Платные километры

Платные километры

Новую политику дорожного строительства обкатают на Юге

Южные регионы России могут стать испытательными площадками для новой схемы финансирования дорожного строительства, которую выстраивают федеральные власти. Схема предполагает снижение доли бюджетных вложений за счет привлечения частных инвестиций и дополнительных сборов с владельцев транспорта.

С мая этого года ключевая для регионов ЮФО федеральная дорога М-4 «Дон» передана в управление госкомпании «Росавтодор». Предполагается, что созданная летом прошлого года госкомпания будет выступать не только в роли государственного заказчика, но и займется привлечением частного капитала в дорожные проекты. Правда, как пояснил «Вестнику» источник в федеральном Минтрансе, процесс передачи дороги в управление может затянуться: на первом этапе госкомпания получит в управление только те участки, где не ведутся работы по реконструкции, поскольку механизма передачи отрезков с незавершенным строительством пока не существует. Последние решения Минтранса и «Росавтодора» говорят о том, что, получив дорогу в управление, госкомпания первым делом приступит к созданию системы платных участков.

Твердый «неуд»

Появление новой схемы финансирования объясняется тем, что в течение нескольких тучных лет, подкрепленных высокими нефтяными ценами, российским властям так и не удалось заметно выправить ситуацию с состоянием федеральных дорог. Дорожные управления, в отличие от других государственных ведомств, с легкостью признают, что трассы находятся в неудовлетворительном состоянии, ведь этот факт не от кого не скроешь. Впрочем, при этом нужно отметить, что бюджетные вливания в дорожную инфраструктуру постоянно растут.

Южные «упрдоры» в ответ на запросы «Вестника» констатировали: как минимум половина федеральных дорог на Юге не отвечают российским нормативам. В частности, в обслуживающем около 1,5 тыс. километров дорог ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю» отметили: «При существующей интенсивности движения и уровнях загрузки технические характеристики многих участков, находящихся на балансе управления, давно не соответствуют нормативным требованиям. Как следствие, необходимы неотложные мероприятия по реконструкции этих участков». По данным ФГУ «Севкавуправтодор» (обслуживает около 1,8 тыс. км), доля федеральных дорог с удовлетворительным состоянием покрытия в Ростовской и Астраханской областях, Калмыкии не превышает 20-30%. «По ровности покрытия 64% федеральных дорог, находящихся в оперативном управлении «Севкавуправтодора», соответствуют нормативам. Шероховатость поверхности дорожных покрытий оказывает решающее влияние на величину коэффициента сцепления. По сцепным свойствам дорожных покрытий только 53-55% соответствует ГОСТу», — добавляют в управлении.

По подсчетам «Вестника», в реконструкцию дорог и дорожной инфраструктуры регионов ЮФО федеральный центр планирует вложить в нынешнем году около 20 млрд рублей. В частности, как рассказали в Управлении федеральных дорог по Краснодарскому краю, в планы 2010 года входят работы по реконструкции подъезда к Краснодару от автомагистрали М-4 «Дон», реконструкция участков автомагистрали М-29 «Кавказ», восстановление изношенных покрытий на автомобильных дорогах Краснодар — Новороссийск. «Сев-кавуправтодор» рассчитывает направить в нынешнем году на капитальный ремонт дорог в Астраханской и Ростовской областях около 633 млн рублей, на ремонт — 567 млн рублей, на содержание — около 855 млн рублей. Впрочем, в управлении оговаривают, что это только ориентировочные цифры.

Как сообщили «Вестнику», в ФГУ ДСД «Черноморье» в 2010 году строительные работы будут проводиться на 11 объектах олимпийской инфраструктуры: 6 из них будут начаты в 2010 году, 5 являются переходящими. Приоритетными проектами в управлении называют строительство центральной автомагистрали «Дублер Курортного проспекта», строительство федеральной автодороги М-27 Джубга — Сочи, а также возведение дорожных мостов и развязок в самом Сочи.

Притом, что федеральные программы предполагают увеличение бюджетных расходов на строительство дорог и инфраструктуры в абсолютных цифрах, этот рост наверняка не будет успевать за потребностями регионов Юга — нагрузка на ключевые дороги также будет расти. Так, например, в аналитическом отчете по энергоэффективности Олимпиады-2014, подготовленном немецким энергетическим агентством (DENA) в конце прошлого года, отмечается резкий рост количества автомобилей в Краснодарском крае в последние десять лет. Сегодня, по данным отчета, на тысячу жителей региона приходится 244 автомобиля, что схоже с ожидаемым средним показателем по России к 2014 году (около 260 автомобилей на тысячу человек, сейчас — около 186 автомобилей). Уровень нагрузки на дороги в районе Сочи еще выше, чем в среднем по крупным городам Краснодарского края: с 1995-го по 2005 г. количество автомобилей выросло на 50% (291 на тысячу жителей). В отчете отмечено, что к 2014 году ожидается рост еще примерно на 25%.

Платные участки

Последнее громкое заявление федеральных властей, касающееся изменений в политике финансирования дорожного строительства, прозвучало в апреле: во время обсуждения федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годах» президент Дмитрий Медведев дал понять, что намерен добиваться оптимизации бюджетных расходов. В прошлом году на строительство федеральных дорог было направлено более 126 млрд рублей, на содержание — 67,1 млрд рублей. По убеждению Медведева, чрезмерно высокая стоимость содержания дорог может привести к тому, что государство в дальнейшем не сможет финансировать строительство новых трасс. Снизить расходы на содержание президент предложил за счет объединения конкурсов на строительство и эксплуатацию дорог — благодаря этому у подрядчиков может появиться стимул использовать оптимальные технологии строительства.

Впрочем, Кремль планирует не только оптимизировать финансирование из бюджета, но и в очередной раз попытается привлечь в дорожные проекты частные инвестиции. Кроме того, будет ускорен процесс создания платных участков дорог. В утвержденной Правительством РФ программе деятельности «Росавтодора» обозначена сумма инвестиций в дорожное строительство на нынешний год — 77,095 млрд рублей. Около 59 млрд будут выделены из федерального бюджета, оставшиеся 18 млрд госкомпания рассчитывает привлечь за счет заключения концессионных соглашений и размещения пятилетних облигаций. В той же программе обозначена и стоимость проезда по платным участкам трасс для транзитного транспорта: 1 рубль за километр для легковых автомобилей, от 2 до 4 рублей для грузового транспорта. Если программа не изменится, то в течение пяти ближайших лет платными могут стать около 1,4 тыс. километров трасс, которые планируется передать в управление «Росавтодору».

В начале мая наблюдательный совет «Росавтодора» рассмотрел концепцию организации сбора платы на участках трассы «Дон». По информации агентства «Интерфакс», к 2015 году планируемая протяженность платных участков М-4 составит около 766 километров. В Южном округе первые платные участки федеральной дороги могут появиться в Ростовской области. По информации донского министерства транспорта, «Росавтодор» планирует сделать платными отрезок Лихая — Новочеркасск и часть трассы от города Ба-тайска до границ с Краснодарским краем.

О датах запуска платных участков федеральные и региональные чиновники предпочитают не говорить. Объясняется это, в частности, тем, что не решен вопрос, будет ли при запуске платных участков обязательным наличие альтернативных бесплатных дорог. На многих участках М-4 таких альтернатив сегодня просто не существует, что может помешать планам «Росавтодора». Госкомпания может частично решить проблему за счет дорог, находящихся на балансах регионов. Как пояснил «Вестнику» знакомый с планами донского минтранса источник в одной дорожно-строительной компании, областное министерство уже прорабатывало вариант создания альтернативного пути для отрезка Лихая — Новочеркасск. «Оптимальным для региона такое решение назвать нельзя. Если схема будет принята, основной поток автомобилей может пойти по дорогам вблизи горняцких городов: эти дороги не рассчитаны на большую нагрузку и изношены технологическим транспортом», — отметил источник.

Логотип Вестник Строительство