Тайная жизнь узлов учета

Тайная жизнь узлов учета

Энергосберегающий эффект от внедрения измерительных приборов обеспечивается системным подходом к контролю качества их монтажа и эксплуатации

С установки узлов учета процесс энергосбережения только начинается. Чтобы получать реальную экономию, необходимо прежде всего создать условия для их надлежащего функционирования и обслуживания. Неведение большинства конечных потребителей о причинах, приводящих к нарушениям в работе узлов учета, и, как следствие — пассивность ведет к тому, что балансодержатели не прикладывают усилий к тому, чтобы обеспечить необходимый контроль качества. На решение имеющихся проблем может повлиять создание саморегулируемых объединений управляющих компаний с выработкой внутренних стандартов обслуживания, которые недостаточно урегулированы имеющимися нормативами, а также практика периодического внешнего контроля.

Cердце любого узла учета — это теплосчетчик (тепловычислитель) или расходомер, получающий, архивирующий и передающий результаты измерений.

Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя, согласно действующим Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя.

При допуске узла учета в эксплуатацию проверяется соответствие заводских номеров приборов учета с указанными в их паспортах, соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров, качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации.

При выполнении указанных требований и предоставлении необходимой документации (схемы, проекты, паспорта, акты) узел учета допускается к коммерческому использованию.

Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

Ответственность за работоспособность узла учета в дальнейшем несет его балансодержатель (в многоквартирных жилых домах это, как правило, ТСЖ или управляющая компания).

Большинство жильцов-потребителей при этом вспоминают, что в их доме устанавливается узел учета, только когда управляющая компания повышает плату за его обслуживание или собирает средства для ремонта или замены вышедшего из строя оборудования.

В отношении обслуживания узла учета это может приводить к тому, что управляющая компания занижает расходы на него, чтобы у жильцов не возникло желания отказаться от ее услуг, а это приводит к снижению качества обслуживания. Высокая вероятность получения недостоверных результатов измерений в этом случае ведет к тому, что потребитель может переплатить больше, чем сэкономит.

Поскольку снятие показаний должно производиться ежесуточно, важную роль в оптимизации затрат на обслуживание играет его автоматизация. Идеальный вариант — внедрение системы диспетчеризации, обеспечивающей удаленное снятие данных и мониторинг состояния приборного парка, что не исключает и не отменяет полностью необходимости технического контроля на месте для осуществления профилактических мер по предупреждению выхода узлов учета из строя.

Узел учета — это сложный приборный комплекс, требующий систематического контроля и диагностики технического состояния, особенно в условиях, когда на точность и бесперебойность функционирования его компонентов влияет качество теплоносителя и внут-ридомовых инженерных систем.

Если узел учета монтируется без замены изношенных внутридомовых коммуникаций, то получению экономии могут мешать утечки, а приборы — выходить из строя из-за выпадения осадка в измеряемой среде.

Чем больше факторов, влияющих на состояние приборного парка, остается без внимания (помимо монтажа, обслуживания, обеспечения качества теплоносителя это еще и защита от перепадов напряжения в сети и установка линий грозозащиты), тем меньше шансов, что фактическое количество исправно работающих узлов учета будет соответствовать радужным статистическим данным об их внедрении, а установленное оборудование не потребует замены до истечения срока выработки своего ресурса, предусмотренного техническими характеристиками.

Оплата замены не подлежащего ремонту оборудования возлагается на потребителя, для которого это может стать еще одним фактором в пользу смены управляющей компании, которая на данный момент лишена заинтересованности в том, чтобы контроль состояния приборного парка становился достоянием общественности.

Помимо отсутствия стимулов к открытости до перехода на стопроцентный приборный учет, который неизбежно произойдет в соответствии с федеральным законодательством, для большинства эксплуатирующих узлы учета организаций остро стоит задача нехватки профессиональных кадров и повышения квалификации имеющегося персонала.

Сейчас проблему обучения в какой-то степени решают производители оборудования, но ими движет личная заинтересованность в том, чтобы прошедшие у них стажировку специалисты делали выбор в пользу знакомых приборов.

Решение указанных проблем лежит в создании СРО управляющих компаний, которые должны содействовать обучению и проводить аттестацию сотрудников, выполняющих работы на узлах учета, разрабатывать нормативы технического обслуживания, которое обеспечит выработку установленным оборудованием полного срока службы, определенного заводом-изготовителем.

Процесс обучения желательно организовывать во взаимодействии с государственными образовательными учреждениями. Он должен включать в себя систему первичного обучения и систему повышения квалификации.

Саморегулируемые же объединения строительно-монтажных организаций должны создавать условия, чтобы ответственность монтирующих оборудование компаний не заканчивалась в момент сдачи узла учета в эксплуатацию: часто проблемы появляются из-за некачественного монтажа, последствия которого могут проявить себя не сразу.

При этом контроль работоспособности узлов учета имеет смысл возложить на третью сторону (например, рабочую группу соответствующего административного органа) во избежание сосредоточения исполнительной (обслуживающей) и контролирующей функций в одних руках.

Не существует статистики, какой процент узлов учета функционирует в полном соответствии с действующими нормативными актами. Плановая проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации должна проводиться перед каждым отопительным сезоном.

Установление факта неработоспособности узла учета в течение отопительного сезона невыгодно эксплуатирующей организации, поскольку после выполнения ремонтных работ необходимо повторение процедуры допуска в эксплуатацию, что влечет дополнительные издержки.

Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя право на беспрепятственный доступ к узлам учета имеют представители энергоснабжающей организации и Ростехрегулирования.

И если энергоснабжающие организации волнует прежде всего вопрос своевременной оплаты поставок, то представители Ростехрегулирования могут стать активными помощниками уполномоченных структур региональных органов власти, которых объединяет общий интерес по обеспечению достоверности результатов измерений.

Эксплуатация узлов учета неизбежно выйдет на качественно новый уровень, когда стимулом для изменений в работе обслуживающих организаций чаще будет становиться инициатива потребителей, выступающих за свои права.

Логотип Вестник Строительство