На пути к цивилизованному рынку

На пути к цивилизованному рынку

Крупные арендодатели стройтехники намерены создать на федеральном уровне Ассоциацию арендных компаний

Кризис больно ударил по рынку аренды строительной техники: конкуренция между арендодателями за платежеспособных подрядчиков обострилась до предела, часть игроков ушла с рынка, а расценки на сдачу внаем машин вплотную приблизились к расходам на их содержание. С 2011 года ведущие национальные и транснациональные компании, сдающие строительную технику в аренду, активизировали свою работу на Юге России, закупая технику для представителей строительной отрасли. Интерес к южному рынку представители отрасли объясняют не только возведением олимпийских объектов и подготовкой городов-участников к чемпионату мира по футболу-2018, но и общим ростом объемов строительных работ и спроса на технику и оборудование.

Российский рынок аренды техники начал выходить из кризиса. Специалисты делают такие выводы, опираясь на данные статистики. По данным профессионального портала B2B-rent.ru, общий оборот рынка арендных услуг в 2007 году составлял 700 млрд руб., в 2009-м — 500 млрд, и только в четвертом квартале 2010-го начал демонстрировать признаки выхода из стагнации и уверенного роста. Компании, занимающиеся продажей и сдачей в аренду техники, с оптимизмом прогнозируют итоги нынешнего года.

— Мы ожидаем 15-20-процентного увеличения объема арендного рынка и 30-процентного роста продаж компании в 2011 году, — делится планами Виктория Султанова, генеральный директор ЗАО «Крамо» (г. Санкт-Петербург). — Увеличение спроса связано с расширением парка техники Cramo, введением новых продуктовых линеек и, конечно, с увеличением количества строительных объектов. Если говорить о России в целом, то объем рынка аренды будет увеличиваться. По данным отчетов Jones Lang LaSalle, международной компании, предоставляющей комплексные услуги в сфере коммерческой недвижимости, объем капиталовложений в российский строительный рынок вырос на 30% уже за первый квартал года и составил 1,2 млрд долларов. — Для оценки потенциала нашего рынка аренды можно привести один факт — в любой отдельной стране Центральной или Западной Европы арендные парки насчитывают сотни тысяч единиц оборудования, — утверждает генеральный директор ООО «ТЕХНО-СТРОЙ» (г. Москва) Вячеслав Рябоштан. — В нашей же стране в лучшем случае десятки тысяч единиц. Принимая во внимание размеры России, можно сказать, что ее потенциал огромен. Отрасль аренды техники входит в рост, очистившись за время кризиса от слабых и ненадежных игроков. Период стагнации заставил задуматься ведущие компании и о консолидации опыта своей деятельности. В декабре 2010 года на первой общероссийской конференции «Аренда строительной техники и оборудования» было подписано соглашение о создании Ассоциации арендных компаний, которая должна стать площадкой для обмена опытом и получения реальной помощи от коллег. В глобальном замысле ассоциация должна заняться регулированием деятельности арендных компаний на рынке. Регистрация партнерства вот-вот должна произойти, учредителями выступили три крупнейшие компании (ЗАО «Кра-мо», «Рамирент» и ООО «Промбаза Белый Раст») и профессиональный интернет-портал B2B-rent.ru. В то же время если национальные и транснациональные компании видят необходимость в объединении, местные еще сомневаются. Так, директор ООО «Вал» (Волгоград) Владимир Бобрышев на вопрос «Вестника» о создании такого партнерства ответил: «Пока я в этом не вижу необходимости».

Расходятся руководители федеральных и местных компаний и по поводу емкости рынка аренды. Генеральный директор ООО «Промбаза Белый Раст» (торговая марка КАТПРОКАТ) (г. Москва) Александр Иванов оценил соотношение арендуемой и находящейся в собственности строителей техники как 2% и 98%. А Владимир Бобрышев предоставил оценочные данные по результатам работы своей компании на рынке ЮФО как 30% арендуемой и 70% собственной техники. Возможно, такая разница мнений обусловлена тем, что большой сегмент рынка аренды занимают мелкие наймодатели и частные собственники техники, которые не попадают в поле зрения на общероссийском рынке.

Южные регионы имеют большой потенциал роста. Большое количество спортивных объектов и объектов инфраструктуры, которые предстоит возвести в ближайшие несколько лет в Сочи, Ростове-на-Дону и Краснодаре, дает повод для оптимизма участникам рынка аренды техники. По словам Владимира Бобрышева, обычно заказ на аренду размещают при выполнении сезонных или непрофильных для клиента работ, а также при недостатке собственных мощностей в период пиковой загрузки. К тому же сегодня многие руководители предприятий стараются уменьшить свои затраты, и в этом случае краткосрочная аренда является для них оптимальным решением.

— У Юга большой потенциал, — считает Александр Иванов. — Грандиозные планы по строительству в Сочи и далее подготовка к чемпионату мира по футболу. Все это повлияет не только на строительство спортивных объектов, но и на строительство инфраструктуры. В первую очередь автомобильных дорог, аэропортов. Строительство современных дорог приводит к применению современных технологий. А современные технологии — это и современная техника, и современные способы ее использования. Следовательно, аренда будет развиваться.

— Мы активно работаем на рынке Волгоградской области, но и ростовские, и краснодарские предприятия регулярно обращаются в нашу компанию, — говорит Владимир Бо-брышев. — С большинством из них у нас складываются действительно партнерские взаимоотношения. Благодаря значительным запланированным инвестициям в строительство жилого комплекса, строительным и инфраструктурным объектам рост объемов строительного рынка ЮФО и России будет неуклонно продолжаться. Все остальные эксперты, опрошенные «Вестником», согласились с этим мнением. При этом прогнозировать, насколько вырастет южный рынок, никто не взялся.

Виктория Султанова утверждает, что арендаторы уже сменили свои предпочтения. «Говоря о тактике поведения клиентов, отметим, что в 2010 году многие строительные компании стремились экономить на высокотехнологичном оборудовании, предпочитая работать старыми, проверенными способами. Такой подход не оправдал себя, поскольку невысокая скорость выполнения работ вела напрямую к увеличению стоимости объекта в целом. В этом году клиенты активно ведут диалог с арендными компаниями о том, как уменьшить сроки и издержки, многие заранее планируют свою деятельность в разрезе требуемого оборудования и активно используют технику, обладающую современными характеристиками», — говорит она.

Прогнозируя спрос на новые технологии и технику, арендодатели загодя начали подготовку к строительному сезону, закупая самые лучшие машины для представителей строительной отрасли. Расширенный портфель предложения должен привлечь внимание арендодателей, считают они. Тем временем представители строительной отрасли Ростова-на-Дону выбирают компанию-арендодателя не только по принципу интересных предложений, но и опираясь на свой положительный опыт сотрудничества.

— Наша компания сегодня предпочитает привлекать технику со стороны из-за отсутствия долгосрочных проектов и гарантированной перспективной загрузки, — говорит генеральный директор ООО «Вектор-2000» Виктор Вуйчич. — Техника для оперативного выполнения работ имеется в собственности. А для строительства арендуем ее у компаний: ООО «СК «ВИАЛ», ООО «Ростовское предприятие «Строймеханизация-МА». Привлекаем в основном землеройную технику: экскаваторы, бульдозеры — и подъемно-погрузочную. Если в Москве и Петербурге спрос на услуги аренды получает достойное предложение, то в других регионах услуга либо не предоставляется, либо предоставляется неспециализированными компаниями. Текущей тенденцией является построение сети представительств: национальные и транснациональные арендные компании ведут свою работу через филиалы в регионах или дилеров техники. Это позволяет предоставлять услуги аренды в любой точке России, где есть дилер. Сегодня спрос на аренду со стороны строительных компаний Ростовской области и Краснодарского края невысокий, так как владельцы и менеджмент компаний пока не могут дать точного ответа о стоимости владения строительной техникой и, соответственно, сравнить с арендной ставкой. В то же время предложение по профессиональной аренде ограничено. Со временем рынок станет более прозрачным, а отношения — более цивилизованными, не в последнюю очередь это будет зависеть от усилий самих участников, которые взяли курс на объединение усилий и совместное продвижение услуг аренды в рамках ассоциации.

Логотип Вестник Строительство