Стимулом для развития рынка в ближайшие годы станут региональные программы модернизации и замены отслуживших лифтов в МКД. Благодаря бюджетным вливаниям наибольшую часть оборудования, скорее всего, поставят производители постсоветского пространства.
В 2010 году, согласно рекомендации Минрегионразвития РФ, в стране проведен мониторинг лифтового оборудования (приоритетное направление — многоквартирные жилые дома). Заместитель министра регионального развития РФ Анатолий Попов отмечает: «В РФ эксплуатируется почти 500 тысяч, а если быть точным — 490 тыс. лифтов, из которых почти 90% обеспечивают перевозку жильцов многоквартирных домов и посетителей административных зданий. Непосредственно жилой фонд составляет около 430 тысяч, и из них более 35% выработали свой ресурс и не соответствуют требованиям безопасности, пожарозащищенности и не обеспечивают доступность для маломобильных групп граждан». Для преодоления создавшейся ситуации в 2010 году принят техрегламент «О безопасности лифтов», который предписывает в течение пяти лет (с
В рамках региональных программ по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы, в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и Краснодарском крае будет установлено более 4 тыс. лифтов до 2015 года (см. таблицу Планы по замене и модернизации лифтового оборудования на Юге России до 2015 г.). Программу еще разрабатывают в Ставропольском крае, хотя в муниципальных образованиях края такие программы уже работают. «В 2012 году в Ставрополе истекает срок эксплуатации 321 лифта. Подпрограмма «Замена лифтов в многоквартирных жилых домах на 2012 год» предусматривает финансирование мероприятий по замене лифтового оборудования в МКД в размере более 43 млн рублей», — комментирует управляющий делами администрации города Ставрополя Николай Щендригин. Также в следующем году в Краснодарском крае планируется заменить 357 лифтов в восьми муниципальных образованиях (объем финансирования — более 571 млн руб.), в Ростовской области — 167 лифтов в 15 МО (объем финансирования — 213,5 млн руб.).
«Основная задача в 2012 году — добиться максимальной реализации адресных региональных программ по замене и модернизации лифтов, — отмечает Анатолий Попов. — Минрегион, в свою очередь, учитывая социальную направленность вопроса безопасного функционирования лифтов, будет добиваться увеличения федеральной поддержки реализации адресных региональных программ за счет приоритетного использования на эти цели в 2012 году части средств Фонда ЖКХ».
Если эти планы будут претворены в жизнь, рынок лифтового оборудования ждет всплеск спроса. Причем в приоритете будут снова лифты отечественного и белорусского производства, ведь оборудование будет устанавливаться за счет бюджета, а основным критерием выбора является цена. Однако, по мнению организаций, осуществляющих монтаж и обслуживание лифтового оборудования в МКД, здесь тоже существует «пространство для маневра» и, соответственно, конкуренция внутри экономсегмента. «По федеральной программе капремонта рекомендовано устанавливать оборудование трех производителей — «Могилевлифтмаша», Щербинского и Карачаровского лифтостроительных заводов. Мы отдаем предпочтение могилевским лифтам благодаря их высоким характеристикам по энергосбережению. В офисных зданиях ставим лифты и импортного производства», — рассказывает Владимир Степанов, директор ООО «РостовЛифтМонтаж». «Из отечественных производителей Щербинский завод является наиболее подходящим по соотношению цены и качества», — отмечает Степан Журкин, генеральный директор
Как изменить рынок качественно?
В скором времени зарубежные производители планируют продвигать на рынке относительно дешевые модели (за счет размещения производства либо сборки в России, как уже давно поступил OTIS), способные конкурировать с российской продукцией в одном ценовом сегменте. Особенно это касается рынка пассажирских лифтов, на которые приходится более 80% продаж. Тогда рынок сможет перейти в новую стадию — из ценовой конкуренции вырасти в конкуренцию качественную. Определенное влияние на ценовую доступность импортного продукта окажет и уже практически состоявшееся вступление России в ВТО, хотя «привозные» лифты
Параллельно необходимо заниматься «оздоровлением» самого рынка, считают лифтопроизводители. Эдуард Кайзер, генеральный директор ЗАО «Предприятие «Парнас», уверен, что рынок не будет развиваться без честной конкуренции, а честной она бывает далеко не всегда. «Между тем товар и услуги имеют простые, всем понятные конкурентные преимущества — качество, цену, товарный вид продукции, надежность и порядочность