Локомотив для экономики

Локомотив для экономики

Модернизация железнодорожной инфраструктуры необходима для поддержания российской промышленности

Стратегическая роль железнодорожной дороги в экономике страны является причиной пристального внимания к отрасли государства и инвесторов. В 2010 году РЖД получили значительную поддержку от властей, благодаря которой смогли сохранить темп развития и продолжить ряд инвестиционных программ. Теперь укреплять отрасль решено уже с помощью модернизации железнодорожной инфраструктуры. Об этом говорили участники V Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520», прошедшего в Сочи в конце мая. На Юге России основные инновационные проекты РЖД будут реализованы в олимпийской столице.

Экономика России традиционно опирается на транспортную инфраструктуру, основной частью которой является железная дорога. С одной стороны, железнодорожная отрасль, осуществляя грузоперевозки, является связующим звеном между производителями, поставщиками и потребителями, с другой — выступает заказчиком продукции машиностроения, энергетики, металлургии. «Социально-экономическое развитие государств, по территории которых проходят линии колеи 1520 мм, в значительной степени опирается на транспортную инфраструктуру, ключевым элементом которой являются железные дороги, — сказал, выступая на открытии бизнес-форума вице-премьер Правительства РФ Александр Жуков. — Железнодорожный транспорт позволяет интегрировать социально-экономическое пространство разных стран, расширять возможности для промышленности, культурного обмена, сохранения традиций добрососедства».

Учитывая стратегическое значение железной дороги, государство в прошедшем кризисном году не оставило ее без своей поддержки. В 2009 году правительство впервые пошло на сокращение уровня индексации тарифов на грузовые перевозки и выделило для компенсации выпадающих доходов РЖД 50 млрд руб. из федерального бюджета. Поддержка сохранилась и в нынешнем году. На компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на пассажирские и железнодорожные перевозки из федерального бюджета будет выделено более 75 млрд руб. По словам вице-премьера госсубсидии необходимы РЖД для реализации своей инвестиционной программы в рамках стратегии развития транспорта до 2030 года. «Эта программа предусматривает триллионы вложений в развитие инфраструктуры, потому что без развития транспорта, в первую очередь железнодорожного, вообще развитие невозможно, — заявил Александр Жуков. — Помогая РЖД реа-лизовывать инвестпрограмму, государство помогает и российской промышленности». В частности, он пообещал найти разумный баланс при индексации тарифов на грузоперевозки. «Если государство все-таки решит не слишком сильно индексировать тариф, в этом случае будет необходима субсидия и дополнительная поддержка, — подчеркнул господин Жуков. — По крайней мере для убыточного сектора пассажирских перевозок, так как они являются социально значимым направлением».

Одним из важнейших направлений для развития является район Большого Сочи, где сегодня развернута олимпийская стройка. «На финансирование приоритетного национального проекта «Развитие транспортной инфраструктуры при подготовке к Олимпийским играм 2014 года» в этом году федеральный бюджет выделит 60 млрд рублей», — сообщил Александр Жуков. По словам мэра Сочи Анатолия Пахомова, железнодорожный транспорт непосредственно участвует в работе по созданию олимпийских объектов, ведь именно с его помощью сюда доставляются все необходимые грузы. «Сегодня в подготовке спортивного праздника для всего мира мы вышли на финишную прямую, — заявил мэр. — И та логистика, которую мы здесь создадим, без сомнений, будет самой лучшей в мире. 26 из 48 км дорог проведут под землей. И туристы на электричке уже через 21 минуту смогут из Сочи попасть на Красную Поляну».

Для проведения работ по объекту «Реконструкция железнодорожных тоннелей №№ 6 и 7 бис участка Сочи — Мацеста» по проекту «Строительство второго сплошного пути на участке Сочи — Адлер Северокавказской железной дороги» ОАО «РЖД» создало совместное предприятие «Альпина-РЖДстрой» с ООО «Альпине Бау Гмбх». Проект будет завершен до конца 2010 года.

В этом же году должны начаться пассажирские перевозки на маршруте Москва — Сочи. Осуществляться они будут на новых поездах «Ласточка», созданных на базе электричек «Сименс» серии «Дезиро Рус». Меморандум о поставке, производстве и обслуживании современных российских электропоездов был подписан между ОАО «РЖД», компанией Siemens AG и ООО «Аэроэкспресс». «Организация совместного производства пригородных поездов «Дезиро» станет важным событием для развития железнодорожного транспорта в России, — сказал вице-президент концерна Siemens AG Ханс-Йорг Грундманн. — Надеемся, что скоро жители и гости России смогут воспользоваться всеми преимуществами техники, которая сочетает эффективность, экологичность, скорость и комфорт». «Сотрудничество с компанией Siemens по обновлению подвижного состава позволит «Аэроэкспресс» перейти на новый качественный уровень интермодальных перевозок», — продолжил член совета директоров ООО «Аэроэкспресс» Максим Лискутов. В соответствии с соглашением, компании организуют на территории России совместное предприятие по производству электропоездов нового поколения с асинхронной системой тяги серии «Дезиро Рус». Первые 38 поездов будут выпущены на заводе Siemens в городе Крефельд (Германия). Остальные 16 поездов соберут в России. По предварительной версии, одной из вероятных площадок называют Татарстан. К 2017 году в России намерены сконцентрировать до 80% производства. Стоимость контракта по поставке электропоездов к Олимпиаде-2014 —$580 млн.

Возможность запуска еще одного современного скоростного состава «Сапсан» на маршруте Москва — Сочи (сейчас такой поезд ходит между Москвой и Санкт-Петербургом) подтвердил президент Siemens в России и Центральной Азии Дитрих Меллер.

Еще один вариант инновационных электровозов ЭП20 по заказу РЖД будут производить и на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Договор на поставку 200 пассажирских локомотивов был подписан с ЗАО «Трансмашхолдинг». Сумма контракта составила 1 млрд евро. Планируется, что первые образцы электровозов будут выпущены в 2011 году, после чего они пройдут полный цикл испытаний и государственной сертификации. Локомотив разрабатывается совместной инжиниринговой компанией, созданной «Трансмашхолдингом» и французской компанией Alstom Transport. Пассажирские перевозки на маршруте Москва — Сочи начнутся в 2012 году.

Объясняя такое большое количество контрактов РЖД именно на сочинском направлении, Александр Жуков заметил, что железнодорожный транспорт станет основным для участников и гостей Олимпийских игр, ведь введение скоростных маршрутов позволит сократить пробки на дорогах даже при условии огромного количества гостей.

«Железная дорога сегодня — это сосуды экономики любого города, — подчеркнул и Анатолий Пахомов. — А развитие курортного города тем более невозможно без развития транспортной инфраструктуры».

Логотип Вестник Строительство