Мусорный вопрос без частного инвестора не решить

Мусорный вопрос без частного инвестора не решить

Администрация Краснодарского края призывает муниципальные власти активнее привлекать инвестиции для решения вопроса переработки и складирования ТБО

Кризисные явления в экономике заставили ряд российских регионов отложить на будущее решение важного экологического вопроса: что делать с накоплением твердых бытовых отходов населения и промышленных предприятий? Краснодарский край — не исключение. Перед началом кризиса местные власти заявляли о ряде инвестиционных проектов по переработке и складированию отходов. Однако, как показало время, только лишь часть из них удалось реализовать.

Краснодарский край — один из динамично развивающихся регионов России. Среднегодовой прирост объемов образования отходов составляет 3-5%. Если десять лет назад край накапливал 1,7 млн тонн отходов, то пять лет назад эта цифра уже достигла отметки в 1,9 млн, а уже в прошлом накопления превысили 2 млн тонн. Жилой фонд Краснодарского края образует 60% отходов потребления и 40% появляется в результате деятельности предприятий. Одной из главных проблем является то, что только 5% от этого числа ежегодно возвращается в производство, остальные 95% складируются и захораниваются на полигонах (свалках) ТБО.

Сегодня в крае действует пять основных полигонов ТБО, которые находятся в Белореченске, Белой Глине, Тимашевске, Тихорецке и Лабинском районе. В соответствии с действующим федеральным законодательством решение мусорной проблемы четко распределено за местными властями. И если с санитарной очисткой и вывозом мусора, за которые отвественны органы местного самоуправления поселений, вопросов не возникает, то решение более сложного вопроса, связанного с эксплуатацией полигонов и свалок и утилизацией мусора, возложенного на органы местного самоуправления муниципальных районов, дело обстоит иначе.

В большинстве районов места захоронения не отвечают санитарным и природоохранным нормам и требованиям. Проведенный краевым департаментом ЖКХ анализ системы санитарной очистки и обращения с отходами показал, что большинство свалок и полигонов не благоустроены, не отвечают природоохранным стандартам, не имеют проектной документации и землеотводных документов, повсеместно нарушаются технологии складирования отходов, в результате чего происходит самовозгорание свалок и негативные процессы, связанные с выделением ядовитых газов в окружающую среду. Каждый третий район края имеет свалки с неоформленными землеотводными документами, почти в каждом втором районе есть полигоны, которые вообще работают без лицензии.

По мнению руководителя Департамента ЖКХ Краснодарского края Александра Волошина, районным властям вполне по силам отвечать за сбор, сортировку и транспортировку муниципальных отходов за счет средств местных бюджетов. Однако безответственные действия муниципалитетов привели к тому, что почти не один район не решил вопросы организации переработки и цивилизованного захоронения отходов на полигонах ТБО в связи с отсутствием финансирования в бюджетах и привлечения внебюджетных источников финансирования.

Лишь в отдельных муниципальных образованиях края в отрасль мусоропереработки зашли частные операторы, где довольно успешно реализуются проекты с привлечением инвестиционных ресурсов (см. таблицу). Основной проблемой для привлечения инвесторов становятся трудности с получением и погашением кредитов под реализацию проектов. В таких случаях тесное сотрудничество местных властей и инвесторов по организации более мягкой процедуры оформления кредитных займов играет важную роль. Один из ярких примеров — строительство Сочинского мусороперерабатывающего комплекса. Мэрия и городские депутаты, придав программе статус олимпийского строительства, добились минимальной процентной кредитной ставки банка — 8%.

Для решения вопросов переработки и складирования отходов была разработана краевая целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009-2013 годы». Общий объем финансирования реализации мероприятий программы составляет более 1,8 млрд рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета более 1,6 млрд рублей. Только в этом году на реализацию программы выделено 50 млн рублей. К завершению программы в крае планируется организовать 40 современных полигонов и 39 мусоросортировочных комплексов, что будет способствовать не только экологическому оздоровлению окружающей среды, но и возможности использовать в качестве вторичных ресурсов до 40% ТБО.

Комментарий эксперта

Сергей Качанов, генеральный директор ООО «Чистый город» (Тимашевск, Краснодарский край):

— Сегодня ситуация с утилизацией мусора в российских масштабах сложилась катастрофическая: власти предержащие все финансовые проблемы переложили на плечи отраслевых предприятий, инвесторам по причине долгой окупаемости вложенных средств этот сектор экономики малоинтересен. Как показывает практика, глобально решить этот вопрос можно только на уровне государства, приняв программу со статусом «приоритетная национальная». Только так можно привести в соответствие с требованиями порядок на полигонах, начать строительство мусороперерабатывающих заводов. Выход мы видим в объединении компаний, занимающихся сбором и утилизацией мусора на территории Краснодарского края, в ассоциацию, и совместными усилиями добиваться у властей всех уровней приоритетного отношения к проблемам отрасли. Такая ассоциация уже успешно действует в Санкт-Петербурге, объединяя в своих рядах даже предприятия из Пскова, Новгорода и других городов. Организовывать саморегулируемые организации, а также вступать в них считаю преждевременным: наши предприятия не столь богаты, чтобы платить большие взносы на содержание штата управленцев.

Информация о запланированных инвестиционных проектах по строительству мусороперерабатывающих комплексов и полигонов ТБО в Краснодарском крае

Расположение объекта Суть проекта Объем инвестиций, инвесторы проекта Мощность переработки Примечание/стадия реализации
1 Армавир Строительство мусоросортировочного завода 30 млн руб. Нет данных По словам 1-го замглавы администрации Армавира Андрея Харченко, проект строительства завода включен в ранг приоритетных
2 Туапсе Строительство мусоросортировочного завода Нет данных Нет данных Нет данных
3 Мостовской район Инвестиционный проект предусматривает строительство полигона для размещения ТБО, образующихся на территории населенных пунктов района, и мусороперерабатывающего комплекса Около 36,7 млн руб. Не менее 40 тыс. тонн отходов в год Нет данных
4 Кропоткино Обустройство полигона ТБО, строительство предприятия по утилизации ТБО 100 млн руб. Нет данных Заявлен в списке инвестиционных проектов на сайте Департамента ЖКХ Краснодарского края
5 Абинский район Завод по сортировке и переработке ТБО 60 млн руб. Инвестор — ООО «Абинск-ТБО» Первая сортировочная линия рассчитана на переработку 40 тыс. тонн ТБО в год. В планах — строительство второй линии еще на 40 тыс. тонн Заявлен в списке инвестиционных проектов на сайте Департамента ЖКХ Краснодарского края
6 Славянск-на-Кубани Строительство полигона твердых бытовых отходов с мусоросортировочным комплексом Инвестор — НП «Центр межрегиональных связей». Сумма инвестиций около 200 млн руб. 100 тыс. тонн отходов в год Общая готовность проекта — 45%. Выполнено 70% строительных работ
7 Новороссийск Новороссийский экологический комплекс по обращению с отходами ООО «Терра-Н» 140 тыс. тонн отходов в год Готовность проекта — 70%
8 Сочи ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» Объем инвестиций — 760 млн руб. Инвестором выступил «Тоннельный отряд 44» Комплексы мощностью переработки 100 и 200 тыс. тонн отходов в год Готовность проекта — 50%. В настоящее время проект проходит госэкспертизы. Окончание строительства запланировано на 2012 год
9 Темрюкский район, с. Краснострельское Строительство пяти полигонов временного хранения бытовых отходов 60 млн руб. Инвестор — «ЭкоАльянс» (г. Москва) Нет данных Оформление землеотвода
10 Краснодар Строительство комплекса по использованию свалочного газа на основе применения экологически чистых технологий. Строительство комплексов переработки отходов в муниципальных образованиях Краснодарского края «ЭкоГаз Сервис» (Кипр) «Тел Де Факс Экотех АГ» (Швейцария) 350 тыс. тонн отходов в год Затянут в связи с трудностями в распределении финансирования по киотским проектам. Ведутся переговоры с руководством МО г. Краснодара по вопросу предоставления гарантий под строительство мусоропе-рерабатывающего комплекса, а также по тарифной политике
11 Ейский район Строительство завода по сортировке и переработке ТБО. Мусор будет разбираться на стекло, картон и полиэтилен, а потом проводиться специальная обработка, после чего из отходов будут производить пластиковые канализационные люки или трубы для ливневки ООО «ОксалКуб» (OXAL, Болгария). Частные инвестиции составили около 50 млн руб. Нет данных Оформлен и передан в аренду з/у. Документы переданы на ЭМИС, после прохождения проект войдет в стадию получения кредитных средств. Отмечаются проблемы в реализации проекта, связанные с нарушениями графика в связи с затянутым процессом оформления з/у, а также высокой степенью риска для инвестора в связи с отсутствием гарантий со стороны администрации и сложностями в регулировании тарифа
12 Анапа Реконструкция полигона ТБО в районе хутора Красный. Запланировано строительство мусоро-перегрузочной станции специализированного комплекса по перегрузке ТБО с частичной сортировкой Инвестор — московское ООО «Альфа». Объем финансирования проекта — 360 млн руб. Производительность станции с элементами сортировки будет составлять 15-20 т в час. Мощность на первом этапе — 80 тыс. тонн в год Полигон приводится в санитарно-безопасное состояние: обвалка границ свалки, выравнивание и планировка поверхности верхних частей площадок, а также устройство промежуточной изоляции всей площади участков складирования

Логотип Вестник Строительство