Фонду ЖКХ продлят жизнь до 2013 года

Фонду ЖКХ продлят жизнь до 2013 года

Региональные фонды ЖКХ будут формироваться из средств региональных и муниципальных бюджетов, а главное — из средств собственников многоэтажек

На заре существования Фонда содействия реформированию ЖКХ предполагалось, что он будет функционировать вплоть до 1 января 2012 года. По словам главы фонда Константина Цицина, сегодня есть принципиальное решение продлить его жизнь еще на год. Однако даже за это время осуществить капитальный ремонт всего нуждающегося в нем жилого фонда невозможно. Поэтому основная идея, которая сейчас прорабатывается для дальнейшего проведения программы капремонта, — создание региональных фондов по примеру общероссийского. В задачи региональных фондов в свете последних законодательных инициатив будут входить и энергоэффективные мероприятия, а финансовую подпитку фонды будут получ ать за счет средств региональных и муниципальных бюджетов, но основную их базу составят средства самих собственников.

Как сообщил на пресс-конференции в конце сентября Константин Цицин, до конца действия программ государственного софинансирования капитального ремонта и расселения аварийного жилья условия проживания смогут улучшить в общей сложности всего около 17 млн человек. По состоянию на 27 сентября на эти цели фонд выделил субъектам 248,6 млрд рублей. Но программа капремонта не должна останавливаться с прекращением деятельности фонда. «Ни в коем случае нельзя допустить прекращения той работы по капитальному ремонту жилья, которая была развернута в последние годы. С этой целью разработан и в настоящее время проходит межведомственное согласование законопроект, предусматривающий создание долгосрочных механизмов финансирования капитального ремонта, — сообщил Константин Цицин журналистам. — Реализация заложенных в проект инструментов позволит обеспечить постоянное финансирование капитального ремонта жилых домов в плановом режиме».

Региональные фонды будут аккумулировать средства из регионального и местного бюджетов, а также регулярные платежи собственников жилья. Сумма ежемесячных выплат по плану будет составлять порядка 5-6 руб. за 1 кв. м жилой площади. Если квартира не приватизирована, взнос будет делать муниципалитет. В целях поддержки социально незащищенных слоев населения, их взносы на капитальный ремонт планируется компенсировать за счет субсидий.

Накапливаемые средства должны храниться на индивидуальных адресных счетах. Причем любой собственник в любое время должен иметь возможность проверить, какой суммой располагает дом. Универсального правового механизма работы такой схемы пока не существует. Но свои фонды, по словам Константина Цицина, уже создаются в девяти регионах. В частности, один из успешных примеров регионального фонда капитального ремонта — фонд Республики Татарстан. С начала 2010 года платежи граждан в фонд уже составили 1,15 млрд руб. Аналогичный региональный фонд г-н Цицин предложил создать властям регионов Юга, в частности Ставропольского края. Он подчеркнул, что для многих граждан сами по себе отчисления на капремонт уже давно не являются новостью. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, они взимаются в 57 субъектах РФ. При этом до сих пор не существует эффективного механизма по контролю за расходованием этих средств. Управляющая компания может их направить, например, на оплату долгов ресурсоснабжающим организациям недобросовестных плательщиков. Таким образом, получается, что граждане, рассчитывающие на капитальный ремонт своего жилья, фактически оплачивают свет, тепло и воду своих менее совестливых соседей, а собственно на капремонт денег по-прежнему не хватает. Закона, который бы заставлял УК использовать эти средства исключительно по назначению, пока нет. Эту проблему, по мнению идеологов поправок, решат прозрачные схемы работы региональных фондов капремонта.

Сегодня одним из приоритетов программы капремонта и переселения граждан является внедрение энергоэффективных технологий. «Мы используем при строительстве новых зданий широкий спектр новых технологических решений. Сейчас мы возводим одиннадцать абсолютно новаторских в этом плане домов, — рассказал глава Фонда ЖКХ в ходе пресс-конференции. — При строительстве будут применены источники тепла, основанные на разнице температур, специальные стеклопакеты, не допускающие проникновения тепла на улицу, светодиодное освещение, солнечные батареи. Технологии будущего в ЖКХ будут основаны во многом именно на возобновляемых источниках энергии». Помимо новостроек, первыми из которых будут малоэтажные дома, а затем очередь дойдет и до многоэтажек, закону об энергоэффективности должны соответствовать и дома старого жилого фонда. Эту задачу будет решать капремонт, а финансироваться энергоэффективные мероприятия будут до прекращения деятельности госкорпорации в основном из госбюджета, частично — из местных бюджетов и средств жильцов. В этом случае доля их участия в ремонте, безусловно, превысит необходимые 5%. В том, чтобы это стало сознательным выбором собственников и не было слишком обременительно с финансовой точки зрения, большая роль отводится управляющим компаниям, которые должны разработать удобные механизмы финансового участия жильцов в повышении энергоэффективности их жилья.

Анализ проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты РФ (в редакции на 7 сентября 2010 г.)

Эксперты Фонда «Институт экономики города» проанализировали проект ФЗ и сделали следующее заключение: «Предложенные законопроектом подходы являются серьезным откатом в прошлое, предлагают ревизию нового федерального жилищного законодательства, ориентированы на усиление администрирования и снижения зарождающейся активности собственников помещений в многоквартирных домах». Специалисты Института экономики города разработали свои варианты решения проблемы стимулирования проведения капремонта.

Вариант № 1. Во-первых, для МКД постройки до 1990 г. (срок обсуждаемый, но увязываемый с началом приватизации жилых помещений в многоквартирных домах) предлагается субсидирование из бюджетов (федерального, регионального и муниципального) фиксированной доли в расходах на капремонт МКД, определенной в зависимости от продолжительности периода от года постройки или последнего комплексного капремонта каждого дома до года планируемого ремонта и рассчитанной от установленного стандарта минимально необходимых работ по капремонту МКД соответствующего вида. Во-вторых, для МКД постройки после 1990 г. — механизмы экономического стимулирования принятия и реализации собственниками помещений в МКД решений о капремонте и модернизации МКД с использованием собственных и кредитных средств, получаемых управляющими организациями (УО) и ТСЖ (ЖСК), с использованием поручительств нового государственного финансового института развития федерального или региональных гарантийных агентств: государство оказывает помощь в финансировании капремонта МКД в виде частичного субсидирования процентной ставки по кредитам и предоставления кредитным организациям гарантий возврата кредита, имеющим высокую репутацию ТСЖ и УО.

Вариант № 2. Международная практика показывает, что средства на капремонт МКД разумно не накапливать, а брать в кредит. Причем не собственникам помещений, а УК и ТСЖ. Для уменьшения банковских рисков при таком кредитовании целесообразно создание на региональном уровне не фонда, в котором «будут аккумулироваться средства, перечисляемые собственниками помещений на капремонт», а гарантийного агентства, которое после оценки добросовестности и положительной репутации УК и ТСЖ, а также обоснованности проекта капремонта или модернизации здания, показателей его энергоэффективности будет выдавать кредитным организациям гарантии по кредиту на цели капремонта МКД. Такая практика реализована в странах ближнего зарубежья.

Источник: сайт Фонда «Институт экономики города». Публикуется с сокращениями.

Логотип Вестник Строительство