Деньги в канализацию

Деньги в канализацию

Рынок канализационно-насосного оборудования на Юге сформировался

Модернизация коммунальных сетей с целью повышения энергоэффективности послужила серьезным стимулом для развития рынка канализационно-насосного оборудования. Появляются новые игроки, лидеры различными способами пытаются упрочить свои позиции. При этом, по мнению экспертов, доля импортного и произведенного в России по зарубежным технологиям оборудования в течение ближайших пяти лет будет весьма высока (не менее 70%).

В зависимости от применения, канализационно-насосное оборудование можно подразделить на три группы: оборудование для индивидуального использования (индивидуальной малоэтажной застройки, доля импортного и отечественного продукта примерно 60% к 40%), оборудование для офисных и жилых комплексов (зарубежные производители занимают более 90% сегмента) и оборудование для централизованной общегородской канализации (зарубежное оборудование занимает от 70% до 75%). Рынок канализационно-насосного оборудования, по мнению его участников, активно развивается в течение 3-4 последних лет. В качестве первой причины эксперты называют строительный бум, предшествовавший кризису. В это время потребность на рынке формировалась частными инвесторами, ведущими комплексную застройку территорий в муниципальных образованиях. Соответственно, основной спрос приходился на оборудование, обеспечивающее очистку и сток канализационных вод в офисных и жилых комплексах.

Кризис значительно сократил объемы коммерческого строительства, но при этом в активную фазу вошли ФЦП, реализуемые на основе частно-государственного и государственно-частного партнерства, в числе которых модернизация и реконструкция муниципальных водопроводно-канализационных хозяйств. Примером такого партнерства может служить реализация проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Финансирование осуществляется из нескольких источников: областного и городского бюджетов, Инвестиционного фонда РФ и средств инвестора ОАО «Евразийский» и его «дочки» «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону». Финансовую поддержку проектам оказывает Внешэкономбанк. По экспертным оценкам, доходность на капитал, вложенный в модернизацию систем, может достигать 5-7%.

Таким образом, развитие получил сегмент оборудования для крупных канализационно-насосных станций. Тогда как спрос на канализационно-насосную технику для малоэтажной частной застройки все время оставался более или менее стабильным.

Заграница нас обскачет

Канализационная насосная станция для коммунальных систем представляет собой целый комплекс насосного и сопутствующего оборудования, причем при составлении проекта могут быть предусмотрены составляющие от различных производителей. Но, по оценкам аналитиков рынка, в тройку лидеров на Юге России входят GRUNDFOS, WILO и KSB.

На их долю приходится до 70% рынка. Емкость рынка привлекает и других, известных на Западе, производителей канализационного оборудования. Например, активно продвигает свой продукт и в последние два года стал заметным шведский игрок Flygt, имеют своих почитателей Speron и Kalpeda (Италия), Wester Line (Англия), Dakon (Чехия). Среди отечественных производителей наиболее успешным можно назвать ОДО «Предприятие Взлет» (г. Омск), на долю которого эксперты отводят, по приблизительным оценкам, от 7% до 5%.

Директор ООО «ПРИЗ» Игорь Цыбренко (сервисный партнер ООО «ВИЛО Рус» в ЮФО) объясняет преобладание зарубежных производителей на этом рынке тем фактом, что во время строительного бума их оборудование было востребовано для коммерческой застройки, к брендам привыкли. Кроме того, в их пользу сыграло высокое качество, надежность, более широкие возможности оборудования и высокая энергоэффективность.

«При таком масштабном подходе к реконструкции систем водоканал не экономит на качестве, выбирая оборудование дороже, но эффективнее», — отмечает эксперт.

Учитывая общегосударственную политику, производители и поставщики современного оборудования для ВКХ концентрируют внимание на важнейшей составляющей работ по модернизации канализационных систем — энергосбережении. «Никто, как правило, не считает затраты жизненного цикла оборудования, — поясняет ведущий специалист ООО «ГРУНДФОС» Сергей Егоров. — А затраты на приобретение в LCC (D-LCC — программное обеспечение для принятия решений на основе сведений о стоимости жизненного цикла изделия (Decision by Life Cycle Cost) на такой вид оборудования составляют всего 5-8%. Все остальное — затраты на потребление электроэнергии, ремонт, обслуживание и т.д. При приобретении энергоэффективного, надежного оборудования снижаются именно эти затраты».

По объективным причинам оборудование, которое в России все еще является новым, уже прошло «обкатку» за рубежом, что дает основания для долгосрочных гарантий. Так, Петр Зенитов, инженер отдела продаж оборудования для водоснабжения и сточных вод представительства KSB, подчеркивает: «На южном рынке мы представляем только то оборудование, что себя уже хорошо зарекомендовало».

Говоря о дальнейшем развитии рынка, региональный руководитель Южного федерального округа ООО «ГРУНДФОС» Антон Денисенко убежден, что соотношение сил здесь в ближайшее время не изменится. Лидеры начали готовить себе позиции очень давно, в то время, когда речь о рынке, тем более цивилизованном, не шла вообще. Поэтому своих европейских конкурентов они вряд ли легко пустят на российский рынок, тем придется изрядно потрудиться. В перспективе для них возможно получение незначительной доли за счет увеличения емкости рынка. Отечественный производитель изначально проигрывает западному по качеству. Опыт в инженерной разработке и усовершенствовании канализационно-насосного оборудования у лидеров рынка измеряется десятилетиями, а производственные мощности и возможности продвижения и рекламы своего продукта на порядки выше, чем у российских лидеров — омского (ОДО «Предприятие Взлет») и уральского («Уралгидропром») заводов.

«Использование устаревшего оборудования ведет к тому, что отечественная продукция становится все менее конкурентоспособной по отношению к импорту как с Запада, так и с Востока», — комментирует ситуацию Павел Пискунов, торговый представитель ЗАО «АтласКопко».

Конкурируют цена и сервис

Говорить о соотношении цен на отечественную и импортную продукцию эксперты считают неправомерным по той причине, что зарубежный производитель закладывает в свой продукт гораздо больше функций. Поэтому основная конкуренция на рынке Юга России — конкуренция ведущих европейских брендов. Стремясь стать более привлекательными для клиента, они налаживают производство в России, что сокращает таможенные расходы. По словам поставщиков, российская сборка практически не сказывается на качестве (например, в отличие от автопрома, по поводу которого в этом вопросе существуют различные мнения). «Делегирование» технологий сегодня — мировая практика. Подавляющая часть объемов производства продукции сосредоточена отнюдь не на родине производителя.

Для того чтобы заинтересовать потребителя в своей продукции, объясняет Антон Денисенко, производители-лидеры увеличивают количество функций оборудования, работают над его совершенствованием в определенных направлениях. Это может быть устойчивость к определенной агрессивной среде, сейсмостойкость, повышение энергоэффективности, экологичности.

«На данный момент по Краснодарскому краю идет тенденция на реконструкцию канализационных насосных станций, — рассказывает инженер по оборудованию представительства компании Wilo Григорий Денисенко. — Учитывая это, мы делаем акцент на такого рода продукцию. Агрегаты низкого давления помогают уменьшать затраты на СМР, особый акцент — на сейсмоустойчивость и подземные воды. Они удобны в монтаже и обслуживании». «Наш производитель в канализационных насосах применяет запатентованную систему Smart Trim, способную без разборки насосной части и замены рабочего колеса длительное время поддерживать максимальный КПД насоса в рабочей точке», — приводит пример Сергей Егоров.

Однако при всем разнообразии новых разработок сами участники рынка признают, что они не носят универсального характера и не делают продукцию конкретного производителя абсолютно привлекательной. Наиболее серьезные возможности для конкурентной борьбы, по мнению аналитиков, заложены в нише сервисного обслуживания. Бесплатный аудит систем, обучение персонала, широкий перечень сервисных услуг, сокращение сроков диагностики и ремонта — те направления, в которых будут наиболее активно соревноваться за внимание потребителя лидеры.

Справка «Вестника»

На перекачку вод в ВКХ страны расходуется порядка 13 млрд КВт-ч электроэнергии. Стоимость электроэнергии в общей сумме эксплуатационных расходов на водопроводно-канализационных предприятиях составляет от 40% до 80%. Насосные установки с экономичным режимом работы уже сегодня позволяют сэкономить от 5% до 15% энергии, буквально уходящей в канализацию. В отдельных случаях энергопотери составляют 25-50%. В русле новой энергетической стратегии, разработанной на период до 2030 года, правительство страны планирует создать федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию и модернизации жилищно-коммунальной сферы на период с 2010-го по 2020 г. Этот вопрос в числе основных будет решать и ряд региональных и федеральных целевых программ.

Логотип Вестник Строительство