Готовь систему летом

Готовь систему летом

Подготовка коммунального хозяйства к следующему отопительному сезону стартовала одновременно с окончанием предыдущего

Минувший отопительный сезон донские коммунальщики, по оценкам экспертов, сработали на твердую пятерку, не допустив крупных аварий и поддерживая стабильный температурный режим в жилых домах, учреждениях и промышленных предприятиях без заметных сбоев. Этому способствовала не только качественная подготовка к сезону и грамотная работа над ошибками предыдущих лет, но и достаточно мягкая для нашей климатической зоны зима. Однако в целом снизить потери и перебои в подаче теплоэнергии, а также оптимизировать затраты на ремонт и обслуживание котельных и тепловых сетей возможно уже в новом отопительном сезоне. К таким выводам пришли участники круглого стола, организованного издательским домом «МедиаЮг». Официальным спонсором круглого стола выступила компания «Грундфос».

Открывая круглый стол, главный редактор ИД «МедиаЮг» Максим Федоров напомнил, что полгода назад на аналогичном мероприятии, посвященном началу отопительного сезона, чиновники из министерства ЖКХ области отмечали, что подготовка к следующему сезону начинается одновременно с окончанием предыдущего. «То есть сейчас мы уже начали готовиться к отопительному сезону 2011-2012, поэтому сегодня обсудим и итоги минувшего года, и планы на следующий», — сказал он.

Начальник отдела развития систем коммунальной энергетики министерства ЖКХ РО Татьяна Чукарина сообщила гостям мероприятия, что подготовке к отопительному сезону был посвящен специальный указ губернатора Василия Голубева за № 193. «Все муниципалитеты начали эту работу с 15 апреля, вся необходимая документация у них есть», — сообщила она.

Анализируя работу отопительного комплекса в 2010-2011 гг., Чукарина заметила, что только качественная подготовка к сезону обеспечит его нормальное прохождение. «В первую очередь необходимо качественно провести гидравлические испытания и опрессовку систем. В прошлом году мы стали свидетелями нескольких крупных аварий, в том числе в Ростове-на-Дону, которые заставляли жителей терпеть неудобства, а коммунальщиков работать в авральном режиме». Что касается работ в этом году, то, как рассказала Татьяна Чукарина, учтя опыт предыдущих лет, сроки по подготовке к отопительному сезону были несколько сдвинуты, чтобы у коммунальщиков был зазор для исправления недочетов. «Шестнадцатого июня мы собираем зональное совещание по данной теме в Миллерово, 23-го — в Константиновске, 29-го — в Таганроге, 7 июля — в Новочеркасске, 14-го — в Новошахтинске (по всем шахтерским городам), 16-го — в Целине (южная часть области) и 28-гов Ростове-на-Дону. Таким образом, к концу второго месяца лета у нас на руках будет подробная информация о том, как наши территории готовятся к зимним холодам», — сообщила она. Из негативных моментов Чукарина отметила постоянно снижающийся объем выделенных на ремонт отопительных систем средств. В первую очередь это относится к сокращениям расходов из Фонда софинансирования реформы ЖКХ, которых на область в 2011 году будет выделено всего 1,349 млрд рублей. До сих пор сохраняется большой объем задолженности теплоснабжающими организациями за потребленные энергетические ресурсы. Общий объем этой задолженности на данный момент составляет почти 3 млрд руб., из них за электроэнергию долг составляет порядка 1,3 млрд, за природный газ — 551 млн руб. Не снижается задолженность управляющих компаний и ТСЖ за потребленное тепло, которая сейчас составляет около 1,7 млрд руб. Огромной проблемой коммунального комплекса Чукарина считает и наличие большого количества бесхозных сетей, на данный момент выявлено более 12 тысяч бесхозных объектов.

Чтобы эти сети попали в федеральную программу ремонта, уже к концу 2011 года мы должны полностью провести их инвентаризацию, а к концу 2012-го — передать их в собственность муниципалитетов. Бесхозных сетей, таким образом, уже к концу следующего года у нас быть не должно. Эта задача очень сложная, но, как мне кажется, вполне выполнимая», — заключила представитель министерства ЖКХ области.

Заместитель директора МУ «Департамент ЖКХ и энергетики» г. Ростова-на-Дону Олег Заруба сообщил, что в столице донского региона за минувший отопительный сезон, несмотря на очевидные сложности объективного характера, наблюдалось значительное снижение технических инцидентов, связанных с внеплановым отключением электроэнергии (с 800 случаев в 2009-2010 гг. до 450 в 2010-2011 гг.).

Что касается прорывов, то их меньше не стало, однако, как подчеркнул Олег Заруба, время реагирования на них коммунальных служб значительно сократилось: если раньше на устранение прорыва затрачивались почти сутки, то сейчас этот срок не превышает 7-8 часов. Олег Заруба отметил, что традиционно теплосети запаздывают с подготовкой к отопительному сезону, и в этом году необходимо не только проконтролировать своевременность выполнения всех работ, но и их аккуратность и незаметность для людей. «Теплосетевые организации привыкли проверять трубы так: непосредственно перед началом отопительного сезона включают воду и смотрят, где есть прорыв. Хотя по нормативам уже в сентябре трубы должны быть готовы и находиться в исправном состоянии. Еще один нюанс — нет никакой необходимости раскапывать дороги и держать их в таком состоянии по три месяца — на проведение всех необходимых ремонтных работ вполне достаточно трех-четырех дней, и именно на этот срок мы рекомендовали выдавать разрешение Управлению автодорог», — отметил Олег Заруба. Представитель мэрии Ростова подчеркнул, что в новом году, помимо необходимых к проведению мероприятий, будет добавлен и точный срок их исполнения, за невыполнение которых будут назначаться санкции. Заруба напомнил, что, согласно новому законодательству о теплоснабжении, основную ответственность за этот сектор несет орган местного самоуправления, а основными рычагами воздействия со стороны муниципалитета являются штрафы.

После этого к дискуссии подключились представители теплогенерирующих организаций. Главный инженер ОАО «Донэнерго» Александр Дорофеев рассказал экспертам круглого стола, что филиал «Тепловые сети» был создан в 2004 году и в настоящее время обеспечивает теплом 10 городов области. Для такой крупной теплоснабжающей организации характерны те же проблемы, что и для остальных, а самой большой из них остаются неплатежи. «Управляющие компании собирают деньги с населения, однако до нас не доходит значительная их часть. Сейчас есть время подготовиться к зимнему отопительному сезону, но нет денег. Инвестиционная программа в прошлом году обошлась нам в 300 млн рублей, и большая часть этих денег была взята в кредит. В этом году 60 из 100 млн рублей, выделенных на строительство и ремонт объектов теплоснабжения, пойдет на погашение этого кредита. С этого же года мы будем заниматься теплоснабжением города Шахты, а это очень сложная территория с большим количеством угольных котельных с крайне низким КПД и огромным объемом теплосетей в не самом лучшем состоянии», — очертил круг проблем Дорофеев. Заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Ростовской области Виктор Одноруб посетовал, что, осуществляя контроль за подготовкой и прохождением отопительного сезона, его организация в рамках существующего законодательства может проводить проверки только по обращениям граждан, а их интересует не столько качество оказываемых услуг, сколько их дешевизна. Одноруб отметил, что коммунальщиков в этом году есть повод похвалить — большинство из них сработало хорошо. «В этом им помогла и сама природа — среднесуточные температуры были значительно выше, чем мы привыкли. Бывало и так, что начинался шквал обращений, мол, нам холодно, и тут же наступало потепление. Так что на удивление мягкой зиме мы все должны сказать спасибо наравне с нашими теплосетями», — сказал он.

С позиции управляющих компаний на ситуацию посмотрела директор УК «Болгарстрой» Валентина Мирошникова. По ее словам, оборудование и теплосети даже в таком относительно новом районе Ростова, как Болгарстрой, уже сильно изношены, а теплоснабжающие организации ничего не делают для поддержания их в нормальном состоянии. В итоге — постоянные прорывы и аварии, которые не только делают невозможным нормальное отопление и горячее водоснабжение, но и портят прилегающую к домам территорию. А директор холдинга «Управляющие организации ЖКХ» Владимир Арцыбашев даже призвал управляющие компании и теплоэнергетиков сплотиться — ради общей цели. «Раньше у нас с ними всегда были хорошие отношения, а теперь — война! Хотя мы делаем одно дело, и хотелось бы, чтобы мы снова стали добрыми партнерами», — подчеркнул Арцыбашев. На нехватку денег на ремонт и модернизацию теплового оборудования жаловались почти все представители управляющих компаний. Однако — и это добавляет коммунальщикам оптимизма — собственники жилья все серьезнее относятся к проблеме его износа и готовы вкладываться в модернизацию. «Мы постоянно проводим с жильцами разъяснительную работу, — отмечает Виктор Рыбин, директор УК «Центральное». — Есть такие, кто категорически не хочет ни за что платить, но число тех, кто понимает, что вложения в теплоснабжение окупятся, все же растет». В условиях, когда приходится работать с устаревшим оборудованием и теплосетями, практически все эксперты подчеркивали важнейшую роль новых, в первую очередь энергосберегающих технологий. Официальный партнер круглого стола — один из лидеров мирового рынка оборудования для ЖКХ компания Grundfos — представил экспертам ряд новинок для котельных, которые в разы снижают энергопотребление и вероятность возникновения перебоев или аварий. А их стоимость окупается уже после нескольких лет эксплуатации. Согласно директиве Европейского союза, к 2017 году все используемые в ЕС электродвигатели, в том числе и на насосах, должны соответствовать классу энергоэффективности IE3. Компания Grundfos перешла на выпуск насосов высшего класса энергоэффективности уже сейчас. Испытания показали, что насосные агрегаты Grundfos с обозначением BlueFlex® при определенных условиях экономят до 60% энергии. Технология, применяемая в новых электродвигателях, позволяет максимально уменьшить потери в обмотке статора и пластинах статора и ротора, а также потери на трение в подшипниках. Двигатель класса IE3 может комплектоваться частотно-регулируемым приводом. В результате насос работает на предельной скорости не более 5% времени, что также снижает энергопотребление. По мнению специалистов компании Grundfos, оборудование экономит электроэнергию и быстро окупается. Расходы на электричество составляют около 85% стоимости срока службы насосной системы. Переход на насосы с BlueFlex® сократит эту стоимость вдвое! Причем для максимальной эффективности системы необходим именно комплексный подход. «Новые методики проектирования, новые технологии в котельном и насосном производстве, а также в прокладке тепловых сетей сегодня дают нам возможность внести необходимые изменения и построить по-настоящему эффективную систему теплоснабжающего хозяйства», — отметил ведущий инженер представительства компании Grundfos в Ростове Сергей Егоров.

Логотип Вестник Строительство