За три месяца, прошедших со дня назначения, новый министр
жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сергей Сидаш успел вникнуть в процессы, происходящие в донском жилкомхозе, познакомиться с действующими участниками рынка и провести анализ преобразований в отрасли за последние несколько лет. В беседе с главным редактором «Вестника» он рассказал о новом курсе региональной администрации в жилищно-коммунальной сфере и принял предложение войти в общественный редакционный совет журнала, куда входят руководители сферы ЖКХ Краснодарского края, Ставропольского края, Волгоградской и Астраханской областей. Министр заверил, что возглавляемая им структура будет максимально открыта для СМИ.
— Сергей Борисович, сегодня жилищно-коммунальное хозяйство остается едва ли не последней отраслью, которая еще не полностью перешла на рыночные основы работы. В 2011 году федеральный бюджет продолжит оказывать финансовую помощь, причем особый акцент будет сделан на проектах водно-канализационного хозяйства. А будет ли меняться региональная политика в области модернизации объектов ВКХ?
— В Ростове уже есть позитивный опыт частно-государственного партнерства в области водно-канализационного хозяйства между администрацией области, мэрией города и частным оператором ОАО «Евразийский». Реализация двух инвестпрограмм — «Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» и «Чистый Дон» — доказывает потенциал частно-государственного партнерства в ВКХ. Кроме того, на Дону со следующего года планируется реализация федеральной программы «Чистая вода», в которую вошли проекты по модернизации объектов водоснабжения и водоотведения в Таганроге, Азове и Аксайском районе. Не так давно в Ростовской области прошло выездное заседание комиссии по содействию реализации задач обеспечения населения чистой водой, в котором приняли участие председатель комиссии Евгений Федоров, его заместитель Евгений Туголуков, представители региональной и муниципальной власти, руководители водоканалов Ростова и Таганрога. В результате из федерального бюджета в следующем году ожидается выделение средств на финансирование проектов в Ростовской области. В проекте областного бюджета на 2011 год на водно-канализационное хозяйство заложена немалая на первый взгляд цифра — около 5 млрд рублей. Но после того как значительная часть бюджетных средств выделяется Ростову и нескольким крупным городам области, на остальные 50 муниципальных образований приходится около 500 млн рублей. То есть в среднем по 10 млн рублей на каждое муниципальное образование.
До поселков, деревень эти средства почти не доходят. Эта проблема была выявлена особенно наглядно, когда губернатор Василий Голубев совершал ознакомительный объезд по всем районам донского края. Для областной власти важно, чтобы дошли до всех поселений, где нет воды или где она ненадлежащего качества. И сегодня бюджетные средства перенаправляются именно на эти цели. Это наш приоритет на сегодня. Министерство просит увеличить размер ассигнований на модернизацию ВКХ еще на 1,8 млрд рублей сверх того лимита, который закладывается в бюджет. Губернатор понимает важность вопроса. Надеюсь, уже в первом полугодии 2011 года наши муниципальные образования получат столь необходимые для решения вопроса водоснабжения средства.
Конечно, необходимо обозначить особенно важную проблему — неосвоение средств. Например, в этом году администрация Песчанокопского района обратилась к губернатору с просьбой выделить 8 млн рублей на решение проблем водоснабжения района. Деньги из резервного фонда выделили, но, как оказалось, в поселениях района попросту некому готовить документы для проведения необходимых по закону тендеров. А там только процедурные моменты подготовки к торгам не меньше полутора месяцев занимают, а до конца года времени почти не осталось. К сожалению, району пришлось отказаться от выделенных средств. Но мы пошли навстречу руководству района и перераспределим эти средства на следующий год. Я предупредил, что больше ни одна копейка не будет закопана в землю, «освоена» только на бумаге!
Сегодня моим решением создана комиссия, которая рассматривает, в каких районах есть проблемы, и коллегиально принимает решения, включать ли тот или иной район или объект в областную программу. Например, направляется первый транш денег, специалисты четко расписывают, что и когда каждый ответственный должен сделать и когда в итоге подрядчики начнут осваивать деньги. Тогда будет с кого спрашивать и появится возможность реагировать максимально оперативно. Предполагаю, что многим придется поменять отношение к организации и проведению тендеров.
— Как вы оцениваете ситуацию в жилищной сфере? У вас уже есть видение основных проблем и путей их решения?
— Министерство ЖКХ провело доскональный анализ по реализации региональных программ по капитальному ремонту за последние три года. В первый год, конечно, тяжело было сразу во всем разобраться. Но на второй год уже можно было более качественно подготовить областную программу и дома отремонтировать. Настоять, чтобы все муниципальные образования включили в первую очередь дома с более высоким процентом износа, а не с 35-40-процентным. Ведь цель программы заключается как раз в том, чтобы снизить в регионе количество жилья с 50-70-процентным износом. Кто в нем живет? Как правило, малообеспеченные слои населения, пожилые граждане. Чтобы их дома попали в областную программу, надо подготовить соответствующий документ, провести общее собрание, составить смету расходов и т.д. Проблема заключается в том, что управляющие организации должны были помочь в этом разобраться собственникам квартир, вникнуть в проблему каждого конкретного дома, а не пенять собственникам на то, что те не предоставили все требуемые документы, поэтому их дома не были включены в программу. А они никогда не попадут в программу капремонта, если завтра перейдут в разряд аварийных… В результате, несмотря на миллиарды, которые были направлены на модернизацию жилищной сферы, заметно снизить процент износа старых домов не удалось. Поэтому министерством подготовлены изменения в региональную программу на 2011 год: в приоритетном порядке в нее будут включены «запущенные» дома, с процентом износа от 50 до 70%. Несмотря на то, что у Фонда ЖКХ остается 10 млрд рублей на следующий год, мы рассчитываем получить средства из фонда ЖКХ. Плюс по областной программе еще 700 млн рублей, плюс софинансирование. Так что программа капремонта будет обязательно продолжена. Со следующего года механизм формирования будет иным. Выделим деньги тем, кто действительно нуждается.
— В этом году продолжается рост задолженности за ресурсы, поставленные снабжающими компаниями УК и ТСЖ. Как урегулировать этот острый вопрос?
— Все заинтересованы работать на рынке, но отсутствие правил игры позволяет недобросовестным управляющим компаниям с уставным капиталом 10 тыс. рублей собирать платежи с граждан и не передавать их снабжающим компаниям за поставленный ресурс, а потом просто уходить от ответственности. Есть управляющие компании, которые по 120 млн рублей должны ресурсникам! Мы их приглашаем в министерство, разбираемся в причинах сложившейся ситуации. Я поставил задачу увеличить прозрачность платежей, чтобы они шли автоматически, минуя Единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ), на транзитный счет и затем на счет ресурснику. В скором времени на рынке останутся сильные управляющие компании, которые будут работать качественно, дорожить своей репутацией. Собственники начнут переизбирать управляющие компании, более требовательно относиться к их работе. Думаю, сегодня назрела потребность в экспертной оценке качества управления жилым фондом. Муниципалитеты должны давать подробную информацию об их деятельности: величине уставного капитала, количестве находящихся в управлении домов. А управляющие ежегодно должны отчитываться о своей работе. Это в Жилищном кодексе записано, но пока, к сожалению, работает далеко не везде.
— Со следующего года начнется активная фаза реализации закона об энергосбережении, в частности вопросами сбережения энергии будут заниматься энергосервисные компании. Нужна ли экспертиза для них?
— Сегодня на рынке достаточно компаний, которые предлагают свои услуги в сфере энергосбережения, но влиять на них, на этот рынок на региональном уровне нет смысла. Важный вопрос — установка приборов учета. У нас есть поставщики ресурсов, которые предлагают различное оборудование. Главное, чтобы приборы были доступны по цене собственникам. Конечно, важен момент экспертизы этих приборов: мы анализируем их для того, чтобы они были, действительно, качественными и чтобы на них нельзя было повлиять извне. Ведь не секрет, что зачастую происходят так называемые «скручивания» энергии. Поэтому мы должны дать ориентиры ресурсникам и управляющим компаниям, какие приборы учета эффективнее использовать.
— Как бы вы сформулировали свою задачу на посту министра жилищно-коммунального хозяйства на ближайшее время? Как должна выглядеть отрасль через год, два-три? Иными словами, как нам в дальнейшем реорганизовать жилкомхоз?
— В первую очередь нужно говорить об эффективности. Эффективности в отрасли можно добиться даже при имеющемся бюджете, если средства грамотно вкладывать и контролировать, точечно и целенаправленно решая поставленные задачи модернизации отрасли. Мы можем добиться значительного эффекта по водно-канализационному хозяйству уже через два-три года. Понимая, что выделяемых бюджетных средств недостаточно для развития отрасли, нужно активнее разрабатывать проекты частно-государственного партнерства.
У нас есть инвесторы, которые делают определенные шаги навстречу и предлагают работать в русле частно-государственного партнерства. Инвестор готов пойти в банк, привлечь кредит, но он должен понимать, когда получит вложения обратно, причем с прибылью. Сегодня Региональная служба по тарифам не может дать тарифов, которые запрашивают инвесторы. И желание вкладывать в ЖКХ у них уменьшается. Даже те, кто купил имущество на торгах банкротящихся МУПов, сегодня не могут вложить деньги.
Министерство попросило потенциальных инвесторов предоставить именно инвестиционную (а не производственную) программу. Какие деньги и откуда инвестор хочет привлечь для того, чтобы на своем участке обеспечить правильно и бесперебойно подачу чистой воды? При этом кто готов из них пойти на государственно-частное партнерство путем создания единого имущественного комплекса? Если эта отрасль задышит при помощи бюджетных и частных инвестиций, то и в экономике намного уменьшится проблем. Ведь, к великому сожалению, очень много объектов, на которые выделялись деньги, заброшены, попросту разворованы и т.д. Мы пытаемся перестроить работу на эффективный лад, поэтому меняем мышление инвесторов, глав муниципальных образований и их заместителей. Структура министерства также претерпит соответствующие изменения. Сложно сказать, сколько времени займут перемены. Столкнувшись с некоторым непониманием, сегодня я отстаиваю отрасль на всех уровнях. Когда непонимание идет из-за того, что мы не все доносим, и не видно всей сути работы, нет полной информации о том, как работает министерство и что такое вообще ЖКХ, это одно. Тогда надо чаще и полнее показывать и рассказывать о своей работе. Но есть определенный перекос в мышлении, и приходится прикладывать усилия, чтобы люди поняли, что ЖКХ — это прежде всего социально значимые объекты, которые должны идти на благо человека. Мне удалось убедить уже многих коллег в администрации области, и я продолжаю убеждать, доносить идею о том, что министерство жилищно-коммунального хозяйства — это социально значимое министерство. Мне кажется, нужно менять саму психологию и саму суть отношений к отрасли. Конечно, проблемы в отрасли есть, но мы их понимаем и решаем. А эффективность наших решений зависит от нас самих.
Досье
Сергей Сидаш родился в 1959 году в Актюбинской области. Окончил Челябинское высшее военное автомобильное командное училище. Служил в Вооруженных Силах, руководил региональными энергетическими компаниями, был директором МЦП «Воронежская горэлектросеть». До назначения министром работал директором межрегиональной электросетевой компании «Межрегионэнерготранзит» в Казахстане.
Областные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства
1. «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ростовской области в 2010 году».
2. «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ростовской области в 2010 году в рамках поддержки монопрофильных муниципальных образований».
3. «Дополнительные меры по капитальному ремонту многоквартирных домов в Ростовской области в 2010 году».
4. «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года».
5. «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2010 году».
6. «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 году».
7. «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2010 году в рамках поддержки монопрофильных муниципальных образований».
8. «Поэтапный переход на отпуск ресурсов потребителям Ростовской области в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в 2009-2011 годах».
9. «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2013 годы».
Источник: администрация Ростовской области.