Ровно стелют

Ровно стелют

К 2016 году будет введено в эксплуатацию 358,988 км дороги М-4 «Дон»

«Дон» — всему голова

На территории ЮФО функционируют несколько дорожных организаций, управляющих федеральными автомобильными дорогами. К их числу относится ФГУ «Севкавуправтодор». Исполняющий обязанности начальника ФГУ «Севкавуправтодор» Константин Орехов, комментируя вопрос мероприятий текущего периода, отметил, что на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог в 2009 году выделено 655 миллионов 132 тысячи рублей. Другое управление, работающее в нашем регионе, — Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю «Кубань».

Начальник отдела организации работ по содержанию автодорог Управления федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю «Кубань» Олег Жилин, оценивая текущее состояние объектов, сказал: «Из всех автодорог, находящихся на балансе нашего управления, наиболее изношена А-146 «Краснодар — Новороссийск». Здесь пролегают маршруты тяжеловесного автотранспорта, курсирующего в Новороссийский порт, перевозятся строительные грузы машинами, обслуживающими стройку аэропорта в Геленджике. Да и в целом строительный бум, столь характерный для нашего региона в последние годы, также не прошел бесследно для этой автодороги. Перевозки осуществляются автотранспортными средствами с полной массой 50–60 тонн. Это ведет к преждевременному разрушению проезжей части, образованию колейности, многократному сокращению сроков службы дорожных одежд и проявлению других неблагоприятных факторов. Для улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодороги планируются работы по капитальному ремонту, ремонту участков автодороги, проводятся мероприятия по нормативному содержанию. Их реализация позволит коренным образом изменить ситуацию».

Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю по распоряжению Федерального дорожного агентства разработало программу перспективного развития федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» на период с 2007-го по 2015 г. с вводом в эксплуатацию к 2016 году 358,988 км с параметрами 1-б категории. Задачи на первый этап (2007–2010 годы) — реконструкция 127,118 км дороги, строительство 48 транспортных развязок на разных уровнях на участке от границы с Ростовской областью (км 1119+500) до г. Горячий Ключ (1385 км). На вверенном участке Упрдор «Кубань» в прошлом году были выполнены работы на сумму около 3 миллиардов рублей. Продолжение реконструкционных работ в этом году обойдется практически в такую же сумму. Более миллиарда рублей будет потрачено на работы на автодороге «Подъезд к г. Краснодару от автомагистрали «Дон».

Здесь также осуществят реконструкционные мероприятия. Генеральный директор группы компаний «Автобан» Сергей Калашник, обозначая нынешний фронт работ специалистов организации на этом масштабном проекте, сказал: «За нами закреплено два участка федеральной автомагистрали М-4 «Дон». Работы на этой автомагистрали ведутся постоянно, в рамках текущих проектов мы будем здесь трудиться почти два года». Генеральный директор ОАО «Донаэродорстрой» Виктор Горобовский также отметил, что силы предприятия брошены на эту автомагистраль: «Наша организация имеет переходящие объекты на 2009 год на трассе М-4 «Дон» в Миллеровском и Чертковском районах. В работе находится 70 км полотна. При проведении реконструкционных работ на федеральных трассах используем инертные материалы: щебень твердых пород марки от 800 до 1200 (кг/кв. см), битум нефтяной марки БН-3 60/90, асфальтобетон крупнозернистый 1-Б. Для создания верхнего слоя покрытия применяется новейшая технология ЩМА (щебне-мастистая масса). Кроме того, используем специальные немецкие добавки из стекловолокнистых материалов («Виатоп»). Эта технология обеспечивает повышенный срок службы и надежное сцепление автомобильных шин с дорожным покрытием. Подобная технология в Ростовской области начала применяться два года назад и пока используется только нашей компанией».

Говоря о ситуации в дорожной отрасли ЮФО, нельзя не упомянуть о запланированных работах в рамках подготовки Сочи к предстоящей Олимпиаде. Один из таких проектов — строительство федеральной автомобильной дороги М-27 «Джубга — Сочи» на участке обхода г. Сочи. Идея разгрузить город от транзита витала в воздухе давно. Технико-экономическое обоснование строительства дороги на участке «Обход города Сочи» было разработано в 1978 году. Официальная реализация проекта была начата в 1988-м. Но спустя некоторое время его свернули. Строительство было возобновлено в конце 90-х. В декабре 2007 года постановлением Правительства РФ проект был включен в перечень объектов олимпийского строительства, что «вдохнуло в него второе дыхание» и придало соответствующее значение в рамках подготовки к Олимпиаде транспортной инфраструктуры.

Реализация проекта связана с решением ряда сложных технических вопросов, обусловленных климатическими условиями, горным рельефом, повышенной сейсмичностью региона, высокой водонасыщенностью грунтов, наличием большого количества оползневых участков и другими обстоятельствами. Генеральный директор ОАО «Тоннельный отряд №44» Леван Гоглидзе отметил: «Наша организация работает на этом объекте в качестве генерального подрядчика. Из общей протяженности участка в 9,5 км на искусственные сооружения приходится 35%. Дорога проходит в условиях сложного горного рельефа, поэтому в ущельях она выполнена в виде мостов и эстакад на высоких опорах, а ширина пролетов достигает 63 м. Еще на этапе проектирования дорожного полотна в основу была принята конструкция, отвечающая повышенным нагрузкам на дорожную одежду. Верхние слои асфальтового покрытия сооружаются с учетом горноклиматических особенностей региона, в том числе с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона. В процессе строительства полотна дороги особое внимание уделено надежному укреплению откосов выемок. Также на этапе проектирования были рассмотрены различные варианты с привлечением научно-исследовательских организаций. В итоге была выбрана и применена технология с использованием перфорированной георешетки «ГП-4» с заполнением щебнем. Значительный объем работ связан с проходкой тоннелей. Для этих целей использовалось два метода: буровзрывной (шпуровыми зарядами) и с помощью проходческих комбайнов, а при сооружении тоннелей мы применяли современную технологию с использованием противофильтрационной пленки «Аргуфлекс». Она позволяет эффективнее решать проблемы отвода инфильтрационных вод, делает тоннели сухими и удобными в последующей эксплуатации».

В ноябре 2008 года «ТО №44» сдал в эксплуатацию 2-й пусковой комплекс обхода общей протяженностью 4,2 км. Он имеет два тоннеля общей длиной 540 м, четыре мостовых сооружения протяженностью 872,7 м.

В ноябре 2009 года запланирована сдача в эксплуатацию 3-го пускового комплекса протяженностью 5,2 км, включающего тоннель длиной 520 м и 1424 м мостов и эстакад. С вводом этого участка будет закончено строительство автомобильной дороги Джубга — Сочи на участке обхода г. Сочи от реки Агура до Мамайского поста ГАИ.

Привлекательная стабильность

Специалисты отмечают значительную степень ответственности при выполнении работ на федеральных дорогах. «Ремонтные работы на федеральных дорогах очень трудоемки. Они требуют высокого профессионализма как от непосредственных исполнителей проекта, так и от контролирующих служб. Наши генеральные подрядчики — это крупные компании с большим опытом работы, оснащенные современной техникой», — сообщает ведущий эксперт отдела капитального строительства Упрдор «Кубань» Сергей Падерин. В силу строгих требований по отношению к используемым материалам их доставляют не только с разных концов нашего края, но и из отдаленных регионов страны. «Перед применением дорожные материалы проходят контроль в лабораториях. Они должны соответствовать ряду характеристик. Довольно неплохо справляются с этой задачей местные инертные материалы. А вот, к примеру, битум привозят в край издалека — из Уфы, Саратова», — констатирует ведущий эксперт отдела капитального строительства Упрдор «Кубань» Роман Рунец.

Непосредственные участники рынка, организации, выполняющие реконструкционные работы на федеральных дорогах, имеют свою точку зрения относительно положительных сторон подобных проектов. «Для того чтобы получить право на строительство или реконструкцию дороги, компания участвует в конкурсных торгах. После этого заключается контракт, в котором оговариваются сроки выполнения работ. В соответствии с графиком идет финансирование. Как видите, схема прозрачна и проста. Основное преимущество такой методики в том, что можно заранее четко спланировать работы. Это дает возможность своевременно приобретать технику, оборудование, подбирать персонал», — заключает Виктор Горобовский.

Еще одна существенная черта подобных проектов — результат. «Так как при реконструкции выполняется весь цикл работ по восстановлению дорожного полотна, то и его износ происходит через гораздо больший промежуток времени.

Следовательно, время качественного передвижения по такому участку дороги увеличивается в разы», — подытожил Сергей Калашник.

Повышение качественного уровня сети федеральных дорог ЮФО — одно из важнейших условий, влияющих на эффективное развитие нашего региона. Шлифовка конкурентоспособных характеристик дорожных компаний позволит участникам рынка обойти соперников при реализации экономически выгодных проектов.

Логотип Вестник Строительство