Минувший отопительный сезон донские коммунальщики, по оценкам экспертов, сработали на твердую пятерку, не допустив крупных аварий и поддерживая стабильный температурный режим в жилых домах, учреждениях и промышленных предприятиях без заметных сбоев. Этому способствовала не только качественная подготовка к сезону и грамотная работа над ошибками предыдущих лет, но и достаточно мягкая для нашей климатической зоны зима. Однако в целом снизить потери и перебои в подаче теплоэнергии, а также оптимизировать затраты на ремонт и обслуживание котельных и тепловых сетей возможно уже в новом отопительном сезоне. К таким выводам пришли участники круглого стола, организованного издательским домом «МедиаЮг». Официальным спонсором круглого стола выступила компания «Грундфос».
Открывая круглый стол, главный редактор ИД «МедиаЮг» Максим Федоров напомнил, что полгода назад на аналогичном мероприятии, посвященном началу отопительного сезона, чиновники из министерства ЖКХ области отмечали, что подготовка к следующему сезону начинается одновременно с окончанием предыдущего. «То есть сейчас мы уже начали готовиться к отопительному сезону
Начальник отдела развития систем коммунальной энергетики министерства ЖКХ РО Татьяна Чукарина сообщила гостям мероприятия, что подготовке к отопительному сезону был посвящен специальный указ губернатора Василия Голубева за № 193. «Все муниципалитеты начали эту работу с 15 апреля, вся необходимая документация у них есть», — сообщила она.
Анализируя работу отопительного комплекса
Чтобы эти сети попали в федеральную программу ремонта, уже к концу 2011 года мы должны полностью провести их инвентаризацию, а к концу
Заместитель директора МУ «Департамент ЖКХ и энергетики» г.
Что касается прорывов, то их меньше не стало, однако, как подчеркнул Олег Заруба, время реагирования на них коммунальных служб значительно сократилось: если раньше на устранение прорыва затрачивались почти сутки, то сейчас этот срок не превышает 7-8 часов. Олег Заруба отметил, что традиционно теплосети запаздывают с подготовкой к отопительному сезону, и в этом году необходимо не только проконтролировать своевременность выполнения всех работ, но и их аккуратность и незаметность для людей. «Теплосетевые организации привыкли проверять трубы так: непосредственно перед началом отопительного сезона включают воду и смотрят, где есть прорыв. Хотя по нормативам уже в сентябре трубы должны быть готовы и находиться в исправном состоянии. Еще один нюанс — нет никакой необходимости раскапывать дороги и держать их в таком состоянии по три месяца — на проведение всех необходимых ремонтных работ вполне достаточно
После этого к дискуссии подключились представители теплогенерирующих организаций. Главный инженер ОАО «Донэнерго» Александр Дорофеев рассказал экспертам круглого стола, что филиал «Тепловые сети» был создан в 2004 году и в настоящее время обеспечивает теплом 10 городов области. Для такой крупной теплоснабжающей организации характерны те же проблемы, что и для остальных, а самой большой из них остаются неплатежи. «Управляющие компании собирают деньги с населения, однако до нас не доходит значительная их часть. Сейчас есть время подготовиться к зимнему отопительному сезону, но нет денег. Инвестиционная программа в прошлом году обошлась нам в 300 млн рублей, и большая часть этих денег была взята в кредит. В этом году 60 из 100 млн рублей, выделенных на строительство и ремонт объектов теплоснабжения, пойдет на погашение этого кредита. С этого же года мы будем заниматься теплоснабжением города Шахты, а это очень сложная территория с большим количеством угольных котельных с крайне низким КПД и огромным объемом теплосетей в не самом лучшем состоянии», — очертил круг проблем Дорофеев. Заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Ростовской области Виктор Одноруб посетовал, что, осуществляя контроль за подготовкой и прохождением отопительного сезона, его организация в рамках существующего законодательства может проводить проверки только по обращениям граждан, а их интересует не столько качество оказываемых услуг, сколько их дешевизна. Одноруб отметил, что коммунальщиков в этом году есть повод похвалить — большинство из них сработало хорошо. «В этом им помогла и сама природа — среднесуточные температуры были значительно выше, чем мы привыкли. Бывало и так, что начинался шквал обращений, мол, нам холодно, и тут же наступало потепление. Так что на удивление мягкой зиме мы все должны сказать спасибо наравне с нашими теплосетями», — сказал он.
С позиции управляющих компаний на ситуацию посмотрела директор УК «Болгарстрой» Валентина Мирошникова. По ее словам, оборудование и теплосети даже в таком относительно новом районе Ростова, как Болгарстрой, уже сильно изношены, а теплоснабжающие организации ничего не делают для поддержания их в нормальном состоянии. В итоге — постоянные прорывы и аварии, которые не только делают невозможным нормальное отопление и горячее водоснабжение, но и портят прилегающую к домам территорию. А директор холдинга «Управляющие организации ЖКХ» Владимир Арцыбашев даже призвал управляющие компании и теплоэнергетиков сплотиться — ради общей цели. «Раньше у нас с ними всегда были хорошие отношения, а теперь — война! Хотя мы делаем одно дело, и хотелось бы, чтобы мы снова стали добрыми партнерами», — подчеркнул Арцыбашев. На нехватку денег на ремонт и модернизацию теплового оборудования жаловались почти все представители управляющих компаний. Однако — и это добавляет коммунальщикам оптимизма — собственники жилья все серьезнее относятся к проблеме его износа и готовы вкладываться в модернизацию. «Мы постоянно проводим с жильцами разъяснительную работу, — отмечает Виктор Рыбин, директор УК «Центральное». — Есть такие, кто категорически не хочет ни за что платить, но число тех, кто понимает, что вложения в теплоснабжение окупятся, все же растет». В условиях, когда приходится работать с устаревшим оборудованием и теплосетями, практически все эксперты подчеркивали важнейшую роль новых, в первую очередь энергосберегающих технологий. Официальный партнер круглого стола — один из лидеров мирового рынка оборудования для ЖКХ компания Grundfos — представил экспертам ряд новинок для котельных, которые в разы снижают энергопотребление и вероятность возникновения перебоев или аварий. А их стоимость окупается уже после нескольких лет эксплуатации. Согласно директиве Европейского союза, к 2017 году все используемые в ЕС электродвигатели, в том числе и на насосах, должны соответствовать классу энергоэффективности IE3. Компания Grundfos перешла на выпуск насосов высшего класса энергоэффективности уже сейчас. Испытания показали, что насосные агрегаты Grundfos с обозначением BlueFlex® при определенных условиях экономят до 60% энергии. Технология, применяемая в новых электродвигателях, позволяет максимально уменьшить потери в обмотке статора и пластинах статора и ротора, а также потери на трение в подшипниках. Двигатель класса IE3 может комплектоваться