Несмотря на царящую сумбурность, многие эксперты оценивают принятый закон как документ, способный далее продвигать реформу
Энергосбережение никому не нужно
Скажем честно, ресурсоснабжающим предприятиям, в ходе акционирования и прихода частного капитала сливающимся с крупными олигархическими структурами страны, возможно, безразлично энергосбережение даже на собственных объектах — как монополистам, чья деятельность регулируется тарифом. Модернизация жилищного фонда им не выгодна однозначно — как любому из бизнесменов, заинтересованному в увеличении объемов потребления своего продукта, а не наоборот, экономии.
Управляющим компаниям и ТСЖ закон не выгоден, поскольку за коммунальные услуги платит жилец, они выступают лишь посредниками, не зарабатывающими на перепродажах воды или тепла. При этом основная неблагодарная силовая миссия по выведению многоквартирных домов на показатели энергоэффективности и по внедрению прочих новшеств ложится именно на них. Что же касается жильцов, не желающих оплачивать «коммуналку», они не видят в энергосбережении спасения от своих бед и нередко встречают в штыки даже первое законодательное новшество — установить к 2012 году счетчики на энергоресурсы. — К нам приходит от населения вал жалоб, многие заявляют, что не могут позволить себе установку узлов учета, — говорит начальник отдела жилищного хозяйства министерства ЖКХ Ростовской области Марина Положий. — Но поставщики коммунальных ресурсов должны предоставлять гражданам эту услугу в кредит сроком до пяти лет. Они могут начислять за это годовые проценты, которые не должны превышать ставку рефинансирования Центробанка.
Как отметила Марина Положий, услуга должна предоставляться организациями коммунального комплекса с ноября 2010 года, в противном случае их ждут штрафные санкции со стороны федеральной антимонопольной службы. Впрочем, если несколько лет назад многие из жильцов едва ли не боготворили узлы учета, то теперь известно, что это оборудование — лишь градусник, определяющий температуру больного, за который также надо платить. Многие ознакомились и с содержанием небезызвестного постановления Правительства РФ № 307, знают, что дельту между общедомовым и поквартирным счетчиком в случае внутридомового перерасхода ресурса оплачивает
За себя и за того парня
Поголовно устанавливаемые узлы учета не принесут счастья всем собственникам жилья, но могут создать благоприятные условия для дальнейшего реформирования. По мере внедрения этого оборудования ТСЖ и управляющим компаниям наступает пора задуматься об изменении договоров с ресурсоснабжающими предприятиями.
Этой теме была посвящена организованная в Ростове представителями жилищной сферы конференция, на которой городская ассоциация товариществ собственников жилья и одна из крупных управляющих компаний мегаполиса «Управляющая организация ЖКХ» выступили с радикальной идеей, периодически поднимаемой единичными жилищниками, — взимать с монополистов комиссионные. Суть проблемы в том, что нынешняя система взаимоотношений изначально обрекает управление многоквартирными домами как вид экономической деятельности на убытки. Формально управляющая компания выступает перепродавцом коммунального ресурса, который покупается оптом на границе инженерной ответственности и перепродается жильцам в розницу за ту же цену. Разумеется, в условиях рыночной экономики подобный «бизнес» обречен на разорение: невозможно, купив партию какого бы то ни было товара, безубыточно распродать ее по той же цене поштучно. Постановление № 307 налагает на управляющие компании и ТСЖ миссию исполнителей коммунальных услуг, не разрешая взимать наценки. — Мы не используем покупаемые у поставщика коммунальные ресурсы для собственных нужд, но отдаем ему за них деньги, — говорит заместитель генерального директора Управляющей организации ЖКХ Юрий Андрианов. — Кроме того, УК и ТСЖ эксплуатируют внутридомовые сети — доверенное нам чужое имущество, принадлежащее жильцам. Коммунальщики должны платить за пропуск своего ресурса по этим магистралям. Обязывающий установить узлы учета закон об энергосбережении должен сыграть роль инструмента, позволяющего пересмотреть взаимоотношения с монополистами. Выполнив эти мероприятия, жилищная сфера получит
— Нынешняя схема взаимоотношений с поставщиками который год толкает как управляющую компанию, так и жильца не к энергосбережению, а к деградации, — говорит Юрий Андрианов. — УК энергосбережение не интересует, поскольку все деньги за потребляемые домом энергоресурсы по нормативам или по счетчикам оплачивает жилец. Жильцу также неинтересно экономить, так как он либо платит по нормативу, либо после установки узла учета в доме и собственной квартире оплачивает «за себя и за того парня» — соседа без счетчика, допускающего перерасход.
Комиссионные с монополистов
Таким образом, при нынешней системе энергосбережение изначально обречено на провал, и пока даже не важно рассуждать, насколько дорого или дешево вывести тот или иной дом на новый уровень энергоэффективности. По завершении установки узлов учета вторым шагом, который следует предпринять управляющей компании или ТСЖ, — заключение с ресурсоснабжающими организациями принципиально нового договора, в рамках которого они бы получали комиссионные за поставку от границ ответственности до потребителя энергоресурса.
В результате за этим в ЖКХ обещают последовать революционные перемены. Жилец станет оплачивать только энергоресурсы, расходуемые своей квартирой, и у него появится стимул к экономии, внедрению энергосберегающего оборудования и материалов. Взимающая комиссионные с коммунальщиков управляющая компания одновременно станет нести ответственность за энергосбережение в местах общего пользования (а кому как не ей следует нести материальную ответственность за состояние вверенных собственниками подъездов и подвалов) и станет заинтересованной в наведении порядка. Причем, по оценкам экспертов,
— Для этого с ресурсоснабжающей организацией следует заключать агентский договор или договор комиссии, — говорит председатель Ростовской ассоциации ТСЖ Сергей Атаманенко. — Товарищества и УК имеют на это право, подтверждением является письмо Федеральной налоговой службы России от 9 августа 2010 года. Утверждение, что договоры на управление многоквартирным домом по типу агентских, противоречит постановлению № 307, неверно. Постановление — подзаконный акт, который не вправе содержать требований о заключении
Что будет, если ресурсоснабжающая организация откажется подписывать подобный документ, пока не ясно. Отметим, что любой договор — это взаимовыгодное соглашение двух сторон, а не спускаемая в одностороннем порядке бумага от монополиста.
— Действительно, с ресурсоснабжающей организацией допустимо заключение агентского договора, — считает заместитель директора городского департамента ЖКХ и энергетики Олег Заруба. — Если последняя навязывает свой кабальный документ, есть смысл обратиться в ФАС с жалобой на злоупотребление доминирующим положением на рынке. Сейчас антимонополисты закручивают гайки.
— Все точки над «i» в этом вопросе предстоит расставить арбитражным судам, — считает Юрий Андрианов. — Судебной практики не существует. Между тем стоимость ресурса, продаваемого ресурсоснабжающими организациями напрямую, обходится значительно дороже оптовых продаж управляющим компаниям. Более того, частный сектор ввергает монополистов в убыток, поскольку сбор платежей, организуемый с населения, у них обычно проваливается. Но в многоквартирных домах тоже можно выбрать форму непосредственного управления, после чего мы перестаем собирать с жильцов платежи, но продолжаем эксплуатировать их жилье…
Два закона: «добрый» и «злой»
Заключение агентского договора с ресурсоснабжающими предприятиями должно стать вторым шагом на пути претворения в жизнь принятого закона. И только после этого у отрасли появится повод ахать, глядя на энергорасточительный фонд, требующий колоссальных вливаний. А затем придет время делать четвертый шаг по внедрению энергосберегающих технологий и материалов — к великому сожалению компаний, занимающихся их продвижением.
— В порядке эксперимента мы обследовали один ростовский многоквартирный дом на предмет энергоэффективности, — рассказывает генеральный директор НП «Центр энергосбережения и инновационных технологий Ростовской области» Анатолий Ковальчук. — В местах общего пользования освещение просто отсутствует, равно как и отопление, которое разморозили в целях экономии. Излишки тепла в квартирах нижних этажей выбрасываются жильцами в форточку, а на верхних этажах недостаток компенсируется сжиганием газа и электроэнергии. О каких
— За прошедшие три года наш регион освоил более 6 млрд рублей, сегодня наши лимиты в Фонде ЖКХ выбраны, — говорит заместитель министра ЖКХ Ростовской области Нелли Ткачева. — В фонде осталось 10 млрд на всю страну — это очень мало. Одновременно уже сейчас в ходе капитального ремонта жилья требуется выведение многоквартирных домов на класс энергоэффективности С.
В отличие от «доброго» реформистского закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» новый закон об энергосбережении оказался «злым». Его предшественниками выступили Жилищный кодекс РФ и закон о Фонде ЖКХ. На пару они породили позитивные преобразования и в головах многих собственников жилья, и на приводимых в порядок объектах жилищного фонда.
Однако это были «пряничные» законы — не только с точки зрения осваивающих средства фонда местных властей или управляющих компаний, но и жильцов, которым за символическую плату предлагалось
Энергосберегающий Дон в цифрах и фактах:
Более 48 тысяч общедомовых узлов учета предстоит установить на территории Ростовской области в ходе реализации закона об энергосбережении. Общая стоимость работ оценивается в районе 3 миллиардов рублей. При этом 66% расположенных в регионе МКД состоят
По данным Центра энергосбережения и инновационных технологий, на составление энергетического паспорта на многоквартирный дом в среднем понадобится
Из двадцати многоквартирных домов Ростова, обследованных после капремонта на предмет энергоэффективности, восемнадцать отнесены к самой низкой категории Е и лишь два — к классу D, который также не соответствует современным требованиям.
77 литров условного топлива приходится на обогрев 1 кв. метра жилья в среднем по России. К 2012 году этот показатель предстоит снизить до 55литров. Ростовской области повезло в силу южного месторасположения, уже сегодня ее показатель близок к озвученным требованиям.
Принятый закон об энергосбережении примерно на 40% повлек удорожание капитального ремонта жилья в Ростовской области, осуществляемого
Директор управляющей компании «Приз» Игорь Цыбренко: «Для серьезных показателей необходимо утеплять стены за миллионы рублей»
— Игорь Викторович, с энергоэффективностью старого жилищного фонда ситуация ясна, а как обстоят дела с новостройками, которые эксплуатирует ваша компания?
— Они также светятся инфракрасными лучами. Многие квартиры в домах для обеспеченных граждан остаются «незавершенкой». Богатый покупатель обычно приобретает
—А вы предпринимали
— Еще задолго до принятия закона. Устанавливали датчики, энергосберегающие лампы в подъездах. Это приносит экономию, но незначительную. Чтобы добиться серьезных показателей, необходимо утеплять стены. Но стоимость измеряется миллионами.
— И как относились к этому жильцы?
— Равнодушно. Их не интересует ни экономия энергоресурсов, ни места общего пользования, которые мы обустраивали. Они считают своей собственностью только квартиру.
— Но ведь это уже новое «капиталистическое» жилье, которое они купили, а не получили у государства.
— Дома у нас новые, а психология проживающих в них людей — старая. При этом многие наши собственники у себя просто не живут, они приобрели квартиры в инвестиционных целях и перекрыли в них отопление, за которое вообще не платят.
— Сейчас вы разрабатываете
— У меня большие сомнения, что наших собственников заинтересуют подобные предложения, требующие дополнительных затрат. Психологии богатого человека тоже свойственно желание как можно меньше заплатить за ЖКУ. Но мы все равно ведем такую работу, поскольку это делать нас обязывает принятый закон.
— Вы подсчитали, в течение какого срока вернулись бы инвестиции собственников, согласись они на это пойти?
— Окупаемость средств, вложенных в энергоэффективность, подсчитать в принципе невозможно. В нынешней экономической обстановке я не знаю, сколько будет стоить тепло в следующем году, не говоря уже о ближайших десятилетиях.
Директор представительства «Данфосс» по ЮФО Павел Поволоцкий: «Без предварительного утепления стен можно на 45% снизить расходы теплоэнергии»
— Павел Владимирович, в свете принятия и реализации нового закона об энергосбережении ваша компания рассчитывает войти на новый рынок и продавать оборудование собственникам многоквартирных домов?
— Да, мы ожидаем всплеска спроса, хотя он и произойдет несиюминутно. Пока что первым псевдоэнергосберегающим
—А хватит ли у них денег на все эти работы?
— Вообще, энергосбережение — удовольствие не из дешевых, но вложенные в него инвестиции окупаются достаточно быстро,
— Таким образом, работы по энергосбережению необходимо выполнять комплексно, что приведет к еще большему удорожанию?
— Нет, здесь следует вести речь о рациональном подходе. Прежде чем приступать к утеплению окон или фасада, здание следует оснастить энергосберегающим оборудованием. Причем стоимость оборудования во много раз ниже этих работ, которые обычно выполняются в ходе капремонта. А экономить можно и без снижения теплопроводности стен. Оборудование позволяет рационально управлять энергетическим ресурсом, даже если общее техническое состояние дома не изменилось.
— Но в этом случае, наверное, мы получим весьма символические показатели?
— Внедрив наше оборудование, можно добиться
— У нас есть условия, позволяющие закону заработать?
— Смущает обилие старых домов, во многих из них внедрять оборудование крайне сложно. Я осматривал систему отопления в одном из детских садиков, где в принципе нельзя ничего изменить. А через год от них, возможно, потребуют снижать объемы потребляемого тепла. И как они будут этого добиваться?
— Словом, самое главное — не наломать бы дров в ходе реализации этого закона, как у нас зачастую случается?
— Конечно, к каждому дому должен быть адресный подход. В качестве одной из немногочисленных панацей во многих старых строениях я бы обозначил вариант установки распределителя на каждом радиаторе. И самое главное — процесс эффективно пойдет, когда в него вовлекут потребителя коммунальных услуг.