Рынок мини-грузовиков на пути к стагнации

Рынок мини-грузовиков на пути к стагнации

В ближайшие три года его рост не превысит 5%

Российский рынок мини-грузовиков стремительно восстанавливается после кризиса. По итогам прошлого года он вырос практически в 1,5 раза относительно 2010 года. Доля ЮФО в общей структуре рынка составила 8,1%. Эксперты прогнозируют, что в 2012-2015 гг. следует ожидать снижения темпов продаж легкой коммерческой техники, так как рынок почти достиг докризисного уровня, а явных предпосылок для его роста нет.

По данным АА «Автостат», в 2011 году российский рынок легких коммерческих автомобилей на основе данных регистраций составил 190,2 тыс. единиц, на 42,4% превысив показатель 2010 года. «Достигнутый результат немного не дотягивает до показателей докризисного периода, когда в стране регистрировалось не менее 200 тыс. новых LCV (Light Commercial Vehicle — легкий коммерческий автомобиль) ежегодно. Что касается ежемесячной динамики регистраций новых легких коммерческих машин в России, то в 2011 году ее кривая была явно устремлена вверх. При этом в среднем каждый месяц в нашей стране регистрировалось 15,8 тыс. автомобилей, хотя год назад этот показатель составлял 11,1 тыс. единиц», — отмечает аналитик АА «Автостат» Азат Тимерханов.

Директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская добавляет, что рынок этого сегмента начал стремительно расти еще два года назад. «По итогам 2010 г. LCV поднялся на 32%, было продано 138 940 машин, в отличие от 2009 года, когда было реализовано 105 522 автомобиля. Стоит отметить, что импорт китайской техники в Россию резко упал в 2009-2010 гг.», — говорит она. По мнению старшего менеджера отдела продаж автомобилей ГАЗ компании «Темп Авто» Григория Водяника, высокая положительная динамика российского рынка малотоннажных и среднетоннаж-ных автомобилей была связана с необходимостью замены изношенного автопарка и ростом объема перевозок, точнее, его восстановлением после разрыва торговых связей. «В настоящий момент на рынке затишье, которое многие связывали сначала с выборами, потом с экономикой. Но есть мнение, что теперь все считают деньги и средний возраст парка машин LCV стареет, как за счет возросшего количества иностранных машин «приличного» качества, купленных в России, так и за счет повысившейся надежности автомобилей отечественного производства», — говорит г-н Водяник. Как отмечают эксперты АА «Автостат», лидером рынка легкой коммерческой техники в России традиционно является отечественная марка ГАЗ. В 2011 году на ее долю пришлось более 40% всех зарегистрированных LCV, что соответствует 77,2 тыс. автомобилей — на треть больше, чем в 2010 году. На втором месте — другой российский бренд и давний соперник нижегородской компании — УАЗ. Как итог, в прошлом году было зарегистрировано 25,2 тыс. машин, произведенных на Ульяновском автозаводе, что на 12,2% превосходит показатель годичной давности. Третье место и лидерство среди иномарок в сегменте занимает итальянская марка Fiat, на долю которой пришелся каждый десятый новый легкий коммерческий автомобиль, зарегистрированный на территории РФ (19,1 тыс. единиц — на 40,9% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).

По данным Федеральной таможенной службы РФ, суммарный объем импорта новых LCV в нашу страну по итогам 2011 года составил 58,3 тыс. автомобилей. «Это на три четверти превосходит результат позапрошлого года, когда было ввезено 33,2 тыс. единиц легкой коммерческой техники. Таким образом, ежемесячный объем ввоза в прошедшем году в среднем был менее 5 тыс. машин. Ко всему прочему достигнутые показатели уже превосходят уровень докризисного периода», — говорит Азат Тимерханов. Больше всего новых LCV в Россию импортирует французский Peugeot, на долю которого приходится более четверти всей структуры импорта. В минувшем году было ввезено 15,3 тыс. автомобилей марки, что на 27,2% больше по сравнению с показателем годичной давности. Объем импорта компании в настоящее время составляют коммерческие модели Boxer (7,7 тыс. шт.) и Partner (7,6 тыс. шт.). Вторым в структуре импорта LCV является Volkswagen — в прошлом году было ввезено 10,2 тыс. машин этой марки. Примерно на одном уровне находится импорт легких коммерческих автомобилей таких марок, как Citroen (8,3 тыс. шт.) и Ford (8,2 тыс. шт.). Г-н Тимерханов отмечает, что указанные марки, как и ряд других, в 20ii году показали прирост импорта по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Причем особое внимание в этом плане нужно уделить китайским брендам, например, FAW (почти в 100 раз) и Foton (+624,7%). Во многом это связано с «эффектом низкой базы». В «минусе» же по итогам прошлого года оказались Mitsubishi (-17,6%), Toyota (-50%) и Opel (-46,2%), суммарный объем ввоза которых исчисляется всего лишь десятками машин. В 2011 г. в РФ произведено 148,3 тыс. легких коммерческих авто, что почти на 20% превосходит показатель 2010 года. По объемам производства уже длительное время безоговорочно лидирует Горьковский автозавод, которому принадлежит около 60% всего российского автопрома в сегменте LCV. По данным АА «Автостат», в минувшем году с конвейера предприятия сошло 87,9 тыс. машин, вследствие чего за год объем выпуска вырос на 22,8%, а рост производства коснулся практически всей продуктовой линейки. При этом более 90% произведенных автомобилей составили различные модификации «ГАЗели». Ульяновский автозавод с долей в 22,6% является вторым по объемам производства LCV в нашей стране: в 2011 г. выпуск легкой коммерческой техники на предприятии вырос на 9,8% и составил 33,5 тыс. машин. Замкнула же тройку лидеров компания «Соллерс», на елабужском заводе которой за прошлый год было собрано 10,4 тыс. единиц LCV.

«Практически весь объем производства здесь пришелся на Fiat Ducato, сборка которого из-за разрыва сотрудничества между партнерами была прекращена — отсюда и снижение выпуска на четверть. При этом «Соллерс» — единственное предприятие, закончившее год в «минусе», — комментирует г-н Тимерханов. Аналитики «Автостата» предполагают, что в этом году сегмент мини-грузовиков вырастет на 3,6% с последующим сохранением роста на 4-5% до 2015 года. Таким образом, в 2013 г. рынок выйдет на докризисные показатели, а в 2016 году составит порядка 210 тыс. единиц. «Мы ожидаем, что на рынке LCV в РФ по-прежнему будут доминировать отечественные марки: бесспорным лидером останется ГАЗ, а второе место в рейтинге сохранит УАЗ. Однако доля российских брендов будет снижаться в пользу зарубежных марок», — говорит Азат Тимерханов. Дилеры иномарок прогнозируют, что вступление России в ВТО может положительно повлиять на рост продаж грузового транспорта. «От этого факта мы многое выиграем. Ведь нормы ВТО обязывают снизить импортные пошлины, в том числе и на автомобильный сегмент. Правда, многие иностранные автопроизводители построили в России заводы и взяли на себя довольно жесткие обязательства по числу выпускаемых машин и промсборке. Это создало новые рабочие места и налоговую базу, которых бы не было, вступи Россия в ВТО чуть пораньше — импорт для иностранных концернов был бы проще и дешевле», — резюмирует руководитель отдела продаж «Фиат» компании «ГородАвто» Татьяна Мирошникова.

Логотип Вестник Строительство