Кубань очистят от мусора

Кубань очистят от мусора

В Краснодарском крае завершается работа над единой схемой размещения объектов утилизации твердых бытовых отходов

По оценкам экспертов из краевого департамента ЖКХ, на реализацию комплексной программы по очистке Кубани от мусора необходимо не менее 10 млрд рублей. Эти средства поступят как из казны, так и из внебюджетных источников. Сейчас ведется оценка возможности реализации схем государственно-частного партнерства, разработка самой «архитектуры» отрасли, которую еще только предстоит создать. В ближайшее время планируется начать строительные работы для инженерно-технического обеспечения и обустройства инвестиционной площадки, на которой в дальнейшем предстоит построить экологический межмуниципальный мусоросортировочный комплекс. Данный комплекс станет базовой моделью функционирования аналогичных предприятий в крае. Ожидается, что комплекс будет расположен вблизи Тихорецка.

Попытки очистить южнороссийскую «житницу и здравницу» от гигантского количества мусора, ежегодно увеличивающегося на 2,2 млн тонн, предпринимались не раз. Еще в 2004 году была разработана краевая целевая программа «Отходы». Однако она потерпела фиаско, когда в ходе первого чтения депутаты Законодательного собрания выяснили, что для ее реализации необходимо 9 млрд рублей бюджетных средств. Разумеется, таких денег в казне не нашлось. — Трудности с реализацией прошлых программ возникли потому, что они были ориентированы преимущественно на бюджетные средства, а не на привлечение инвестиций, в том числе через использование механизма частно-государственного партнерства, — говорит начальник отдела развития отрасли краевого департамента ЖКХ Дмитрий Бурлай. — Пожалуй, именно такое партнерство, предполагающее одновременное исполнение сторонами своих обязательств, будет оптимальной формой взаимодействия между государством и бизнесом. Ведь оно, с одной стороны, не допускает чрезмерной нагрузки на муниципальную казну, а с другой, страхует от повторения недавних событий в Неаполе, когда частная компания потребовала резко увеличить тарифы, а после отказа властей перестала работать, после чего город буквально утонул в отходах.

Помимо юридических и организационных моментов, наши специалисты пересмотрели и техническую сторону проектов. Оказалось, что заявленные к строительству комплексы подчас не имели надежной «сырьевой» базы. После изучения технико-экономических обоснований ряда инвестиционных проектов, а также по опыту уже функционирующих предприятий в России нами было определено, что приемлемый уровень рентабельности начинается с объема переработки не менее 150-200 тыс. тонн в год. При этом транспортное плечо не должно превышать 70 километров. Причем обычно — 40-50 км, а 70 — это максимум, за пределами которого просто теряется экономический смысл проекта. С учетом таких экономических ограничений в перспективе мы планируем построить примерно 12 зональных межмуниципальных комплексов. Вместе с тем мы ни в коем случае не намерены ограничивать инициативу частных инвесторов. Если они хотят реализовать свои инвестиционные программы в данном направлении— пожалуйста. Вот в конце прошлого года под Абинском введена в эксплуатацию первая очередь мусоросортировочного завода мощностью 40 тыс. тонн. На наш взгляд, этого мало, но это их коммерческий риск. Причем здесь есть положительная сторона: инвестор непосредственно заинтересован в стабильности и увеличении объема сортируемых на комплексе отходов, что обеспечивает увеличение степени охвата потребителей договорными отношениями и «целевое» использование твердых бытовых отходов (ТБО), а не самовольный выброс их в неустановленных местах. Да и, возможно, первой очередью дело не ограничится. Во всяком случае такие начинания мы приветствуем. Нынешняя «Схема размещения объектов» создается в рамках краевого закона, принятого в 2009 году. Документ предусматривает в течение четырех лет строительство 13-14 комплексов (конкретно покажет схема межмуниципального зонирования Краснодарского края), благодаря которым объем переработки мусора увеличится с нынешних 3 до 90%. Тем самым в хозяйственный оборот будет возвращено 2500 гектаров сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых ныне под свалками, а также создано 1800 новых рабочих мест. Ежегодно из отходов предполагается получать более 600 тыс. тонн макулатуры, около 100 тыс. тонн черных и цветных металлов, 140 тыс. тонн полимерных материалов, 80 тыс. тонн стекла. В текущем году предприниматели планируют ввести в строй еще два аналогичных предприятия — в Анапе и Новороссийске. В Сочи первый комплекс по сортировке мусора годовой мощностью 200 тыс. тонн уже работает. С его вводом будет обеспечена сортировка ТБО, вывозимых с территории Адлерского и Центрального районов города.

Это весьма важно, поскольку сейчас в стадии завершения работы по ликвидации и рекультивации свалки в районе Адлера. Конечно, адлерская свалка — крупный, значимый объект, существование которого уже много лет вызывало огромное беспокойство экологов и местных жителей. Но не менее важна (хотя и менее заметна) ликвидация сотен относительно небольших скоплений мусора по всей территории края. Так, благодаря принятым мерам всего за три последних года их число уменьшилось с 430 до 142. То есть в три раза. В целом ряде районов оставлен всего один полигон, куда свозятся все отходы. Он окопан, охраняется, осуществляются противопожарные мероприятия, экологический контроль и т.д. Создание фактически новой отрасли экономики, которая будет не только зарабатывать прибыль, создавать новые рабочие места и дополнительные бюджетные поступления, но и будет иметь огромный «очищающий» эффект для территории нашего курортного края, конечно, исключительно важно. И все же риски при реализации проекта «санитарной очистки» территории существуют. Основной, по мнению директора научно-исследовательского института прикладной и экспериментальной экологии Кубанского госагроуниверситета Леонида Ярмака, заключается не в несовершенстве технологий и не в разработке экономически эффективных схем, а в менталитете населения. Как подчеркнул Леонид Ярмак, эффективность мусоросортировки исключительно низка, если ее не начинать на уровне каждого дома. Ведь именно население «производит» до 90% бытовых отходов. Законопослушных немцев приучали к этому лет 20, сколько будет у нас — одному Богу ведомо.

Мусор: историческая ретроспектива

В античных городах с мусором поступали просто — выбрасывали на мостовую, где он спокойно себе накапливался до какого-нибудь знаменательного события, например, военного парада. Первый известный закон, запрещающий такую практику, появился в 320 г. до н. э. в Афинах, после чего подобный опыт быстро распространился по всей Древней Греции и греческим городам-колониям. В Древнем Риме домовладельцы были обязаны убирать улицы возле своих владений. Мусор высыпали в открытые ямы прямо за городскими стенами. С ростом населения город оказался в кольце мусорных куч, тогда и появились первые примитивные мусоровозы на лошадиной тяге, транспортирующие бытовые отходы подальше от города. После падения Рима об организованном сборе и захоронении бытовых отходов в мире забыли до 1714 г., когда британские власти обязали каждый город иметь муниципального мусорщика. В настоящее время во многих странах утилизация отходов стала одним из национальных приоритетов. Например, в Германии в 1991 году было законодательно закреплено такое понятие, как «расширенная ответственность производителя». Согласно ему, последний отвечает не только за производство и реализацию, но и за утилизацию товара. В результате, несмотря на рост производства, объем нового сырья, использованного, например, для изготовления упаковки, снижается на 4% ежегодно, резко сократилось количество свалок.

Логотип Вестник Строительство