По оценкам экспертов из краевого департамента ЖКХ, на реализацию комплексной программы по очистке Кубани от мусора необходимо не менее 10 млрд рублей. Эти средства поступят как из казны, так и из внебюджетных источников. Сейчас ведется оценка возможности реализации схем государственно-частного партнерства, разработка самой «архитектуры» отрасли, которую еще только предстоит создать. В ближайшее время планируется начать строительные работы для инженерно-технического обеспечения и обустройства инвестиционной площадки, на которой в дальнейшем предстоит построить экологический межмуниципальный мусоросортировочный комплекс. Данный комплекс станет базовой моделью функционирования аналогичных предприятий в крае. Ожидается, что комплекс будет расположен вблизи Тихорецка.
Попытки очистить южнороссийскую «житницу и здравницу» от гигантского количества мусора, ежегодно увеличивающегося на 2,2 млн тонн, предпринимались не раз. Еще в 2004 году была разработана краевая целевая программа «Отходы». Однако она потерпела фиаско, когда в ходе первого чтения депутаты Законодательного собрания выяснили, что для ее реализации необходимо 9 млрд рублей бюджетных средств. Разумеется, таких денег в казне не нашлось. — Трудности с реализацией прошлых программ возникли потому, что они были ориентированы преимущественно на бюджетные средства, а не на привлечение инвестиций, в том числе через использование механизма частно-государственного партнерства, — говорит начальник отдела развития отрасли краевого департамента ЖКХ Дмитрий Бурлай. — Пожалуй, именно такое партнерство, предполагающее одновременное исполнение сторонами своих обязательств, будет оптимальной формой взаимодействия между государством и бизнесом. Ведь оно, с одной стороны, не допускает чрезмерной нагрузки на муниципальную казну, а с другой, страхует от повторения недавних событий в Неаполе, когда частная компания потребовала резко увеличить тарифы, а после отказа властей перестала работать, после чего город буквально утонул в отходах.
Помимо юридических и организационных моментов, наши специалисты пересмотрели и техническую сторону проектов. Оказалось, что заявленные к строительству комплексы подчас не имели надежной «сырьевой» базы. После изучения технико-экономических обоснований ряда инвестиционных проектов, а также по опыту уже функционирующих предприятий в России нами было определено, что приемлемый уровень рентабельности начинается с объема переработки не менее 150-200 тыс. тонн в год. При этом транспортное плечо не должно превышать 70 километров. Причем обычно — 40-50 км, а 70 — это максимум, за пределами которого просто теряется экономический смысл проекта. С учетом таких экономических ограничений в перспективе мы планируем построить примерно 12 зональных межмуниципальных комплексов. Вместе с тем мы ни в коем случае не намерены ограничивать инициативу частных инвесторов. Если они хотят реализовать свои инвестиционные программы в данном направлении— пожалуйста. Вот в конце прошлого года под Абинском введена в эксплуатацию первая очередь мусоросортировочного завода мощностью 40 тыс. тонн. На наш взгляд, этого мало, но это их коммерческий риск. Причем здесь есть положительная сторона: инвестор непосредственно заинтересован в стабильности и увеличении объема сортируемых на комплексе отходов, что обеспечивает увеличение степени охвата потребителей договорными отношениями и «целевое» использование твердых бытовых отходов (ТБО), а не самовольный выброс их в неустановленных местах. Да и, возможно, первой очередью дело не ограничится. Во всяком случае такие начинания мы приветствуем. Нынешняя «Схема размещения объектов» создается в рамках краевого закона, принятого в 2009 году. Документ предусматривает в течение четырех лет строительство 13-14 комплексов (конкретно покажет схема межмуниципального зонирования Краснодарского края), благодаря которым объем переработки мусора увеличится с нынешних 3 до 90%. Тем самым в хозяйственный оборот будет возвращено 2500 гектаров сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых ныне под свалками, а также создано 1800 новых рабочих мест. Ежегодно из отходов предполагается получать более 600 тыс. тонн макулатуры, около 100 тыс. тонн черных и цветных металлов, 140 тыс. тонн полимерных материалов, 80 тыс. тонн стекла. В текущем году предприниматели планируют ввести в строй еще два аналогичных предприятия — в Анапе и Новороссийске. В Сочи первый комплекс по сортировке мусора годовой мощностью 200 тыс. тонн уже работает. С его вводом будет обеспечена сортировка ТБО, вывозимых с территории Адлерского и Центрального районов города.
Это весьма важно, поскольку сейчас в стадии завершения работы по ликвидации и рекультивации свалки в районе Адлера. Конечно, адлерская свалка — крупный, значимый объект, существование которого уже много лет вызывало огромное беспокойство экологов и местных жителей. Но не менее важна (хотя и менее заметна) ликвидация сотен относительно небольших скоплений мусора по всей территории края. Так, благодаря принятым мерам всего за три последних года их число уменьшилось с 430 до 142. То есть в три раза. В целом ряде районов оставлен всего один полигон, куда свозятся все отходы. Он окопан, охраняется, осуществляются противопожарные мероприятия, экологический контроль и т.д. Создание фактически новой отрасли экономики, которая будет не только зарабатывать прибыль, создавать новые рабочие места и дополнительные бюджетные поступления, но и будет иметь огромный «очищающий» эффект для территории нашего курортного края, конечно, исключительно важно. И все же риски при реализации проекта «санитарной очистки» территории существуют. Основной, по мнению директора научно-исследовательского института прикладной и экспериментальной экологии Кубанского госагроуниверситета Леонида Ярмака, заключается не в несовершенстве технологий и не в разработке экономически эффективных схем, а в менталитете населения. Как подчеркнул Леонид Ярмак, эффективность мусоросортировки исключительно низка, если ее не начинать на уровне каждого дома. Ведь именно население «производит» до 90% бытовых отходов. Законопослушных немцев приучали к этому лет 20, сколько будет у нас — одному Богу ведомо.
Мусор: историческая ретроспектива
В античных городах с мусором поступали просто — выбрасывали на мостовую, где он спокойно себе накапливался до какого-нибудь знаменательного события, например, военного парада. Первый известный закон, запрещающий такую практику, появился в 320 г. до н. э. в Афинах, после чего подобный опыт быстро распространился по всей Древней Греции и греческим городам-колониям. В Древнем Риме домовладельцы были обязаны убирать улицы возле своих владений. Мусор высыпали в открытые ямы прямо за городскими стенами. С ростом населения город оказался в кольце мусорных куч, тогда и появились первые примитивные мусоровозы на лошадиной тяге, транспортирующие бытовые отходы подальше от города. После падения Рима об организованном сборе и захоронении бытовых отходов в мире забыли до 1714 г., когда британские власти обязали каждый город иметь муниципального мусорщика. В настоящее время во многих странах утилизация отходов стала одним из национальных приоритетов. Например, в Германии в 1991 году было законодательно закреплено такое понятие, как «расширенная ответственность производителя». Согласно ему, последний отвечает не только за производство и реализацию, но и за утилизацию товара. В результате, несмотря на рост производства, объем нового сырья, использованного, например, для изготовления упаковки, снижается на 4% ежегодно, резко сократилось количество свалок.