Посчитать все до капли

Посчитать все до капли

Учет использованной воды поможет сдерживать тарифы

Руководство ООО «Водоканал» г. Шахты реализует программу рационального водопользования, которая позволит, обеспечив город водой, сократить ее реальный расход.

Четыре года назад мэр города Шахты Сергей Понамаренко поставил перед водоканалом важную, но трудоемкую задачу — в 2010 году уйти от подачи воды абонентам по графику. Сегодня эта задача планомерно решается. Если в 2006 году на 3/4 территории города существовали проблемы с водой, то к 2008-му вода подается по графику несколько часов в сутки менее чем на 1/4 территории Шахт. «В первом квартале 2009 года не только центр города, но и поселки, входящие в состав муниципального образования, — Фрунзе, Машзавод, Артем, Сидорово-Кадамовский, получают воду круглосуточно, в поселке ХБК увеличено время подачи воды с 3 до 20 часов в сутки», — рассказывает директор ООО «Водоканал» Сергей Савченко. По его мнению, сегодня даже самому большому скептику понятно, что установить цивилизованное водоснабжение в городе в следующем году вполне реально. Руководитель предприятия подчеркивает, что, благодаря продуманной политике руководства города и области, активно велись работы по перекладке сетей водоснабжения: «Только в 2008 году было заменено более 40 км водопроводных труб, в том числе 11 км — большого диаметра (от 500 мм до 1000 мм). Это повысило качество транспортировки воды от насосных станций к потребителям».

Новые водопроводы обеспечивают безаварийную доставку воды, значит, потери «по дороге» исключаются, теперь ни абоненты, ни водоканал не должны платить деньги за потоки, текущие по улицам.

Следующий этап программы по обеспечению цивилизованного водоснабжения — учет водопользования. В этом направлении тоже сделано многое, и уже можно говорить о результатах. Воду для транспортировки к потребителю ООО «Водоканал» берет у Водного холдинга «Дон-ВК-Юг». Для уточнения объемов водопотребления в феврале текущего года на границе балансовой ответственности были установлены электронные приборы учета, которые в начале марта запущены в эксплуатацию и сейчас с абсолютной точностью фиксируют подачу воды в город. Согласно полученным данным, в марте 2009 года водопотребление составило 3100 тыс. кубометров, тогда как в марте 2008-го, когда бесперебойное обеспечение водой было налажено на меньшей территории города, в отчете по водопотреблению обозначено 3 600 тыс. кубометров. Таким образом, факты говорят о солидной экономии при росте числа абонентов, получающих воду круглосуточно. В финансовом выражении это порядка 3 млн сэкономленных рублей, говорит Сергей Савченко. Руководитель уверен, что по итогам года эта цифра вырастет в несколько раз.

В планах руководства водоканала установка узлов учета в 13 условных районах (по количеству пунктов оплаты). Таким образом, будут получены еще более точные сведения, сколько воды приходит на каждый конкретный участок.

С общедомовыми приборами учета в Шахтах ситуация несколько сложнее. «Наш город по многим параметрам совершенно заслуженно лидирует в области, а вот с приборами учета для населения — отстаем, — констатирует руководитель, — в феврале установили 56 таких приборов, в результате доначислили оплату еще за 9,5 тысячи кубометров воды, что, конечно, не вызвало энтузиазма у потребителей. Проводили разъяснительную работу. Как результат — на сегодня в городе установлено 200 общедомовых приборов учета».

По итогам учетной проверки в 27 домах из 56, оснащенных счетчиками, был произведен перерасчет абонентской платы со снижением тарифного коэффициента. Такими методами стимулируется рациональное водопользование. В одном и том же районе, но в разных домах тарифные коэффициенты могут быть, например, 1,55 и 0,83.

По планам предприятия таких счетчиков к 2010 году в Шахтах должно быть не менее 1,5 тыс.

«Необходимо продолжать работать в этом направлении, — считает Сергей Савченко. — Следующий этап — стимулирование своевременной собираемости абонентской платы». Сегодня город условно разделен на три участка, к которым прикреплены контролеры. На границах каждого участка поставлены водомеры, т.е. есть данные о количестве потребленной воды, о суммах выплат, а значит, можно определить, кто из контролеров работает лучше. По словам Сергея Савченко, эту информацию руководство предприятия использует, принимая решение о премировании сотрудников.

Чтобы упростить систему оплаты для абонентов, в городе организовано 13 пунктов приема платежей. «Мы стараемся создать нормальные условия, чтобы люди могли спокойно оплатить услуги, — объясняет Сергей Савченко. — Ежемесячно в дни приема платежей в этих пунктах присутствует кто-нибудь из ответственных сотрудников предприятия, чтобы оперативно решать возникающие у населения проблемы, давать разъяснения по возникающим у людей вопросам, касающимся подачи воды, расчетов за услуги и т.п.».

Определенная часть работающего населения города может рассчитаться с водоканалом за услуги через бухгалтерию своих предприятий. Водоканал уже заключил с ними соответствующие договоры и готов работать по этому направлению практически со всеми государственными и коммерческими структурами города. Для того чтобы полностью ликвидировать очереди в пунктах приема оплаты, срок ежемесячных платежей без начисления пени продлен до 15 числа каждого месяца. При благоприятных условиях гражданину легче быть добросовестным плательщиком, считает Сергей Савченко.

Чтобы перевести еще одну немалую группу абонентов в добросовестные потребители, по инициативе мэра города Сергея Понамаренко, водоканал проводит акцию «Амнистия». По ее условиям, в течение месяца жители города, сделавшие самовольные врезки в водопроводную сеть для летних кухонь, гаражей, хозпостроек во дворах частных домовладений, могут совершенно бесплатно узаконить и зарегистрировать свое «самоуправство».

Еще одна проблема — несвоевременная, а то и несоответствующая количеству потребленной воды оплата от частных предприятий и бюджетных организаций. «С банями, саунами, автомойками все понятно: если они сознательно идут на нарушения, значит, отдают себе отчет в том, что могут быть наказаны, мы просто прекратим подачу воды. А вот школы, например, больницы и т.п., — другое дело, — рассказывает Сергей Савченко. — Перекрывать воду мы не будем, ведь дети или пациенты здесь совсем ни при чем, просто руководители не понимают, что забирают воду у своих соседей, сограждан, может быть, у других таких же школ. Надо им это объяснить, мы готовы подтвердить в их областном, например, руководстве, что они нуждаются (если, конечно, нуждаются реально) в увеличении норм водопотребления и увеличении бюджета на воду. Тогда не будет ситуации, когда одни получают услугу за счет других. А если введение в заблуждение нашей службы — сознательное решение руководителя, мы готовы действовать жестко и сами выходить на его непосредственное начальство. Я думаю, что раз-другой заплатив штраф за своего подчиненного и вверенное ему учреждение, наверху подумают, стоит ли держать на рабочем месте такого администратора, который не умеет рассчитать бюджет».

Директор предполагает, что все проведенные и запланированные мероприятия будут способствовать серьезной экономии бюджета предприятия, что даст, в свою очередь, возможность регулировать тарифы для потребителей. И если не снижать их (что проблематично в условиях растущих цен на энергоносители), то хотя бы заморозить. Это будет серьезным вкладом администрации в решение социальных вопросов в городе.

346513 Ростовская область, г. Шахты, ул. Шишкина, 162
Тел.: (8636) 27-90-01.

Логотип Вестник Строительство