Грейдеры и планировщики 5% 3%
Экскаваторы 5% не меняется

Источник: IndexBox

По мнению специалиста маркетингового агентства IndexBox Анастасии Крек, рынок дорожной спецтехники постепенно выходит из кризиса и набирает обороты. Это связано с увеличением объемов жилищного, гражданского и дорожного строительства, а также с динамичным развитием нефтегазовой отрасли. Перспективы роста рынка обусловлены также тем, что 80% парка техники России изношено. С ней соглашается директор краснодарского филиала ЗАО «Национальная арендная компания» Данил Русинов: «Сейчас большинство компаний работает на технике, купленной 3-4 года назад. Уже подходит время для обновления автопарка. Но пока мало кто может себе позволить купить новую технику. Из-за этого начали расти объемы сервисного обслуживания. В нашей компании этот показатель достиг порядка 20%. В 2011 году мы продали 80 единиц дорожной техники, а отремонтировали около 500. Также стоит отметить, что из общего объема продаж нашей компании в прошлом году доля предприятий, закупивших именно новую дорожную технику, составила около 10%». Аналитики ABARUS Market Research отмечают, что основной вклад в восстановление рынка вносит импорт. На российском рынке доля импортной продукции колеблется от 60 до 80%. Это строительная техника из разных регионов мира: на 25% импорт состоит из японских машин, на 20% — из китайских, примерно столько же — корейских, и доля обеих последних восточных стран растет. Техника из Великобритании составляет около 10% от общего объема зарубежной продукции.

Объемы производства основных видов отечественной дорожной техники в 2004-2011 гг., шт.

Вид техники 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Экскаваторы 3 493 3 560 3 985 6 272 5 506 1 391 2121 2112
Бульдозеры 1 798 1 782 2 219 3 349 3 139 721 911 1790
Автогрейдеры 853 962 1 053 1 302 1 364 660 943 1228
Всего 6144 6 304 7 257 10 924 10 009
3 976 5 131
Прирост техники перечисленных категорий,% 11,4% 2,6% 15,1% 50,5% -8,4% -72,3% 43,4% 29,1%

Источник: ABARUS Market Research, по данным Росстата

«Сегодня компании, которые умеют считать деньги и которые заинтересованы в качественном выполнении строительных работ, закупают исключительно импортную технику, т.к. отечественная не проходит по многим параметрам, в том числе и по экологическим нормам», — рассказывает директор «ЛОНМАДИ Ростов» (официальный представитель в Ростовской области английской фирмы JCB) Евгений Тузиков. Если говорить о производстве основных видов отечественной дорожной техники, то, как показывают данные Росстата, по итогам 2011 года сильнее всего в объемах выпуска прибавили бульдозеры (1790 шт., рост по сравнению с 2010 годом — порядка 96,5%). Экскаваторы показали отрицательный прирост (2112 шт. -0,4% по отношению к 2010 году). Автогрейдеры в России выпускают всего три предприятия, мощности которых практически равны (в 2011 году произведено 1228 шт.). Это самый сбалансированный и ровно развивающийся сегмент дорожно-строительной техники в стране — и в кризисный период упал не так сильно, как прочие, и восстанавливается хорошими темпами, без перекосов, отмечают специалисты ABARUS Market Research. В этом году, по прогнозам экспертов, отечественное производство дорожной техники вырастет на 30-40%. Скорее всего, вырастут объемы производства экскаваторов — этот сегмент сильно «просел» в прошедшем году, их будет не хватать. «К тому же именно в сегменте экскаваторов появился новый сильный игрок — ярославский завод Komatsu. У него хорошие перспективы, так как российский потребитель привык больше доверять импортным брендам, а теперь появится возможность не только покупать продукцию, выпущенную по зарубежным технологиям, но и ремонтировать ее на месте. Основным драйвером развития и повышения конкурентоспособности компаний будет именно ремонтодоступность техники, сервис», — поясняет Вера Никольская. По ее мнению, оценить, как поведет себя импорт, пока сложно — поставки и так увеличиваются год от года. Разумеется, прирост импорта будет положительным в 2012 году, но он не будет настолько сильным, как в последние два года (187%, 120%). Заметные изменения произойдут на рынке дорожной техники и после фактического вступления России в ВТО. «В течение 3-5 лет импортные пошлины резко снизятся. К примеру, на начало 2012 года ставка ввозной таможенной пошлины на новые колесные тракторы составляет 15%, а к 2016 году снизится до 10%; пошлины на тракторы гусеничные, трамбовочные машины и катки дорожные уменьшатся в три раза, на бульдозеры — в два раза. Однако сильнее всего упадут пошлины на дорожно-строительные машины, бывшие в употреблении. Это повлечет за собой большой приток импортной техники и дальнейшее снижение доли российских производителей на рынке», — уверена Анастасия Крек.

Логотип Вестник Строительство