Закон суров и противоречив

Закон суров и противоречив

ФЗ «Техрегламент о требованиях пожарной безопасности» усложнил жизнь пожарным, ТСЖ и собственникам

Принятый в 2009 году ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» добавил забот и проверяющим инстанциям, и собственникам жилья. До 1 мая 2010 г. все многоквартирные дома должны иметь декларации пожарной безопасности. Но закон, считают собственники, создал еще одно Эльдорадо для коррупционеров в виде платежей за разработку деклараций пожарной безопасности.

В июле 2008 года, когда закон был принят парламентом и подписан президентом, он казался прогрессивным и позиционировался как панацея от неразберихи в сфере пожарной безопасности. Он установил меру ответственности владельцев помещений и проверяющих органов.

С приближением даты 1 мая 2010 года, когда составленные декларации пожарной безопасности, включающие расчет пожарных рисков, должны быть представлены, собственники зданий осознали, что задачи, поставленные законом, в столь краткие сроки практически невыполнимы. Вместе с президентом АНО «Ростовская областная ассоциация ТСЖ» Вольдемаром Михайловым «Вестник» пытался разобраться в положениях нового документа и столкнулся с массой противоречий и неточностей. Например, из ФЗ №123 не ясно, является ли ТСЖ собственником объекта или лицом, «уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями», на которых согласно п. 4 ст. 4 этого закона возложена ответственность «за принятие мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона». При этом г-н Михайлов ссылается на п. 1 статьи 161 ЖК, который указывает на то, что таковым лицом ТСЖ не является.

Председатели ТСЖ и собственники зданий справедливо опасаются брать на себя разработку деклараций. П. 4 ст. 64 ФЗ-123 угрожает ответственностью «за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации» — теперь уже лицу, владеющему «объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором. Законодатель не спешит с исправлением противоречий, а 1 мая этого года управления пожарной безопасности республик, областей и краев начнут проверку домов и наложение штрафов за несвоевременную сдачу деклараций. Вариант с самостоятельной разработкой документа не рассматривается, так как большинство председателей и собственников жилья не разбираются в вопросах расчета пожарных рисков. Согласно тех-регламенту, заниматься этим могут организации, аккредитованные при МЧС. Проверить эти фирмы на профессионализм и дать экспертизу подготовленным ими декларациям собственники не смогут. Обязанности уполномоченных организаций ФЗ формулирует так (п. 1 ст. 64 ФЗ-123): «1) оценка пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара)». Услуга расчета пожарных рисков небесплатна, но ее стоимость ФЗ не регулирует.

— Мне предлагали разработать декларацию для ТСЖ за 65,6 тыс. рублей при площади дома до 1500 кв. метров, — рассказывает Вольдемар Михайлов. — В 36-квартирной «свечке» это получится 1819 руб. 40 коп. с квартиры.

Если учесть, что в Ростове-на-Дону на 2009 год зарегистрировано 967 ТСЖ, общая стоимость услуг только для них составит более 63 млн руб. Откуда брать такие суммы, вопрос нерешенный, тем более что для зданий, площадь которых составляет более 1500 кв. м, стоимость подготовки деклараций увеличивается. Остается открытым вопрос и по кругу зданий, которым этот документ необходим. Формированием списков собственников пожарное управление не занимается. Редакция «Вестника» готова предоставить заинтересованным сторонам право высказать свою точку зрения.

Логотип Вестник Строительство