Аудит энергоаудита

Аудит энергоаудита

С момента принятия ФЗ «Об энергосбережении» в 2009 г. на рынке энергоаудита не произошло заметных позитивных перемен

Формальный подход к энергообследованию, отсутствие алгоритма ценообразования и внятной формы энергетических паспортов, дефицит квалифицированных специалистов — эти и другие проблемы отмечались экспертами на начальных этапах реализации ФЗ «Об энергосбережении», в частности его 4-й главы, посвященной энергоаудиту. Сегодня ситуация практически не изменилась, хотя некоторые шаги в направлении ее «оздоровления» предпринимаются.

По сравнению с 2010 годом можно отметить рост рынка энергоаудита, как в плане количества игроков, так и в части роста числа заявок на проведение энергообследования. В настоящее время в России действует около двух тысяч энергоаудиторских компаний, объединенных в соответствующие СРО. Но до сих пор нет четких правил и конкретного бюджета, выделенного на реализацию направлений, предусмотренных законом. Зато законом предусмотрены требования и сроки, в рамках которых предприятия, бюджетные объекты должны сделать паспорт любым способом. Кроме появления закона и создания структур, которые пытаются адаптировать его к реальности, по мнению экспертов, российскому энергоаудиту пока больше нечем похвастаться. По предварительным данным, Минэнерго РФ приняло лишь четвертую часть всех изготовленных и представленных к концу года паспортов — их возвращают под разными предлогами. Это может служить основанием для вывода, что нет четких требований, каким должен быть паспорт, как он должен утверждаться и какое значение имеет документ.

Есть закон, но нет порядка

Развитие рынка аудита, по мнению его участников, тормозится из-за отсутствия необходимой документальной базы. Энергоаудиторы выступают с критикой Минэнерго РФ за слабый энергопаспорт, который невозможно заполнить корректно. «Ни Минэнерго, ни Российское энергетическое агентство никаких регламентов до сих пор не выпустили. Форма энергопаспорта есть, но она сырая, и сделать по ней паспорт для жилого дома, промышленного предприятия, социального объекта не представляется возможным, ведь у каждого — своя специфика», — отмечает представитель по Ростовской области и Северному Кавказу НП СРО «МГЭ» Сергей Рождественский.

Проведение госзакупок тормозит заключение договоров на энергообследования бюджетных учреждений: 3-4 месяца уходит на проведение котировок, конкурсов. А бюджет вступает в силу после 1 января. Заканчивается отопительный сезон. Притом, что 90% энергообследований целесообразно проводить при работающих системах теплоснабжения. Следовательно, результаты обследования в основном появятся только в очередном году. «До сих пор не решен вопрос с ценообразованием, каждое предприятие считает цену энергетического обследования по-своему», — рассказывает Олег Тавря, заместитель директора НП СРО «Гильдия ЭнергоСбережения» (г. Краснодар). Эксперт отмечает, что некоторые фирмы формируют цену от квадратных метров, что в корне неправильно, ведь есть цех в 100 кв. м и есть, например, складское помещение. Энергопотребление у этих объектов совершенно разное, значит и подход к энергообследованию должен быть отличным. Одним из отправных документов для определения стоимости работ по энергоаудиту является, например, «Ценник на выполнение работ по обследованию предприятий для выявления возможных резервов экономии ТЭР….», утвержденный в 1998 году. Существует практика определения стоимости энергообследования как доли годового потребления всех видов ТЭР. Следствием отсутствия системы ценообразования является демпинг на рынке энергоаудита. Олег Гавря отмечает: «Мы участвовали в торгах по энергообследованию и предложили, с нашей точки зрения, реальную, экономически обоснованную цену — 1,7 млн рублей. В итоге контракт выиграла фирма, предложившая провести энергоаудит за 300 тыс. рублей». «Был прецедент, — продолжает Сергей Рождественский, — когда конкурс на энергообследование объекта в Ростовской области выиграла компания из Тюмени, предложив цену в 40 тыс. рублей. За эти деньги даже самому специалисту будет сложно приехать в ЮФО, не говоря уже о перевозке необходимого оборудования».

В 2011 году количество обращений к энергоаудиторам возросло, основной процент заказчиков составляют бюджетные организации, для которых введена обязательная энергопаспортизация (сейчас ее отодвинули до 1 января 2013 г.). При этом зачастую заказчик даже не представляет, как должен выглядеть энергопаспорт, а иногда и не понимает, зачем ему самому это нужно. В условиях обязательно-принудительной энергопаспортизации обследование очень часто проводится формально, «по фотокарточке» объекта, замечает директор ЗАО «Приазовский строительный центр» Григорий Дорошенко. Такая ситуация, по мнению экспертов, служит питательной средой для серых схем. «Энергопаспорт предприятия» можно сделать в требуемые сроки, да еще и «откатить» заказчику и самому не оказаться внакладе», — комментирует ситуацию Владимир Усиевич, заместитель генерального директора, директор по проектному финансированию ООО «СберЭнергоДевелопмент».

Цивилизованный рынок — это грамотный заказчик плюс грамотный аудитор

Пока состояние зданий и инфраструктуры в большинстве случаев оставляет желать лучшего, местные бюджеты не имеют достаточно средств на все необходимые мероприятия, при наличии приборов учета тепловой энергии температура в квартирах по-прежнему регулируется форточкой, — энергоаудит превращается в бесполезную трату денег. Если дом не попал в программу капремонта, то и энергоаудит, и мероприятия, направленные на энергосбережение, будут осуществляться из средств жильцов. А выгодная для собственника схема кредитования таких мероприятий в подавляющем большинстве российских банков не разработана. Главный инженер УК «Управ Дом» Сергей Бабич (г. Моздок) поясняет, что в домах, которые находятся сегодня под управлением УК, более 20 лет практически ничего не делалось. У УК не хватает средств, чтобы привести дома в порядок и гарантированно обеспечить жильцов водой, светом, теплом и газом. При этом предстоит направить значительные средства на энергоаудит, выполнение рекомендованных после энергообследования мероприятий.

Эксперты проводят параллель между энергоаудитом и диагностикой здоровья граждан за их счет. Каков смысл знать свой диагноз, если нет средств на лечение или желания заниматься своим здоровьем? Просто издать закон, принуждающий заказывать энергопаспорта, недостаточно. Наилучший стимул для осознания необходимости качественного энергоаудита — материальный. Необходим прецедент, когда после энергоаудита МКД и проведения энергосберегающих мероприятий, согласно полученным рекомендациям, достигается экономический эффект, уверена Марина Положий, начальник отдела жилищного хозяйства Управления по обеспечению деятельности ЖКХминистерства ЖКХ Ростовской области.

Прецедент нужен и бюджетным организациям. «Если в результате реализации мероприятий, проводимых энергосервисной компанией, получится экономия, предположим, 25%, — 20% пойдет энергосервисной компании на возмещение ее затрат, а 5%, опять же к примеру, останется в бюджете учреждений», — комментирует заместитель директора ГКУ Краснодарского края «Центр энергосбережения и новых технологий» Лариса Гришина.

Определенный процент крупных предприятий тоже не готов пока работать на перспективу. Такой заказчик рассуждает просто: «Если стоимость энергоаудита 1 млн рублей, а штраф за отсутствие энергетического паспорта 250-600 тыс. рублей, то к тому времени, когда наличие паспорта станет обязательным, выгоднее собрать деньги на выплату штрафа». В данной ситуации положительным фактором может стать возможность привлечения инвестора. Ни одна энергосервисная компания не будет заключать договор на основании формального энергообследования и неграмотно разработанных энергоэффективных мероприятий. Кроме того, подчеркивают участники рынка, необходима широкомасштабная разъяснительная работа. «На крупных предприятиях должен быть назначен человек, который отвечает за это направление. Он должен донести до сведения руководителя, что энергопаспорт необходим для проведения мероприятий по энергосбережению, для того, чтобы рассчитать затраты на повышение энергоэффективности. А в итоге будет получен экономический эффект, который повлияет на конечную стоимость продукции, повысит ее конкурентоспособность и т.д.», — говорит Олег Гавря.

Если энергообследование будет делать неопытная команда, то результат может быть плачевным. При этом процесс обучения специалистов сегодня оставляет желать лучшего. «Я был во многих учебных заведениях, в том числе и в Москве, — объясняет Сергей Рождественский. — 72-часовая программа энергосбережения формальная — люди ничему новому там научиться не могут». СРО сформировали пакет предложений по подготовке кадров и представили его на рассмотрение Российского энергетического агентства. Суть его состоит в том, чтобы ввести классы энергоаудитора, как у водителей: первые два года стажер, потом энергоаудитор 3-й, 2-й, 1-й категории.

Проверять и доверять

По закону энергоаудит могут проводить только те организации, которые входят в профильное СРО. В некоторых СРО существуют система добровольной сертификации и так называемый обменный фонд применяемых инструментов, лабораторий и методик. Для поддержания профессиональной репутации есть и внутренний контроль качества. «У нас есть экспертная организация, которая ставит печати и подписи, признает энергопаспорт качественным, прежде чем направить его в Минэнерго. За работу своих членов мы отвечаем», — говорит Олег Гавря. СРО энергоаудиторов сегодня прилагают усилия, направленные на формирование «внешнего» рынка качественных услуг. «Мы предложили создать комитет при областной администрации по контролю над расходованием бюджетных средств, выделенных на энергоаудит. Это позволит привлекать к ответственности организации, делающие «липовые» паспорта даже без выезда на объект», — рассказывает Сергей Рождественский.

«В Европе энергоаудит обязателен для тех, кто хочет получить господдержку реализации энергосберегающих мероприятий в той или иной мере. При этом контроль со стороны государства неподкупен. Его нельзя обмануть. Вернее, можно, но себе дороже обойдется», — приводит пример Владимир Усиевич.

«У нас уже сформировано значительное количество энергопаспортов, — отмечает Олег Гавря, — но основной объем заказчиков пока — социальные объекты и строители, что связано с законом об обязательной паспортизации. Есть и заказы от предприятий, хлебозаводы, маслозаводы, но их еще не так много, как должно было бы быть».

Энергоаудиторы уверены, что ситуация будет постепенно меняться к лучшему, прежде всего этому послужит вступление в силу закона об обязательном энергоаудите (это даст увеличение числа заявок от бюджетных организаций). Кроме того, количество информации о пользе энергообследования постепенно будет переходить в качество (увеличатся запросы на обследование от промышленных предприятий), сейчас некоторые потенциальные заказчики верстают бюджет следующего года, в котором предусматривают уже и энергетическое обследование. В конце концов будут выработаны реальные рычаги повышения энергосбережения в сфере ЖКХ (к аудиторам придут ТСЖ и УК).

Мнение эксперта

Анатолий Ковальчук, генеральный директор НП «Центр энергосбережения и инновационных технологий»:

— В настоящее время используются несколько схем профанации энергоаудита.

1. Энергоаудитор высылает заказчику чистые формы энергопаспорта, заказчик заполняет его как может. Данные вводятся энергоаудитором в компьютерные формы, прикладывается список типовых мероприятий, распечатывается отчет, ставится печать и отправляется заказчику вместе с актом выполненных работ и счетом на оплату. Эта мошенническая деятельность почему-то называется энергоаудитом. Электронные аукционы показывают, что фирмы, взявшие на вооружение этот нехитрый алгоритм, готовы продавать свою печать и подпись за любые сколь угодно малые деньги. Заплатить мало и получить фикцию, чтобы поставить галочку в отчетности, — это гораздо хуже, чем не иметь энергопаспорта. Это вообще выброшенные деньги.

2. Есть еще один способ — это касается только бюджетных организаций. Чтобы не проводить торги, аукционы, полученные средства на проведение энергоаудита делят на несколько договоров стоимостью менее 100 тыс. руб. Торгов не нужно, экономии тоже, выбирается угодная заказчику организация энергоаудитора. Всем вроде хорошо, только есть один вопрос: зачем заказчик это сделал — чтобы получить откат вместо предполагаемой экономии, удовлетворить потребности руководителя организации энергоаудитора? Такие вопросы будут задаваться заказчику при проверке целевого использования бюджетных средств. Кто будет отвечать за такие действия? Заказчик!

Что нужно сделать, чтобы энергоаудит перестал быть профанацией?

1. Судебное преследование за подтасованные результаты энергоаудиторами.

2. Компании, проводившие энергоаудиты, должны иметь не только право, но и обязанности самим реализовать программу повышения энергоэффективности. Энергоаудит нужен, но он нужен профессиональный, честный, иначе не определить ни потенциал энергосбережения, ни ранжированное выполнение мероприятий в программах, ни привлечение финансовых средств. Энергоаудит является основой для организации и функционирования энергосервисных компаний. Стоимость выполнения энергоаудита можно определить или по трудозатратам, или по методике ОРГРЭС.

Логотип Вестник Строительство